Эксперементальное изучение влияния сюжетно-ролевых игр на развитие дошкольников
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Парисина Анастасия Алексеевна

Сюжетно-ролевая игра учит детей языку общения, взаимопомощи, взаимопониманию, учит подчинять свои действия действиям других игроков. Основой такой игры является взаимодействие между её участниками, то есть уровень коммуникативности. Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРЕМНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

  1. Организация и проведение исследования.

В эксперименте приняли участие дети дошкольного возраста в количестве 16 человек (2 группы).

Задачи экспериментальной работы:

  1. Выявить уровень развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
  2. Апробировать систему сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей.
  3. Выявить динамику развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в ходе реализации основных этапов эксперимента.
  4. Провести анализ результатов исследования.

Исследование проводилось в 3 этапа:

  • на констатирующем этапе проводилось исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и определялись контрольная и экспериментальная группы;
  • на формирующем этапе эксперимента проводилась апробация системы сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию коммуникативных навыков у детей экспериментальной группы;
  • на контрольном этапе осуществлялось повторное проведение диагностики детей с целью выявления динамики развития коммуникативных навыков общения детей дошкольного возраста и качественный и количественный анализ полученных результатов.

Задачи констатирующего этапа:

  1. Выявить уровень сформированнности коммуникативных навыков у дошкольников.
  2. Определить на основании полученных результатов диагностики контрольную и экспериментальную группы.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы: беседа, наблюдение, тестирование.

Методики, применяемые в нашем исследовании, ориентированы на выявление уровня развития коммуникативных навыков у дошкольников со сверстниками, поскольку именно сверстник выступает в качестве равного партнера, в процессе общения с которым ребенок может апробировать знания и социальные нормы, данные взрослым.

Наблюдение и анализ общения детей в свободной и игровой деятельности детей, беседа с детьми.

Методика 1. «Наблюдение в процессе свободной деятельности»

Цель: выявить особенности взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок»;

Содержание: в группе детей было организованное длительное не включённое наблюдение за процессом коммуникативного взаимодействия дошкольников в свободной деятельности.

Критерии и оценка результатов: при наблюдении мы обращали внимание на следующие показатели поведения детей:

  • инициативность - отражает желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
  • чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника.
  • преобладающий эмоциональный фон - проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: негативный, нейтральный, нейтрально-деловой, позитивный.

Оценка коммуникативных умений в свободном общении может быть дана с учетом следующих критериев:

Таблица 1

Критерии оценки уровня коммуникативных умений.

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, в процессе игры активно строит взаимодействие.

3

высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других.

2

средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

1

низкий

Методика 2. Наблюдение в игре.

Для изучения коммуникативных навыков и умений также чаще всего используют наблюдения за общением детей в игровой деятельности, обращается внимание на характер общения, на инициативность ребенка, его умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника и понимать его, ясно выражать свои мысли.

Цель: выявить особенности общения детей в процессе игры.

Содержание: нами было организовано и проведено наблюдение за игровой деятельностью детей. С этой целью по нашему предложению, воспитателем была организована сюжетно-ролевая игра «Магазин». Перед игрой воспитатель провел предварительную работу. На занятии по ознакомлению с окружающим детей познакомили с работой продавца в магазине. В игре принимало участие 16 детей.

Игра началась с предложения воспитателя поиграть, и дети охотно согласились. Воспитатель подобрала атрибуты для игры, помогла распределить роли между детьми, уточнила игровые действия. Воспитатель направляла деятельность детей. Дети приступили к разыгрыванию сюжета. Вначале дети проявляли интерес к новому для них сюжету, активно участвуя в игре. После нескольких минут самостоятельной игры 5 детей потеряли интерес к ней, и не захотели продолжать. Всего игра продолжалась 20 минут.

По результатам проведенного наблюдения за свободным общением детей и игровой деятельностью, а также дополнительной беседы с детьми было выявлено:

Тематика сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Больница» «Война». Содержание игр на одну и ту же тематику за время наблюдений не претерпело значительных изменений, не зафиксировано ни одной новой сюжетной линии. В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все игры возникали по их инициативе. Вмешательство педагога требовалось лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-либо участник игры (Приложение 1).

Анализ наблюдений по выделенным критериям выявил:

1 группа:

1 уровень (высокий) – 3 человека (Лена В., Костя О., Марина З.)

