Использование интегрированных занятий для решения логопедических и психологических проблем у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Силина Наталья Николаевна

Существуют множество вариантов использования интегрированных занятий для решения логопедических и психологических проблем , где учитель-логопед и педагог-психолог в играх и упражнениях помимо логопедических и психологических задач решают задачи нравственного воспитания. Важно отметить, что используя игровой компонент, педагоги достигают поставленных целей намного продуктивнее. Дети знакомятся с нравственными понятиями опосредованно с помощью вымышленных героев, наделенных плохими качествами, эти герои обращаются за помощью к воспитанникам, и они с радостью им помогают, получая представление о хорошем и плохом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интегрированных занятий для решения   логопедических и психологических проблем  у детей старшего школьного возраста

            Дошкольное детство является важным периодом в нравственном становлении личности. Усваивая нормы поведения, ребенок многое перенимает от взрослых и сверстников.  Нравственное воспитание предусматривает формирование чувств, привычек нравственного поведения и нравственных представлений о добре и зле, дружбе и любви к семье и Родине, доброжелательного и чуткого отношения к окружающим, культуры поведения, умения выполнять  элементарные правила в обществе.

             Нравственное развитие происходит благодаря целенаправленному воспитанию, ознакомлению ребенка с нормами поведения в социуме в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Ребенок воспитывается в игре, труде, творчестве, общении. Все это служит для него школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения, необходимую в организации своего будущего. Каждый вид  деятельности требует от дошкольника выполнения определенных правил. Взрослые могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения со сверстниками, побуждать действовать по правилам, формировать отношение к людям, труду, своим обязанностям.

                На протяжении всего дошкольного периода педагоги при участии семьи :

- формируют положительные привычки, которые помогут ребенку нормально расти и развиваться. Организуют его поведение;

- культуру поведения с соблюдением общепринятых норм;

- воспитывают нравственные качества: уважение к окружающим людям, чуткость, сопереживание, трудолюбие, верность, честность, настойчивость, чувство ответственности и долга  и другие;

- развивают речь, формируют навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками. Важны правильная, грамотная, эмоционально окрашенная речь с четкой дикцией, коммуникативная компетентность;

- воспитывают бережное отношение к предметам деятельности, умение программировать свои действия и доводить начатое дело до конца, оказывать поддержку и помощь взрослым и сверстникам, действовать соответственно правилам, принятым в социуме;

- формируют элементарные навыки по организации свободного времени в соответствии с нормами и законами в семье и детском саду, разумные потребности и умение их реализовывать, не нарушая правил и моральных норм общества.

                   Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки своих поступков. Нравственное развитие происходит, только когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. В дошкольном возрасте дети уже могут оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать у них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим.

                   Воспитание ребенка начинается с формирования полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками. Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются не сразу, поэтому нравственные основы поведения сформировать нелегко. Перед взрослыми возникает задача не только упражнять детей внешне выглядеть воспитанными, но и побуждать к искренним добрым человеческим проявлениям.

                   С первых дней прихода ребенка в детский сад у него формируются культурно-гигиенические навыки и навыки культуры поведения, регулирующие отношения со сверстниками. Педагогами и всеми сотрудниками детского сада. Большое внимание уделяется воспитанию культуры речи: умению отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и четким произношением; задавать вопросы, четко формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращения; вступать в разговор со взрослыми и сверстниками, поддерживать беседу.

                   Нравоучения и навязывания не помогут воспитанию нравственных норм и правил. Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, поэтому только в игровой форме можно реализовывать воспитательные и образовательные задачи.

                   Как правило, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы не только в развитии речи и познавательной сферы, но и в становлении эмоционально-волевой сферы, социализации. Согласно ФГОС ДО пять образовательных областей, по которым программы развития. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, в первую очередь реализуют коррекционно-развивающие задачи, но и задаются таким вопросом: как построить свою работу, чтобы осуществлять нравственное воспитание?

                   Существуют множество вариантов использования интегрированных занятий для решения данной проблемы, где учитель-логопед и педагог-психолог в играх и упражнениях помимо логопедических и психологических задач решают задачи нравственного воспитания. Важно отметить, что используя игровой компонент, педагоги достигают поставленных целей намного продуктивнее. Дети знакомятся с нравственными понятиями опосредованно с помощью вымышленных героев, наделенных плохими качествами, о которых им рассказывает их гость – Петрушка. Он обращается за помощью к воспитанникам, и они с радостью ему помогают, получая представление о хорошем и плохом.

                       При разработке интегрированных занятий необходимо учитывать:

-возраст и психофизические особенности детей;

-доступность материала для понимания и усвоения детьми;

-необходимость смены деятельности в процессе проведения занятия.

                      В течение года проводят 15 интегрированных занятий, которые проводятся 1 раз в две недели, длятся по 30 минут, в их содержание включаются и творческие задания.

                      Для проведения таких занятий важно использовать информационно-коммуникативные технологии, например для создания презентаций по заданной теме.

      Пример интегрированного занятия «Радость и грусть»

Задачи:

-развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, смысловых аналогий;

-расширение синонимического ряда слова «радоваться»;

-активизация словаря по теме «Осень»;

-знакомство с эмоциональными состояниями человека: грустью и радостью;

-формирование представления о возможных причинах возникновения радость и грусти, умение понимать и принимать свое состояние;

-развитие творческого воображения, мелкой моторики, фразовой речи при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли;

-формировать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом;

-создавать благоприятный эмоциональный климат в группе.

Оборудование:

-сюжетные картинки на темы «Грусть», «Радость»

-лист бумаги желтого цвета, полоски цветной бумаги

-прищепки

-игрушка-сюрприз Петрушка

- мяч

- фрукты : бананы, мандарины, киви

-подносы или тарелки

Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим  о настроении людей. А вот о каком, вы узнаете, если посмотрите на картинки. Что вы видите на первой картинке?

