Рекомендации: как придумать сказку для коррекции поведения.
консультация по коррекционной педагогике

Прилепко Лариса Леонидовна

Основной механизм воздействия происходит через эмоциональное переживание сказки, отождествление себя с главным персонажем, а значит и идентификацию (сравнение) своих чувств и чувств главного героя, внутренней поиск правильного решения и преодоление вместе с ним жизненных перипетий, приобретение опыта конструктивного выхода из ситуации. В процессе прочтения ребенок поймет, что не только он сталкивается с подобными сложностями и испытывает сильные и порой противоречивые чувства по отношению к близким. Заключительная и самая главная часть психотерапевтической сказки это моделирование конструктивного поведения в каждой конкретной ситуации. Всегда позитивный финал формирует у малыша веру в то, что побеждает добро, а не зло, что сильнее мудрость и искренность, а не жестокость и физическая сила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pridumat_skazku_dlya_korrektsii_povedeniya_rebenka.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Как придумать сказку для коррекции поведения ребенка

При создании сказки учитывайте возрастные особенности:

  • Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные.
  • Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка.
  • Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы.

Принципы сказкотерапии:

как придумать сказку для коррекции поведения ребенка

 

Источником для создания терапевтических сказок служат знакомые сказочные сюжеты, притчи и былины, не последнюю роль играет воображение самого ребенка, а также ситуации из реальной жизни.

Для того чтобы придумать терапевтическую сказку самостоятельно, нужно учитывать некоторые правила:

  1. Не нужно полностью копировать в сказку проблему малыша, она должна быть лишь косвенно на нее похожей.
  2. В терапевтической сказке должен присутствовать понятный и нужный совет, благодаря которому ребенок сможет найти выход из трудного положения и справиться со своей проблемой.
  3. Сюжет сказки с терапевтическим эффектом должен следовать в определенной последовательности. 

Принципы ее построения психотерапевтической сказки

  1. Создаём образ главного героя.
  2. Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.
  3. Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.
  4. Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.
  • Совет мудреца. 
  • Прямая агрессия.
  • Использование волшебных предметов и помощников 

 5.   А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.

 6.   Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.

 7.    Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя. 

 8.   Вопросы к сказке: 

  • О чем эта сказка, чему она нас учит?
  • Почему герой поступает именно так?
  • Чего он хотел на самом деле?
  • Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой.

Руководство по созданию сказки с терапевтическим эффектом.

Элементы сюжета

Правила создания разных частей сказки

Начало сказки. Жил-был… или жили-были в одном прекрасном царстве, королевстве…

Главный герой должен быть одного пола и возраста с ребенком. Желательно, чтобы некоторые черты характера ребенка угадывались в сказочном персонаже.  Кроме того, главным героем сказки для маленьких детей может стать любимая игрушка, животное или маленькие сказочные человечки.

Ребенку пяти лет будет интересно увидеть главными героями принцесс и принцев, а также солдатов. Современным детям будут интересны сказки, в которых главными героями станут роботы-трансформеры.

Для подростков лучше использовать бытовые сказки или притчи.

Описывать жизнь сказочного героя нужно так, чтобы ребенок ясно видел сходство со своей жизнью.

Однажды наш герой или героиня попали в …

Нужно описать проблемную ситуацию, из которой ищет выход главный герой. Ребенок при этом должен найти точки соприкосновения и провести параллели со своей проблемой.

Из этого …

Должно поменяться направление. В сказке появляются различные варианты для того, чтобы разобраться и найти выход из проблемной ситуации. Возможно, что выход или верное решение главному герою помогут найти другие персонажи.

Кульминация терапевтической сказки

Герой самостоятельно или с помощью друзей преодолевает все выпавшие на его долю трудности.

Развязка

Герой приходит к осознанию того, что неправильно поступал, он признает свои ошибки и выбирает единственный правильный путь. За это он получает вознаграждение.

Сказочная мораль — «сказка ложь, да в ней намек…»

Главный герой должен получить необходимый урок и изменить свою жизнь в новом правильном направлении.

