Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ."
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Нейман Ольга Викторовна

В статье рассматривается проблема развития речи детей с ОНР .Упоминаются исследователи ,изучившие вопросы речевого развития детей .В статье описывается педагогический опыт организации коррекционной работы по формированию  и развитию словаря детей  с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Нейман Ольга Викторовна 
учитель-логопед 
ЛОГБУ «ЛО МРЦ»
Ленинградская  обл

  В дошкольной педагогике развитию речи, в том числе развитию словаря,

уделялось пристальное внимание. Исследование по данной проблеме ведется

примерно с 30-х годов прошлого столетия. Также стоит отметить, что на сегодняшний день, согласно ФГОС дошкольного образования одной из задач речевого развития ребёнка-дошкольника является обогащение активного словаря.

  Известно, что слово представляет важнейшую единицу языка, оно обозначает предметы, явления их признаки, качества, свойства и действия с ними. Большое значение придаётся развитию умений выбрать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, работать над лексическими средствами выразительности (антонимами, синонимами, метафорами). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

   Исследованием проблемы развития словаря у детей дошкольного возраста

занимались выдающиеся педагоги и психологи, такие как: Л.С. Выготский,

Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, М.М. Кольцова, Е.А. Флёрина,  Ф.А. Сохин и др. В своих научных трудах они доказали значимость проведения работы по развитию словаря у дошкольников и её влияния на развитие речи ребёнка в целом.

Безусловно, стоит рассмотреть тот факт, что развитие словаря находится в

прямой зависимости от развития мелкой моторики руки, т.е. происходит прямое взаимодействие «руки и слова». Так считали А.Р. Лурия, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина. Известно, что центры в коре головного мозга, отвечающие за мелкие движения руки находятся рядом с речевыми центрами. Возбуждение, возникающие в участке коры, активизируя тем самым работу речевого центра, таким образом, развивая словарь и речь детей, М.М. Кольцова пришла к выводу, что формирование речи зависит не только от общения, но и от двигательной сферы, где особая роль принадлежит мелкой мускулатуре рук.

    Исследованиями по проблеме взаимодействия руки и слова, занимались

также известные психологи Л.В. Щерба, А.И. Гвоздев, А.В. Запорожец. По их утверждениям, значительный вклад в развитие словаря вносят продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.). Художественный труд, способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с накоплением словаря детей и развитием речи в целом.

  В нашей работе важно обратиться к рассмотрению вопроса о развития сло-

варя у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Как отмечала, М.А. Миронова, у детей с ОНР словарный запас мал, языковые средства несовершенны. Поэтому самостоятельно дети не пользуются речью, общаются с окружающими выразительными или невыразительными жестами, подкрепляемыми лепетными словами, а также эмоциональной мимикой, полностью заменяющей слова.

  Вследствие недостаточно развитого словаря, понимания семантики слов, у

таких детей наблюдается не полное понимание речи взрослых и смысловой замены слов. Например, такому ребёнку, чтобы выполнить определенное действие, которое просит сделать взрослый, необходимо повторять несколько раз или даже показывать. Большинство детей знают названия лишь ограниченного круга предметов и не могут выполнить простейшие инструкции. Дети с общим недоразвитием речи понимают речь только по поводу той ситуации, в которой они находятся, поэтому взрослым-воспитателям необходимо не только говорить, но и пользоваться жестами, показывать и комментировать все действия.

  Со временем ребёнок с общим недоразвитием речи начинает осознавать, что

его речь непонятна окружающим. У некоторых детей появляется озлобленность, упрямство, замкнутость, нежелание входить в контакт. Это отрицательно сказывается на формировании его характера. Такие дети не хотят идти в детский сад, в школу. Изъяны речи, малый словарный запас, мешают ребенку хорошо учиться, а также служат помехой полноценного общения со сверстниками и взрослыми.

  Также стоит отметить, убедившись на своей практической деятельности, мы

выявили, что у детей с ОНР выражена моторная недостаточность и отклонения в развитии движений пальцев рук, которые непосредственным образом влияют на речевое развитие ребёнка.

    Анализируя всё выше сказанное, можно сказать, что работа по развитию

словаря детей с ОНР требует специально организованной коррекционной ра-

боты, по активизации и его развитию, в процессе образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, посредством развития мелкой моторики.

   Наша работа проводилась с детьми ОНР старшего дошкольного возраста. И

одной из важных задач педагогического руководства являлась целенаправленная работа по развитию словаря, с использованием различных методов и приёмов, в том числе развития мелкой моторики, посредством образовательной деятельности (конструирование с различными природными и бросовыми материалами).

   Наряду с решением основных задач по образовательной продуктивной дея-

тельности, успешно осуществлялись и решались задачи, направленные на развитие словаря детей.

   Конструирование с природными и бросовыми материалами, не только рас-

ширяет знания, представления детей об окружающих предметах, но также способствует проявлению речевой активности.

   В образовательной деятельности по выделенному направлению, мы знако-

мим детей с помощью обследования предмета и последующего алгоритма его

описания с новыми словами, их значением; формируем понимание и умение употреблять слова в активной речи.

  Вначале в групповое пространство вносятся необходимые природные или

бросовые материалы в зависимости, с чем будет в дальнейшем организовываться продуктивная образовательная деятельность, и в игровой форме «чудесный мешочек» происходит обследование предмета, т.е. ребёнок приобретает первичные представления о природном или бросовом материале. Далее дети на основе алгоритма знакомится с названием новых предметов, его признаками, пользой, действиями, которые можно производить с предметами, т.е. происходит закрепление и активизации в речи детей новых слов. Следующим шагом последует образовательная деятельность по преобразованию тех предметов, с которыми ребёнок ознакомился.

    Все предметы, с которыми ребёнок действует или которые он создаёт, иг-

рают роль наглядной опоры для речевых упражнений, причём в данном случае(конструирование из различных природных и бросовых материалов) представлена реальными предметами. Это имеет огромное значение для дошкольников, так как дети быстрее усваивают речевой материал, используя натуральные предметы.

   Таким образом, слово прочно входит сначала в пассивный словарь, а затем

и в активный словарь ребёнка с общим недоразвитием речи.

Приложение 1.

Алгоритм обследования предмета из природного, бросового материала

(1. Название предмета; 2. Размер предмета; 3. Шершавый, гладкий, ребри-

стый; 4. Твёрдый, мягкий; 5. Цвет или оттенок предмета; 6. Где его применяют;7. Что мы сможем сделать из предмета).

Список литературы

1. Гвоздев А.В. Вопросы изучения детской речи [Текст]: – М.: «Просвеще-

ние», 1961.

2. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить [Текст]: – М., «Сов. Россия»,

1973. – 160 с.

3. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях

[Текст]: – М.: «Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...

методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

Творческая работа «Формирование словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В работе представлена диагностика и система работы по формированию словаря признаков у старших дошкольников с ОНР....

Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...

Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...