Самообразование"Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ"
материал по коррекционной педагогике

Свиридова Валентина Владимировна

Планирование работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №12 г. Россоши Воронежской области

                                                   

                                                   План

                                        по самообразованию

                         Свиридовой Валентины Владимировны

                                     Стаж работы – 33 года.

Тема:» Развитие мелкой моторики дошкольников с ОВЗ»

                                       2020-2021 учебный год

                            Группа кратковременного пребывания.

                                                            2020г.

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников с ОВЗ».

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ОВЗ дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём: изучение литературы, посещение РМО…

2. Разработать перспективный план работы с детьми.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Оформить в группе уголок «Волшебные пальчики.»

5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему:» Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»

6. Подготовить материал (провести) мастер-класс по тестопластике для родителей: «Снеговик»


    Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка. В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного развития. Учеными (В.М. Бехтеров, Л.С. Выготский, С.Д Забрамная, В.С. Мухина) давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

     Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка.

      И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки), а также словарный запас.  Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.  Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

     Форма работы:

С детьми: индивидуальные занятия, беседы.

С педагогами: мастер-классы, выступления.

С родителями: консультации, родительские собрания, круглый стол, мастер-класс.

    Методы работы с детьми:

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки,
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками,
  • пальчиковый театр,
  • работа с конструктором ЛЕГО,
  • рисование по трафаретам,
  • дидактические игры,
  • шнуровка,
  • игры с мелкими предметами,
  • пазлы, мозаика,
  • игры и самомассаж с мячиками су-джок.
  • бизиборды,
  • песочная терапия,
  • пластинография, нетрадиционные виды рисования.

                         

     План работы по самообразованию.

Сентябрь – мониторинг.

- изучение литературы по данной теме,

- создать планирование,

- консультации для родителей: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ», «Значение развития мелкой моторики рук», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей», «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования», «Пластинография, как метод развития мелкой моторики рук», «Роль массажа с использованием Су-джок терапии», «Пальчиковые игры, их значение», »Игры с прищепками, как средство для развития мелкой моторики».

Октябрь

Занятия:

- Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

- Рисуем штампами «Осенний лист»

- Шнуровка «Солнышко»

- Знакомство с колючими мячиками су-джок.

- Беседы в соответствии с планом работы.

Ноябрь

Составить картотеки:

- игр для развития мелкой моторики рук,

- игр на развитие дыхания.

- Оформление папки-передвижки. Тема: Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Занятия:

- Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

-Пластинография «Дерево осенью»

-Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

- «Сделай, как я» (учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

Декабрь

Занятия:

-Рисуем пальчиками «Снежинка»

-Игры в песочнице: «Найди клад», «Песочная сказка» и т.д.

- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

- Конструирование из лего-конструктора «Домик».

- Оформление уголка в группе «Волшебные пальчики»

- Оформление папки-передвижки. Тема: «Фотоотчёт, как мы развиваем мелкую моторику»

Январь

- Ознакомление с литературой: «Нетрадиционные виды рисования»

- Мастер-класс для родителей. Тема: «Лепка из солёного теста - Снеговик»

Февраль

Занятия:

- Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».

- Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация),

- Настольная игра с прищепками «Кто? Что? Ест»

- Развлечение: Кукольный театр-сказка «Три поросёнка»

Март

- Подготовить и провести мастер-класс для педагогов. Тема: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»

Занятия:

-Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта», «Веточка мимозы» (комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

- Повторение игр: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Апрель

- Развлечения: Кукольный театр-сказка «Колобок», игры с мячом.

Май-мониторинг.

- Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.

Выход темы:

- Мастер-класс для родителей. Тема: «Лепка из солёного теста – снеговика»

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»

- Оформление папки-передвижки тема: Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

- Оформление уголка в группе «Волшебные пальчики»

- Оформление папки-передвижки. Тема: «Фотоотчёт, как мы развиваем мелкую моторику»

- Сборник консультаций для родителей. Тема: »Родителям на заметку»

- Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература.

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковыемалыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
  3. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
  4. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
  5. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  6. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  7. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  8. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  9. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  10. малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
  11. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
  12. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
  13. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  14. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  15. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  16. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  17. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  18. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

19.Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

20.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

21.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб,"Корона", 2007г.

22.- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

23.- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

24.- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

25.- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

26.- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию.Тема «Влияние развития мелкой моторики на речь дошкольников».

В плане по самообразованию представлены основные этапы работы. Отчет предлагается в виде презентации,В отчете говорится о проведенном анализе литературы,рассмотрены виды работ по развитию мелкой мотор...

Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Воспитатель Зайцева Т.А.

Тема самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»...

План самообразования «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

План самообразования «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»...

Консультация для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников.»

Консультация для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников.»...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников"

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников....

Представление темы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования"

В данном материале указаны цель, задачи, актуальность, ожидаемые результаты, план работы с детьми, педагогами, родителями по теме самообразования....