2 уровень (средний) – 5 человек (Миша Н., Оля И., Алина Р., Настя В., Наташа О.)

3 уровень (низкий) – 6 человек (Алим М., Оксана Х., Андрей К., Данил П., Катя М., Саша Р.)

2 группа:

1 уровень (высокий) – 6 человек (Настя А., Галя М.,Владик Г.,Юра П.,Оксана О.,Вера С.)

2 уровень (средний) – 7 человек (Артем П., Миша А., Коля Р., Зейнат А., Кристина Е., Наташа Е., Рома С.)

3 уровень (низкий) – 1 человек (Маша Д.)

Методика 3. «Изучение коммуникативный умений».

Для изучения уровня сформированности коммуникативных умений использовалась методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [9] «Изучение коммуникативный умений», адаптированная целям исследования. Цель данной методики сделать вывод об уровне сформированности коммуникативных умений детей.

Для реализации данной методики нам понадобилось приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Исследование состоит из двух серий. Первая серия. Двум исследуемым детям давали по одному изображению рукавички и просили украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковы. Пояснили, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. При этом детям раздавали по одинаковому набору карандашей. В процессе деятельности детей, наблюдали и отмечали, как дети взаимодействуют, как общаются, договариваются. Немного сложнее оказалось проведение данной методики у детей, не посещающих ДОУ, так как возраст братьев и сестёр либо превышал, либо был меньше возраста исследуемых. Поэтому мы прибегли к помощи друзей детей, приглашая их в гости.

Вторая серия. Проводилась через три дня после первой. Она аналогична первой, но детям давали один набор карандашей и предупреждали, что карандашами надо делиться.

Обязательным условием во всех сериях было, что дети выполняли задание самостоятельно, без подсказок родителей и других взрослых.

Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.

 2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнёра.

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования.

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами).

Полученные данные соотносят с уровнем сформированности коммуникативных умений у детей.

1 уровень – высокий. Прежде чем приняться за работу, дети договариваются о рисунке, сверяют свои работы с другой, контролируют ход рисования, делятся карандашами. В процессе работы постоянно обсуждают, вносят изменения.

2 уровень – средний. Вместе придумывают замысел рисунка, в процессе работы не изменяют его, замечают отступления, но не делают замечаний, в процессе рисования не общаются, заняты своей работой, карандашами делятся.

3 уровень – низкий. Берутся за работу не договариваясь, если даже обговорили рисунок, рисуют так как им хочется; карандаш не дают пока не закончат работу.

Мы получили следующие результаты, которые совпали с результатами наблюдений, что подтверждает их достоверность:

1 группа:

1 уровень (высокий) – 3 человека (Лена В., Костя О., Марина З.)

2 уровень (средний) – 5 человек (Миша Н., Оля И., Алина Р., Настя В., Наташа О.)

3 уровень (низкий) – 6 человек (Алим М., Оксана Х., Андрей К., Данил П., Катя М.,Саша Р.)

2 группа:

1 уровень (высокий) – 6 человек (Настя А.,Галя М.,Владик Г.,Юра П.,Оксана О.,Вера С.)

2 уровень (средний) – 7 человек (Артем П., Миша А., Коля Р., Зейнат А., Кристина Е., Наташа Е., Рома С.)

3 уровень (низкий) – 1 человек (Маша Д.)

Итак, на основании полученных результатов и для продолжения исследовательской работы нами были определены контрольная и экспериментальная группы. Мы предположили, что развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста со сверстниками будет способствовать использование системы сюжетно-ролевых игр, учитывающей интересы детей в игровой деятельности, а также возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников.

С экспериментальной группой была проведена формирующая работа с применением системы сюжетно ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками. С контрольной подгруппой продолжал работу педагог данной группы по традиционной программе.

