"Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ и тяжёлыми нарушениями речи"
статья по коррекционной педагогике

Для гармоничного развития ребёнка,очень важно,чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга,без резкого преобладания одного над другим..Дошкольный возраст-наиболее благоприятный для мозговых структур.Предлагаемые игры и упражнения помогут развить межполушарные связи и творческие способности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ И ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

 

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. С рождения межполушарные связи ребенка формируются в движении. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен или отсутствует, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Дети с особыми образовательными потребностями очень часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции поведенческих расстройств. Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Предлагаемые упражнения, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, способствуют улучшению запоминания и развитию речи.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия целесообразно использовать в начале каждого занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр: Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно – моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно и другой рукой.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия доступные детям до 3 лет

Игра «Накорми птичку»

Инструкция: Птичка хочет кушать, давай её накормим Посмотри (показ действия) Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Действия: Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 столовых ложек. Варианты усложнения задачи: Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку, на ложку меньшего объема.

Игра «Птичка хочет пить»

Переливание воды, с помощью СПРИНЦОВКИ (35 – 50 мл.) из одной

мисочки в другую. Начинаем с минимального объема 100 мл. и в течении 1-2 недель доводим до 250 мл.

Инструкция:

Птичка (Кукла) хочет пить, давай нальем ей воды в мисочку (воду лучше подкрасить пищевым красителем) Посмотри (показ действия): Сожми грушу, наклони и отпусти, подержи – смотри груша «толстеет»- в нее набирается вода!

А теперь в другую мисочку, нажимай, выливай! Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Нужна помощь? Хочешь еще? Важно не пролить мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Игра «Поймай нужный шарик»

Инструкция:

Воду заранее подкрасить пищевым красителем. Вот сито. Давай поймаем… шарик (задать параметры шарика: цвет, нужный рисунок) Посмотри (показ действия): Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Нужна помощь?

Хочешь еще? Важно поймать нужный шарик с картинкой или нужного цвета и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Игра «Собери и разложи все пушинки»

Посмотри (показ действия) Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению).

Игры на развитие межполушарного взаимодействия для детей старше

3 лет.

Комплекс упражнений направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. Примеры заданий для выполнения одной и двумя руками.

Нейропсихологические игры. hello_html_47e67264.jpg

«Колечко»        Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь»hello_html_5e822dff.jpg

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:

  • сжатая в кулак ладонь,
  • ладонь ребром на плоскости стола,
  • распрямленная ладонь на плоскости стола.

 Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.

«Зеркальное рисование»

          Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу). При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга, без резкого преобладания одного над другим. Эти веселые упражнения помогут развивать межполушарные связи и улучшать творческие способности ребенка.

Так же в развитии межполушарных связей помогут эти пособия.

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkR9Wj0cGmCI0eLYKV4YlTNqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyichttps://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/226074/market_GsIteBlJV_mTtwRcZqY2kg/orig


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

«РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

     Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Предлагаемые упражнения, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельнос...

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста как основа интеллектуального развития»

мастер - класс,  цель которого состоит в том, чтобы раскрытить суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинези...

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ и тяжелыми нарушениями речи"

laquo;Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ и тяжелыми нарушениями речи"...