(Логопед показывает детям картинки с изображением людей в разном настроении. Дети отвечают.)

Правильно. На ней изображено грустное настроение.

Психолог. Как вы это поняли? ( Дети отвечают)

Теперь посмотрите на вторую картинку. Какое настроение изображено на ней ?

Дети. Веселое.

Психолог. Верно. Это радостная картина.

Логопед. Назовите признаки веселого настроения.

(Дети отвечают.)

Итак, сегодня мы будем говорить о грустном и веселом настроении.

Психолог. Ребята, сегодня к нам в гости пришел Петрушка. Ему опять нужна ваша помощь. У него есть подруга Марина. Петрушка волнуется за нее. А почему, вы узнаете из стихотворения.

Логопед.

Грустит Марина в уголке.

Ползет слезинка по щеке.

Не радуют Марину

Ни снег, ни мандарины .

Ни с кем она не дружит,

В углу-темнице тужит.

Психолог. Какая подруга у Петрушки?

Дети. Грустная.

Психолог.  Верно. Марина очень грустная. Она всегда плачет, ничего ее не радует. Петрушке очень хочется изменить Марину. Помочь ей подружиться с ребятами и взрослыми, стать веселой. Ведь она его подруга. Поможем Петрушке?

Дети. Да.

Психолог. Каждый человек может грустить. Расскажите, из-за чего мы грустим.

(Дети рассказывают)

Каждый грустит по-разному. Приведите примеры того, как вы ведете себя, когда грустите.

(Дети выполняют задание)

Есть много способов справиться со своей грустью. Вот и давайте покажем Петрушке, как это сделать. Марине нужно стать веселой. А для этого вы должны  выполнить задания, которые подготовил наш гость.

Игра «Осенние приметы»

Логопед. Ребята, сейчас осень, давайте вспомним ее приметы.

 Назовите осенние приметы и прикрепите прищепки на лист бумаги. (Дети выполняют задание)

Психолог. Молодцы! С этим задание вы справились. Осень считают грустной порой. Ведь становится холоднее, деревья сбрасывают листву, идут дожди.

Но посмотрите- из прищепок у нас получилось солнышко, оно всегда нас радует. Даже осенью можно радоваться природе и ее красоте.

Игра «Листопад»

Логопед. Возьмите полоски цветной бумаги и порвите их на набольшие кусочки. Это - разноцветные осенние листья. Сейчас мы устроим листопад. Бросайте листочки вверх и радуйтесь листопаду, прыгайте, веселитесь! (Дети выполняют задание)

Психолог. Молодцы! Вы справились с заданием. Вам понравилось устраивать листопад?

Дети. Да.

Психолог. А теперь давайте соберем все листики, чтобы комната снова стала чистой. (Дети выполняют задание)

Игра «Подбери по аналогии»

Логопед. Ребята, Петрушка приготовил вам еще одно задание. Вы должны найти близкие по смыслу слово к слову «радоваться». Если услышите слово, которое подходит к нему, должны поймать мяч.

Слова:веселиться, размышлять, смеяться, праздновать, чихать, шагать, ликовать , торжествовать, прятаться, петь, забавляться, торопиться, восхищаться, читать.

(Дети выполняют задание)

Психолог. Ребята, вы все правильно сделали1 А теперь мы продолжим справляться со своей грустью, а Петрушка расскажет об этом своей подруге Марине. Согласны?

Дети. Да.

Психолог. Есть еще один способ поднять настроение, справиться с грустью.

Нужно побаловать себя и съесть что-нибудь вкусненькое. А вкусным может быть что угодно. Сейчас мы будем делать картины. Рисовать мы будем не красками и не карандашами. Картины наши будут сделаны из фруктов. Правда, интересно?

(Дети выкладывают на тарелках фрукты, создавая картины)

Логопед. Ребята, помните, что Марина ничему не радовалась, была грустной и много плакала. Как вы думаете, если она увидит фруктовые картины, то обрадуется?

Дети. Да.

Логопед. Конечно. У нее сразу станет веселое настроение.

Психолог. Ребята, вы  все задания выполнили правильно. Петрушка, как ты думаешь, мы помогли Марине?

Петрушка. Да.

Логопед.

Подготовили подарки

Дети плаксе и дикарке.

И она уже смеется,

Смех, как речка, звонко льется.

Психолог. Ребята, всегда приятно дарить радость себе и другим, а не грустить. Давайте и мы сделаем друг другу приятное. Ваши картины из фруктов поднимут вам настроение и порадуют вас. Угощайтесь!

(Дети едят фрукты)

Я поняла, что в нашей группе все ребята дружные, веселые и добрые! Вы готовы помочь друг другу, поддержать своих друзей! Молодцы!

Логопед. Да, наши дети помогли Петрушке изменить его подругу Марину, а значит сделали доброе дело! А еще они узнали много нового и интересного!

Ребята, а что вы на занятии узнали нового?

(Дети отвечают)

Психолог. Нам пора прощаться с Петрушкой, занятие закончилось.

Но, я думаю, Петрушка еще придет к вам в гости. До свидания, Петрушка! До новых встреч!

 

 Список использованных источников

1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР. -  СПб.,2007. – 215 стр.

2.Гуцал И.Ю., Мищенко Г.В. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2015. – 64 стр.

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

.Данное занятие поможет обогатить знания  детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных...

Интегрированное занятие по развитию речи в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Страна улыбок, планета радости"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6222433","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

«Использование приёмов моделирования в коррекционно-логопедической деятельности при обучении детей старшего дошкольного возраста языковому анализу»

Как ребёнка старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ подготовить к успешному овладению письменной речи в школе....