  1. Формирующий эксперимент по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Цель формирующего этапа: развивать коммуникативные навыки детей дошкольного возраста со сверстниками посредством системы сюжетно-ролевых игр. Мы подобрали и провели с испытуемыми экспериментальной группы ряд игр. При составлении системы сюжетно-ролевых игр мы учитывали интересы детей в игровой деятельности, индивидуальные особенностей дошкольников. Игры проводились систематически с постановкой коммуникативных задач. Также в играх использовались разнообразные игровые приемы и игровые ситуации, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

Для более эффективного развития общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игры, были созданы следующие психолого-педагогические условия:

  • создание положительного эмоционального фона в группе в ходе занятия;
  • поддержка интереса детей в ходе проведения игр;
  • последовательное введение игрового материала, начиная с умения слушать собеседника, отвечать на вопросы, вступать в контакт, и заканчивая умением владеть речевыми оборотами для установления контакта, умение задавать вопросы, своевременно вступать в диалог, завершать разговор;
  • обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения "педагог-дети", "ребенок-дети", "ребенок-ребенок";
  • обогатить представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения;
  • создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;
  • заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.

Психолого-педагогическая работа по руководству игрой нашла отражение в перспективных планах в нескольких аспектах:  

  • приемы педагогического влияния на содержание игр;
  • помощь детям при реализации игры;  
  • развитие сюжета;
  • формирование взаимоотношений между участниками игры.

Перед знакомством с новой игрой проводилась предварительная работа:

  • чтение;
  • экскурсии;
  • показ наглядного материала;
  • изготовление атрибутов к игре.

Игровые задания подбирались по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагались подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Акцент в ходе сюжетно-ролевых игр был сделан на развитие следующих навыков и качеств детей:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Для проведения исследовательской работы использовались специальные помещения, оборудованные для игр; в групповых комнатах, раздевалках имелись игры и игрушки для самостоятельной организации игр.

Обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности способствуют - посещения музеев, библиотек; прогулки в природу; экскурсии на стройку, в банк; наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. Таким образом, мы помогали перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Зеркало», «Эхо», «Волны». В таких играх знания детей обогащались представлениями об окружающей социальной среде, расширялся их кругозор, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности и общению со сверстниками.

Самая любимая детская игра — это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную». Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Старенькая бабушка», «Живые куклы».

Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. В этой игре дети распределяли между собой роль машиниста, кассира, начальника станции, проводника и пассажиров. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника станции и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Дети горячо реагируют на удачное выполнение роли, на неудачи, отступления от правил кем-либо из сверстников. При распределении ролей учитываются и реальные возможности каждого (капитан, командир — самый авторитетный в группе ребенок и т. д.). Назначение на роль обсуждается. Кроме игровых взаимоотношений, учитываются и общее оценочное мнение, и понимание человеческого достоинства.

Игры представлены в Приложении 2.

  1. Анализ и обобщение результатов исследования.

Целью данного этапа эксперимента являлся сравнительный анализ данных, полученных в ходе проведения эксперимента.

Нами были выделены следующие задачи:

  1. Провести повторную диагностику для выявления изменения уровня коммуникативных навыков дошкольников в контрольной и экспериментальной группах после формирующего этапа эксперимента.
  2. Сделать сравнительный анализ полученных результатов в экспериментальной и контрольной группах.
  3. Установить и обосновать зависимость уровня коммуникативных навыков экспериментальной группы от специфики организации сюжетно-ролевых игр.

Для проведения повторной диагностики были предложены те же методики, которые использовались на констатирующем этапе. Нами проводилось наблюдение в процессе свободной деятельности детей, а также в процессе игры.

По нашему предложению, как и на констатирующем этапе, нами была организована сюжетно-ролевая игра «Магазин» с целью провести наблюдение за общением детей со сверстниками в процессе игровой деятельности. Игра началась с предложения поиграть, дети охотно согласились. Детьми самостоятельно были подобраны атрибуты для игры, роли ребята распределили сами, мы лишь уточнили игровые действия. Дети приступили к разыгрыванию сюжета. Дети экспериментальной группы проявляли больший интерес к сюжету, активно участвуя в игре. Игра длилась в экспериментальной группе более 30 мин. Дети экспериментальной группы были более активны во взаимодействии друг с другом, что говорит о том, что работа, проведенная с ними, внесла изменении в характер их общения со сверстниками.

Также наблюдения за игровой деятельностью в экспериментальной группе показали, что у детей возникла установка на придумывание новой, интересной игры. Традиционные сюжеты, развертываемые детьми ранее, стали разнообразнее и сложнее, в них появились новые сюжетные линии, стали приобретать разнообразный характер. Дети стали переплетать, комбинировать события и роли, относящиеся к разным сюжетам. Участились моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередное событие, а не обыгрывают его, намечая дальнейшее направление сюжета. Число играющих групп осталось прежним 3-5 человек, но в игре возросла инициатива всех участников, дети стали меньше зависеть от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединять их замыслы со своими привело к уменьшению конфликтов в игре.

