РАЗВИТИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
статья по коррекционной педагогике

Половинкина Светлана Валерьевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С АМБЛИОПИЕЙ  И КОСОГЛАЗИЕМ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Как известно, глагол считается базой для каждого высказывания, любой фразы. Для того, чтобы в полном объёме овладеть связной речью,  в первую очередь, необходимо выработать у ребёнка довольно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов (глаголов) является доминирующим звеном в выявлении последовательности любого сюжета.

Г.А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного (глагольного) словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи» [2, с. 14].

Принимая во внимание такое обстоятельство, что наиболее эффективное приобретение детьми лексикой совершается в дошкольном возрасте, непосредственно в данный промежуток следует проводить работу над развитием глагольной лексики.

В работах многих авторов (Н. С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой  и т. д. [4,6]), подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с амблиопией и косоглазием, в зависимости от уровня развитие речи и патогенеза (моторная и сенсорная алалия, дизартрия, в том числе и стертая форма дизартрии) присутствуют  различные нарушения словаря глаголов.

Описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием речи, многие авторы идентифицируют нарушения лексических и грамматических компонентов как одну из наиболее важных в структуре этой патологии. Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Л.Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность у таких детей глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам [5].

Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с амблиопией и косоглазием является актуальной, так как требует тщательного рассмотрения и изучения.

Дети, имеющие средний уровень развития глагольного словаря,  испытывают сложности в дифференциации глаголов единственного и множественного числа, с трудом определяли, чем заняты главные герои на представленных картинках.

Кроме того, дети не могут правильно подобрать антонимы и синонимы к глаголам. Испытуемые либо вообще не могли подобрать нужное слово, даже после подсказки со стороны педагога, либо подбирали однокоренные слова, либо использовали словосочетания.

Подводя итог, можно заключить, что обследуемые показали высокий уровень владения пассивным глагольным словарём, а при обследовании активного глагольного словаря их результаты стали снижаться. Дальнейшее обследование импрессивной и экспрессивной речи выявила недостатки сформированности   предикативной лексики.

Из чего можно заключить, что полученные данные подтверждают на данном этапе наше предположение и данные из научных источников, что  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с амблиопией и косоглазием есть отставание от нормы по развитию глагольного словаря, а именно:

  1.  в структуру глагольного словаря, преимущественно, входят слова, которые являются названиями повседневных действий, т. е. с которыми ребенок встречается каждый день («ест», «спит», «пьет», «идти», «бежать», «умываться» и т. д.);
  2. у детей наблюдаются некоторые сложности в процессе дифференцирования некоторых действий, что, в свою очередь, в ряде случаев приводит к применению в речи  глаголов более общего, недифференцированного значения (воркует – поет, ползет – идет, чирикает – поет);
  3. дети в своей речи начинают использовать замены слов, которые обозначают действия или предметы, словами – существительными (открывать – дверь, играть – кукла), или замена существительных глаголом (лекарство – болеть, самолет – летать, кровать – спать);
  4. в речи таких детей прослеживаются замены глаголов, которые являются особенно стойкими (стирает белье – моет белье, косит траву – подрезает траву,  гладит утюгом – проводит утюгом, купает – моет, вяжет – шьет).

В настоящее время особую актуальность приобретает лепбук, как вид дидактического средства, используемого в разнообразных целях развития ребёнка дошкольного возраста. На наш взгляд, эта методическая разработка представляется весьма доступным, занимательным и, самое главное, методически удобным дидактическим средством для развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста, в том числе и с речевой патологией. Поэтому именно лэпбук мы рассматриваем как основной способ речевого развития дошкольника силами учителя-логопеда, воспитателя. Также он может применяться и в ситуации развития речи ребёнка в домашних условиях. Эту точку зрения разделяет целый ряд авторов и исследователей: Е.В. Габидуллина ; С.Н. Кулясова, Л.В. Анохина;  Е. Ю. Носова, Т. В.  Федорова и т. д [11, 19, 27].

  1. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Лэпбук – можно рассматривать как: форму совместной деятельности участников образовательного процесса (детей, родителей, педагога), часть предметно-развивающей среды, продукт коллективного творчества.
  2. Педагог Д.А. Гатовская отмечает, что применение лэпбука следует рассматривать как технологию обучения, новую форму организации учебного материала, метод представления темы или средство, которое могут применять все участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги [4].
  3.  Лэпбук способствует развитию творчества, воображения, обладает дидактическими свойствами, обеспечивает игровую, познавательную, творческую активность, является средством художественно-эстетического развития детей. В нём содержатся игры и упражнения, которые можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и на подгрупповых занятиях.

Таким образом, всё вышесказанное определяет необходимость развития глагольного словаря  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с амблиопией и косоглазием и организации целенаправленной работы с логопедом, а также целесообразность коррекционных мер, выполнимых педагогами в ДОУ. Каждого ребёнка необходимо научить грамотно использовать в своей речи слова, обозначающие действия, а также пополнить объём его глагольного словаря. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду [3].

Список литературы:

  1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов.- М.: АСТ : Изд-во «Астрель», 2007. - 224 с.
  2. Волкова,  Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Волкова Г.А. - М.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 144с.
  3. Демина, А.В. Технологии развития речи дошкольников (специальные). Учебное пособие / А.В. Демина. – Орел: Изд-во ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. – 128 с.
  4. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: Изд-во «Просвещение», 1973. - 222с.
  5. Жукова, Н.С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи / Н.С. Жукова. – М.: Изд-во «Просвещение», 2013. – 74с.
  6. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 222с.
  7. Макарова, В.Н., Ставцева, Е.А., Едакова, М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие./  Астахова Н. Ю. — М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2008. — 80 с.
  8. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов./ Юрьева Е. — 2-е изд., перераб. и доп.— СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 320 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...