План анализа детских и взрослых сказок

психологический вариант  

Размышление над сказками и их обсуждение предлагается строить, по следующему плану:

  1. Выделение основной темы.

 

Через нее передаются основные ценности, установки поведения и формирования взаимоотношений с окружающими. На этом этапе важно понять главные идеи сказки. для этого ребенку или взрослому педагогом, родителям и т.д.) рекомендуется задавать вопросы типа:

 

  • О чем эта сказка?
  • Чему она нас учит?

 

  • В каких ситуациях нашей жизни пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

 

2. Мотивы поступков.

 

Здесь важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки, их потребности. Ребенку можно задать вопросы следующего типа:

 

  • Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?
  • Чего он хотел на самом деле?
  • Зачем один герой был нужен другому? Почему другие герои

 

появились в сказке? Какую роль они выполняют - помощников или врагов героя?

 

  1. Способы преодоления трудностей.

 

Линии героев сказки могут переплетаться. Здесь важно проследить хapaктepныe для них способы разрешения жизненных трудностей. Для этого нужно попробовать ответить вместе с ребенком на следующие вопросы:

 

  • Как герой решает проблему?
  • Что он использует в качестве средства решения проблем:

 

хитрость, волшебные предметы, помощь окружающих и др.? - Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный?

 

  • Герой решает и преодолевает все сам или старается переложить ответственность на другого?

 

  • В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

 

4. Отношение героев к окружающему миру и самому себе.

 

На данном этапе важно понять, является ли герой созидателем или разрушителем по отношению к окружающему миру, другим героям, для этого нужно обсудить следующие вопросы:

 

  • Что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение)?

 

  • В каких ситуациях он созидатель, в каких - разрушитель?
  • В связи с этим, какие чувства вызывает эта сказка?

План анализа детских и взрослых сказок

педагогический вариант

Обращает ли ребенок внимание на мимику изображаемых персонажей?

  •  
  • Умеет ли по изображению достаточно верно определить характер персонажа?
  •  
  • Удается ли ребенку рассказ по изображению? Участвует ли его воображение в этом рассказе?
  •  
  • Может ли ребенок начинать и разворачивать игру по сюжету сказки?
  • Использует ли он предметы-заместители в этой игре?
  •  
  • Умеет ли активно, действенно выражать сострадание? (Стремится ли как-то помочь, например, Зайчику из сказки «Лиса и Заяц».)
  •  
  • Понимает ли ребенок шутки, юмор и помогает ли это снять страх перед безнравственными персонажами?
  •  
  • Доступен ли ему переносной смысл рассказываемого, например, обыгрывание слов «большой» и «маленький» В прямом (размеры Таракана, Воробья) и переносном смысле (их поступки, бесстрашие Воробья и т.д.)?
  •  
  • Может ли ребенок «остановить» сказку в тот момент, от которого зависит поворот дальнейших событий, и чем он это мотивирует (объясняет)?
  •  
  • Подбирает ли ребенок цвет для рисунков персонажей, для раскрашивания фона иллюстраций? (Соответствие с образцом.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психокоррекционной программы «Коррекция поведения у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня на основе сказки с использованием зеркальной стены»

Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обижен...

Терапевтические сказки для коррекции агрессивного поведения детей

5 правил сказкотерапии:1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, чт...

Конкурс. Рекомендации для родителей "Коррекция поведения детей дошкольного возраста"

Как поступать, если ребёнок дерётся, если ребёнок не контактный, а если он грызёт ногти? А почему дети не могут быть долго без движения? Всё это можно найти в моих рекомендациях для родителей....

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...

Рекомендации родителям и педагогам: как общаться с ребенком с СДВГ, что делать для коррекции поведения

По статистике в России СДВГ страдает до 4% детей. Патология выражается в чрезмерной активности, неусидчивости, невнимательности. Мальчикам в 5-6 раз чаще диагностируют синдром, чем девочкам. Часто у т...