Анализ наблюдений на контрольном этапе по выделенным критериям выявил:

Экспериментальная группа:

1 уровень (высокий) – 5 человек (Лена В., Костя О., Марина З. Миша Н., Оля И.)

2 уровень (средний) – 8 человек (Алина Р., Настя В., Наташа О. Алим М., Оксана Х., Данил П., Катя М.,Саша Р.)

3 уровень (низкий) – 1 человек (Андрей К.,)

Контрольная группа:

1 уровень (высокий) – 6 человек (Настя А.,Галя М.,Владик Г.,Юра П.,Оксана О.,Вера С.)

2 уровень (средний) – 7 человек (Артем П., Миша А., Коля Р., Зейнат А., Кристина Е., Наташа Е., Рома С.)

3 уровень (низкий) – 1 человек (Маша Д.)

Результаты наблюдений представлены в Таблицах 6,7(Приложение 3).

Для изучения уровня сформированности коммуникативных умений также использовалась методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [9] «Изучение коммуникативный умений».

Результаты контрольной диагностики следующие:

Экспериментальная  группа:

1 уровень (высокий) – 5 человек (Лена В., Костя О., Марина З., Миша Н., Оля И.)

2 уровень (средний) – 8 человек (Алина Р., Настя В., Наташа О. Алим М., Оксана Х., Данил П., Катя М.,Саша Р.)

3 уровень (низкий) – 1 человек (Андрей К.,)

Контрольная группа:

1 уровень (высокий) – 6 человек (Настя А.,Галя М.,Владик Г.,Юра П.,Оксана О.,Вера С.)

2 уровень (средний) – 7 человек (Артем П., Миша А., Коля Р., Зейнат А., Кристина Е., Наташа Е., Рома С.)

3 уровень (низкий) – 1 человек (Маша Д.)

Уровень развития коммуникативных навыков в экспериментальной группе повысился у пятерых детей из группы: у Алима М., Оксаны Х., Данила П., Кати М., Саши Р. он возрос с низкого до среднего; у Миши Н., Оли И., возрос со среднего до высокого уровня.

В положительную сторону изменились мотивы выбора партнера для общения: появились дети, которые, выбирая партнера для общения, опираются на его нравственные качества, а также дети, которые мотивируют свой выбор интересом к совместной деятельности. сократилось количество детей без осознанного мотива выборов.

Сводные данные по результатам наблюдений и диагностики представлены в таблице.

Таблица 10

Сводная таблица по выявлению уровня развития навыков общения на констатирующем и контрольном этапах (количество человек в %)

Уровень коммуникативных навыков

Констатирующий этап

Контрольный этап

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий уровень

43 %

21%

43%

36%

Средний уровень

50%

36%

50%

57%

Низкий уровень

7%

43%

7%

7%

Таким образом, после проведенной работы по развитию коммуникативных навыков у детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика. Данные диагностики контрольной группы остались на прежнем уровне.

Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего этапа исследования и повторной диагностики, можно говорить о том, что сюжетно-ролевые игры действительно оказывают существенное влияние на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, если соблюдаются требования к организации игровой деятельности, выдвинутые в гипотезе. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.


Приложение 1

Таблица 2

Результаты наблюдений коммуникативных навыков общения у детей в процессе игровой деятельности (1 группа, констатирующий этап).

№ п/п

Имя ребенка

Уровень

коммуникативных навыков

Обсуждение замысла игры

Совместное обсуждение  игровых действий и содержания игры

Распределение ролей

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Выполнение правил игры

Инициатива детей во время игры

1

Миша Н.

с

в

с

с

с

с

с

2

Лена В.

в

в

в

в

в

в

в

3

Катя М.

н

с

н

н

н

н

н

4

Костя О.

в

в

в

в

в

в

в

5

Андрей К.

н

н

н

н

н

н

н

6

Оля И.

с

с

с

в

с

с

с

7

Данил П.

н

с

н

н

н

н

н

8

Алина Р.

с

в

с

с

с

в

с

9

Настя В.

с

в

с

с

с

с

в

10

Марина З.

в

в

с

в

в

в

с

11

Наташа О.

с

с

с

с

с

с

с

12

Алим М.

н

н

н

н

н

н

н

13

Саша Р.

н

н

с

н

н

н

н

14

Оксана Х.

н

с

н

н

н

н

н

Условные обозначения:

В- высокий уровень                     С – средний уровень                            Н – низкий уровень

Таблица 3

Результаты наблюдений коммуникативных навыков общения у детей в процессе игровой деятельности (2 группа, констатирующий этап).

№ п/п

Имя ребенка

Уровень

коммуникативных навыков

Обсуждение замысла игры

Совместное обсуждение  игровых действий и содержания игры

Распределение ролей

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

Выполнение правил игры

Инициатива детей во время игры

1

Настя А.

в

в

с

в

в

в

с

2

Артем П.

с

с

с

в

с

с

с

3

Галя М.

в

в

с

в

в

в

с

4

Владик Г.

в

в

в

в

в

в

в

5

Миша А.

с

с

с

в

с

с

с

6

Коля Р.

с

с

с

в

с

с

с

7

Зейнат А.

с

с

с

в

с

с

с

8

Кристина Е.

с

в

с

с

с

в

с

9

Наташа Е.

с

в

с

с

с

с

в

10

Рома С.

с

с

с

в

с

с

с

11

Юра П.

в

в

с

в

в

в

с

12

Оксана О.

в

в

с

в

в

в

с

13

Вера С.

в

в

с

в

в

в

с

14

Маша Д.

н

с

н

н

н

н

н

Условные обозначения:

В- высокий уровень                     С – средний уровень                            Н – низкий уровень

Приложение 2

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

Добрые волшебники

Цель: учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Воспитывать навыки общения.

Ход игры

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник - грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?» Многие-дошкольники охотно берут ни себя роли «заколдованных». Взрослый просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к  детям и стараются назвать его ласковым именем.

Волшебные очки

Цель: развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Ход игры

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно заявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерял эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать.

Зеркало

Цель: развивать навыки общения детей в игре.

Ход игры

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит, как можно точнее, повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары, и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое- либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки), а другой пытается как можно точнее воспроизвести движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.

Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало.

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек) и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например, умывание, или рисование, или собирание, ягод и пр.). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа, молча, показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». «Зрители» внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.

Эхо

Цель: формировать навыки совместных действий детей со сверстниками.

Ход игры

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки.    После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-» или «Тр-р-р-п» и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому  из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает «не синхронно», т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

Эту же игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и «Зеркало», которое может одновременно отражать не только движения, но и звуки другого.

Волны

Цель: развитие у детей навыков общения в совместной игровой деятельности.

Ход игры

Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, как они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково  омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые. После такой «тренировки» взрослый предлагает всем детям по очереди купаться в море». «Купающийся» становится в центре, а «волны» по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его, совершая одинаковые движения. Когда все волны «погладят купальщика», он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с ними, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение и помогает развитию гуманистических отношений. Следующая задача работы заключается в том, чтобы дать ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость своим сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяют детей и создают чувство причастности. Эта забота не требует от ребенка особенных жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкции и призывов воспитателя. Приведем несколько примеров таких игр.

Салочки-выручалочки

Цель: развитие у детей навыков общения в совместной игровой деятельности.

Ход игры

В игру можно играть либо на улице, либо в большом просторном помещении. Предварительно нужно очертить пространство игры - площадку — 30—40 шагов в длину и в ширину и объяснить детям, что играть можно только внутри площадки и забегать за черту нельзя. После этого можно приступить к объяснению игры: «Я буду «салочкой», а вы будете от меня убегать. До кого я дотронусь, должен остановиться, бегать ему уже нельзя, пока кто-нибудь из ребят его не выручит. Чтобы выручить товарища нужно дотронуться до его плеча. Как только до него дотронутся, он может снова бегать». Игра начинается со слов, которые взрослый произносит вместе с детьми:

«Салочка» нас не догонит,

«Салочке» нас не поймать,

Мы умеем быстро бегать

И друг друга выручать! С последними словами дети разбегаются в разных направлениях. Ведущий начинает ловить их.

После первой игры роль «салочки» можно поручить, кому-нибудь из детей. Важно, чтобы, летя, они замечали, кто их «спас» и кому они смогли помочь. После игры можно спросить их об этом и отметить, кто из детей чаще всего помогал другим.

Живые куклы

Цель: развитие у детей навыков общения в совместной игровой деятельности.

Ход игры

Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у него самого. Если это вызовет затруднения, можно попросить помощь и совет у других. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните, когда вы были маленькие, многие верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говори, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас превратился в маленького ребенка, а другой — в его куклу: куклу-девочку или куклу мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает «понарошку» помыть кукле ручки, покормить, погулять и пр. Но предупреждает, что хозяин должен выполнять капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пусть продолжают играть самостоятельно.

Старенькая бабушка

Цель: учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников. Воспитывать культуру общения.

Ход игры

Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет на себя роль бабушки (дедушки), а другой — внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого требуется перевести их через улицу с очень оживленным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек (дедушек) через дорогу так, чтобы их не сбила машина.  «Улицу» рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин, бегая туда-сюда. «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от машин, перевести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.

Поезд

Цель: учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты. Воспитывать культуру общения.

Ход игры

Участники игры с помощью экспериментатора выстраивают в ряд, один за другим стулья, нумеруя «вагоны» с помощью цветных мелков. Это так называемый поезд.  Детям самостоятельно предлагается распределить роли: пассажиров, машиниста, проводника, кассира. Перед проведением данной игры с участниками экспериментальной группы проводится беседа о путешествии на поезде. После распределения ролей «кассир» усаживается на стул и продает билеты «пассажирам». Проводник должен проверить билеты пассажиров, разместить их по вагонам, обеспечить всем необходимым,  при этом общаться обращается внимание на то, что проводник должен быть вежливым с пассажирами, а пассажирам необходимо занимать места соответствующие номеру их вагона. Машинист же должен вовремя доставить пассажиров к месту назначения, проверять исправность поезда.

Больница

Цель: закрепить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к труду взрослых. Учить объединяться в игре, распределять роли. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

Ход игры

Играющие распределяют между собой роли: врача, медсестры, санитарки, пациентов и сопровождающих их людей (мама и ребенок).  При этом важно, чтобы присутствовали необходимые атрибуты игры: у врача должны быть необходимые инструменты, бланки для рецептов и т.д.; у медсестры - шприцы, бинты. Дети обыгрывают прием пациента у врача.

Магазин продуктов

Цель: продолжать учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты.

Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Воспитывать культуру общения и поведения в общественных местах.

Ход игры

Детям предлагается представить себя в роли покупателей и продавца. Они обыгрывают ситуации в магазине с разным ассортиментом и разными способами взаимодействия друг с другом.

Путешествие на теплоходе

Цель: закреплять знания о профессиях, формировать навыки культуры общения и поведения. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища.

Ход игры

Перед игрой дети смотрят мультфильм о путешествии на теплоходе.

Играющие выбирают самого ответственного на их взгляд сверстника, он будет капитаном теплохода, остальные разбирают роли матросов, повара, отдыхающих.

МЧС

Цель: закреплять знания о профессиях, формировать навыки культуры общения и поведения.

Ход игры

Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Предлагается разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Один ребенок – отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию. Играющие придумывают любую чрезвычайную ситуацию (пожар, блокирование замка входной двери и т.д.) и обыгрывают ее.

В процессе эксперимента становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений детей предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако при враждебном, отчужденном отношении, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может объединить детей. Как показывает опыт, общая продуктивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сюжетно-ролевой игры на психическое развитие ребенка

laquo;Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»  А. М. Горький...

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное развитие дошкольников»

личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного ...

Влияние сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие личности ребёнка

Статья предназначена для воспитателей ДОУ и ролителей. В ней показана важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития личности дошкольника и необходимость участия взрослого в игре. В приложен...

Влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие детей дошкольного возраста

Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования....

Влияние Сюжетно - ролевой игры "Кафе" на развитие творческих способностей дошкольника.

Игра - самое важное занятие в жизни ребёнка. Особое место занимают сюжетно - ролевые игры, с их помощью, ребёнок расширяет кругозор, изучает сферу человеческих взаимоотношений, развивает коммуникативн...

Влияние сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников

Возможности использования сюжетно-ролевых игр на нравственное воспитание дошкольников. Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игры, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой....