АДАПТИРОВАННАЯ образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дурманова Наталья Александровна

Психолого-психологическая характеристика воспитанника  с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gotovaya.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Солнышко»

Принята                                                                                              Утверждаю

педагогическим советом                                                                   заведующий МКДОУ

МКДОУ «Детский сад «Солнышко»                                               «Детский сад «Солнышко»

ПРОТОКОЛ                                                                                       Чернышкова Т.И. ________

№____от__________                                                                          ПРИКАЗ №_____________

                                                                                                                             от______________

                                                                                                                                                 

АДАПТИРОВАННАЯ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАННИКА  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

НА 1 ГОД

                                                                                Составители:

                                                                                                                                                                                                             

Сухиничи, 2019

       ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1. Пояснительная записка…………………………………………………..……………………….....3

1.1.Психолого-психологическая характеристика воспитанника с ТНР…….….…………………...3

1.2.Цели и задачи Программы………………………………………………………..........................4

1.3. Принципы  Программы……………………………………………………………………………5

1.4. Нормативные документы………………………………………………………….……………...6

1.5. Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР……………………………………………………………………………………………………...6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Индивидуальные особенности ребенка………………………………………………………......10

1.1. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка………………………………….........10

1.2. Логопедическая характеристика………………………………………………………………...11

2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях………………………………………………14

2.1. Социально-коммуникативное развитие………………………………………………………...14

2.2. Познавательное развитие………………………………………………………………………...16

2.3. Речевое развитие………………………………………………...……………………………….17

2.4. Художественно-эстетическое развитие…………………...……………………………………19

2.5. Физическое развитие...…………………………………………………………………………...21

3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР………...…….24

4. Программа коррекционной работы с детьми с ТНР………...…………………………………...24

5. Программа психолого-педагогических занятий с детьми с ТНР……………………………….30

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка……...……………...32

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды………...…………………….33

3. Кадровые условия реализации Программы…...………………………………………………….33

4. Режим дня и распорядок…………………………………………………………………………...34

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1. Пояснительная записка.

  1. Психолого-психологическая характеристика воспитанника.

Психолого-психологическая характеристика воспитанника  с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с ТНР.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии;  с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии,  ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается  в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большой степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического  слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения  фонематического слуха, лексико-грамматического строя  разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас  состоит из отдельных лепетных слов,  звуковых или звукоподражательных комплексов,  сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития  в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из  слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим,  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития  в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными  элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития  при наличии развернутой фразовой речи  наблюдаются остаточные  проявления недоразвития всех компонентов  языковой системы.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).

  1. Цели и задачи Программы.

Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.

Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.

 Программа способствует реализации прав детей дошкольного возраста, в том числе, детей с тяжелыми нарушениями речи, на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:

– реализация адаптированной основной образовательной программы;

– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;

– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

1.3. Принципы  Программы.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Общие принципы и подходы к формированию программ:

– поддержка разнообразия детства;

– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

– позитивная социализация ребенка;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– сотрудничество Организации с семьей;

– возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

1.4. Нормативные документы.

Данная Программа составлена в соответствии с:

1.Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273- ФЗ);

2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17.10.2013 г. N 1155);

3. Конвенцией ООН о правах ребенка;

4. Декларацией прав ребенка;

5. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление Главного сан.врача РФ №26 от 15.05.2013);

6. Приказ   МО   РФ   "Об   утверждении   Порядка   организации   и осуществления образовательной деятельности по ООП ДО» (от 30.08.2013 г. N 1014);

7. Приказ МО РФ «О продолжительности рабочего времени» (от 22.12.2014 г. № 1601);

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)»;

9.Письмо МО КО «Об оказании коррекционно-развивающей помощи обучающимся в образовательных организациях» (от 16.03.2016 №07-022/778-16);

10.Положением о логопедическом пункте МКДОУ «Детский сад «Солнышко»;

11. Примерной общеобразовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014г.

12. Образовательной Программой МКДОУ «Детский сад «Солнышко»;

13. Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (2017г.) – автор Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина, Т.В. Туманова, рекомендованной  ученым советом Учреждения российской академии образования «Институт коррекционной педагогики».

14Программа  психологических  занятий с  детьми  дошкольного  возраста (6-7 лет)  «Цветик – семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.).

15.Программа занятий по формированию эмоциональной стабильности «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой.

1.5. Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми старшего дошкольного возраста с ТНР:

– проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;

– понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

– использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;

– различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);

– использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;

– пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке;

– составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

– владеет простыми формами фонематического анализа;

– использует различные виды интонационных конструкций;

– выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль;

– использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители;

– передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;

– стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

– проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;

– занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (не менее 15 мин.);

– устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

– осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

– имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;

– использует схему для ориентировки в пространстве;

– владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;

– может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

– в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество;

– сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);

– изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции;

– положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;

– знает основные цвета и их оттенки;

– сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;

– внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

– выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;

– выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;

– описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и т. п.;

– самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.

К концу данного возрастного этапа ребенок:

– обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

– усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

– употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

– умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

– правильно употребляет основные грамматические формы слова;

– составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

– владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

– осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

– правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

– владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

– выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

– участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

– передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

– регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

– отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

– использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

– использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

– устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

– определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;

– владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

– определяет времена года, части суток;

– самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

– пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

–  составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

– составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;

– владеет предпосылками овладения грамотой;

– стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

– имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

– проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

– сопереживает персонажам художественных произведений;

– выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

– осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

– знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

– владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

1. Индивидуальные особенности ребенка.

1.1. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

1. Культурно-гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки сформированы в полном объеме. Одевается и раздевается самостоятельно. Соблюдает последовательность действий. Ведущая рука правая.

2. Личностно-характерологические, типологические

и эмоционально-волевые особенности.

Ребенок  активный,  подвижный,  общительный с ровесниками. Отношение к товарищам дружелюбное. В конфликтные ситуации не вступает.   Со взрослыми хорошо идет на контакт.   Контакт речевой. На занятиях  активен. Волевая сфера сформирована. Любит занятия по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим.

3. Психологические особенности.

Особенности внимания.

Зрительное восприятие не нарушено. Способен к длительному сосредоточению внимания. Длительность зависит от интереса к деятельности. Переключаемость внимания не затруднена. Общий уровень развития произвольного внимания соответствует возрасту.

Особенности памяти.

Зрительная память в норме. Запоминает сразу. Запоминает надолго. Объем вербальной памяти в норме.

Интеллектуальное развитие.

Программу своей возрастной группы усваивает на среднем уровне. Цвета и оттенки знает и называет, знает геометрические фигуры. Пространственные понятия развиты. Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе соответствует возрасту. Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета в норме.

Преобладает наглядно-образное мышление, логическое в стадии становлении: владеет операциями: обобщения, классификации, исключения и сравнение.

Сформированы навыки прямого и обратного порядкового счета в пределах 10;   соотносит количество предметов с числительным; знает цифры до 9; сравнивает и уравнивает группы предметов, может решить простые задачи на  увеличение и уменьшение единицы  в пределах 5, как на наглядной основе, так и устно.

Уровень сформированности речи.

В речи имеются незначительные нарушения в звукопроизношении, звуки поставлены, но не автоматизированы. Рассказ по сюжетным картинкам, а также пересказ небольшого текста производит. Предложения в основном использует простые, односложные. Испытывает затруднения в построении развернутого высказывания.

Трудовая и продуктивная деятельность.

Трудовые навыки сформированы. Индивидуальные трудовые поручения выполняет с удовольствием. В коллективном труде принимает активное участие, доводит начатое до конца.  На высоком уровне владеет ножницами, карандашом  и кисточкой. Приемами лепки владеет.  

Игровая деятельность.

В играх     проявляет инициативу. Знает назначение игрушек, использует по назначению. Играет   в группе детей.  Очень  любит подвижные игры,  но также играет в  настольно-печатные игры. Может сам себя занять в свободное время.

4. Работоспособность  во время ООД.

Включается в работу быстро. Во время  ООД работает сосредоточенно, может отвлекаться, но при этом начатое дело доводит до конца.

1.2. Логопедическая характеристика.

Дата рождения: 21.08.2013

Анамнез.

Речевая среда. Благополучная. Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).

Недостатки речи  у близких отсутствуют. Наследственные заболевания отсутствуют (отрицаются).

Слух: не нарушен.       Зрение: не нарушено.   

Внимание, память, работоспособность. Внимание неустойчивое; взгляд фиксирует; переключаемость с одного объекта на другой легкая; общий уровень произвольного внимания соответствует возрасту. Запоминание медленное. Трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала); непрочное сохранение. Медленно включается в работу; легко переключается с одного вида работы на другой; часто отвлекается; работает в медленном темпе.
                                                       Состояние речевой моторики.

Губы. Нормальное строение. Зубы, прикус. Нормальное строение. Прикус не нарушен.

Подвижность языка. Объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, испытывает трудности в переключении позы языка.

Состояние неба и уздечки. Нормальная длина и строение уздечки языка.

Состояние мимической мускулатуры.

Мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка Способен к удержанию мимической позы; равномерна работа мышц. Состояние тонуса лицевой мускулатуры в норме. Синкинезий не наблюдаются.

Состояние общей моторики.

Координированность движений. Объем движений неполный. Кооординация выполнения движений нормальная. Переключение от одного движения к другому нормальное.

Ведущая рука. Правая.

Общее развитие ребенка.

Разговорно-описательная беседа. Сведения о себе полные.

Счет прямой. Считает.                    Обратный. Считает.

Основные цвета. Называет не все.             Оттеночные цвета. Испытывает затруднения.

Ориентация во времени. Путает временные категории.

Ориентация в пространстве. Ориентируется. 

Понимание речи.

Понимание и выполнение инструкций. Наблюдаются неточности в выполнении.

Понимание числа: понимает.     рода: допускает ошибки.   падежа: допускает ошибки.

Связная речь.

Составление рассказа по картине.  Низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; его связность резко нарушена; отмечается пропуск существенных моментов действия, рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картине). Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы.

Составление рассказа по серии картин. Низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов). Связность нарушена.

Пересказ. Задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен).
                                                    Грамматический строй речи.

Образование мн.ч. существительных в родительном падеже. Не образует мн.ч. («мосты», «утята»)

Образование уменьшительно-ласкательной формы. Образует.

Согласование прилагательных с существительными. Согласует правильно.

Согласование существительных с числительными. Допускает замены окончаний («5 уха», «5 стулья»).

Употребление предлогов. Не употребляет в речи такие предлоги, как с(со), к, от, за.

Состояние словаря.

Объем словаря ограничен. Расхождение объема пассивного и активного словаря.

Предметный словарь. Наиболее страдает употребление обобщающих существительных (посуда, овощи, птицы, мебель, транспорт).

Словарь признаков. Относительно развит. Не сформированы отношения антонимии.

Глагольный словарь. Характеризуется бедностью, неточностью в употреблении.

Звукопроизношение.

Разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая. Недостаток произношения свистящих (смягчение).

Отсутствуют звуки: [л], [л’], [р], [р’].

Фонематический слух.

Повторение слогов и слов. Способность различать и опознавать на слух фонемы нарушена.

Анализ звукового состава слова.

Фонематический анализ не сформирован.

Выделение первого звука в слове. Не выделяет гласный звук.

Произношение слов сложной слоговой структуры.

Замены звуков, слогов. Пропуски звуков, слогов («акванум» - аквариум, «биатека – библиотека).

Заключение ЦПМПК.

  1. Относится к категории «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».
  2. Характеристика поведения: адаптивное расстройство поведения.
  3. Нуждается в создании специальных условий для получения образования, в коррекции нарушений развития, в социальной адаптации.

2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

2.1. Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития ребенка с ТНР, с учётом его психофизических особенностей, в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР со взрослыми и сверстниками;

– становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развития эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

– формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми,

– формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

– развития коммуникативных и социальных навыков  ребенка с ТНР;

– развития игровой деятельности.

Основное содержание образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на всестороннее развитие у детей с ТНР навыков игровой деятельности, дальнейшее приобщение их к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.

В этот период в коррекционно-развивающей работе с детьми взрослые создают и расширяют знакомые образовательные ситуации, направленные на стимулирование потребности детей в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех видах деятельности, продолжается работа по активизации речевой деятельности, по дальнейшему накоплению детьми словарного запаса.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по следующим разделам: 1) игра; 2) представления о мире людей и рукотворных материалах; 3) безопасное поведение в быту, социуме, природе; 4) труд.

Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом.

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с ТНР предполагает следующие направления работы: дальнейшее формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов; воспитание правильного отношения к людям, к вещам и т. д.; обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей. В процессе уточнения представлений о себе и окружающем мире у детей активизируется речевая деятельность, расширяется словарный запас.

На третьей ступени обучения детей с ТНР основное внимание обращается на совершенствование игровых действий и точное выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх и упражнениях.

В этот период большое значение приобретает создание предметно-развивающей среды и привлечение детей к творческим играм. Воспитатели организуют сюжетно-ролевые и театрализованные игры с детьми, осуществляя недирективное руководство ими. Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает активное применение игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии, арттерапии и др. Занятия по психотерапевтическим методикам (работа с детской агрессией, страхами, тревожностью) проводит педагог-психолог, согласуя их с педагогами группы и родителями.

Педагоги уделяют основное внимание формированию связной речи у детей с ТНР, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной). Дети вовлекаются в различные виды деятельности, естественным образом обеспечивающие их коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, развитие познавательного интереса и мотивации к деятельности.

Особое внимание обращается на формирование у детей представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д. У детей в различных ситуациях расширяют и закрепляют представления о предметах быта, необходимых человеку, о макросоциальном окружении.

Взрослые создают условия для формирования экологических представлений у детей, знакомя их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной).

В рамках раздела особое внимание обращается на развитие у детей устойчивого алгоритма поведения в опасных ситуациях: в помещении, на прогулке, на улице, в условиях поведения с посторонними людьми.

В этот период большое внимание уделяется формированию у детей интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе. У детей старшего дошкольного возраста активно развивается познавательный интерес (интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты). Взрослые, осуществляя совместную деятельность с детьми, обращают внимание на то, какие виды деятельности их интересуют, стимулируют их развитие, создают предметно-развивающую среду, исходя из потребностей каждого ребенка.

Активными участниками образовательного процесса в области «Социально-коммуникативное развитие» являются родители детей, а также все специалисты, работающие с детьми с ТНР.

2.2. Познавательное развитие.

В образовательной области «Познавательное развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:

 развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

 формирования познавательных действий, становления сознания;

 развития воображения и творческой активности;

 формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

 формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

– развития представлений о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

Основное содержание образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает создание взрослыми ситуаций для расширения представлений детей о функциональных свойствах и назначении объектов, стимулируют их к анализу, используя вербальные средства общения, разнообразят ситуации для установления причинных, временных и других связей и зависимостей между внутренними и внешними свойствами. При этом широко используются методы наблюдения за объектами, демонстрации объектов, элементарные опыты, упражнения и различные игры. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» в этот период обеспечивает развитие у детей с ТНР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области  по следующим разделам: 1) конструирование; 2) развитие представлений о себе и об окружающем мире; 3) формирование элементарных математических представлений.

Продолжается развитие у детей с ТНР мотивационного, целевого, содержательного, операционального и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности детей, им предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных построек.

Рекомендуются занятия в специальной интерактивной среде (темной и светлой сенсорных комнатах), которые проводит педагог-психолог. В них включаются сведения о цветовом многообразии, о звуках природы, о явлениях природы и зависимости настроения, состояния человека, растительного и животного мира от этих характеристик.

 Педагоги стимулируют познавательный интерес детей к различным способам измерения, счета количеств, определения пространственных отношений у разных народов.

2.3. Речевое развитие.

В образовательной области «Речевое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:

 овладения речью как средством общения и культуры;

 обогащения активного словаря;

 развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

 развития речевого творчества;

 развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

 знакомства с книжной культурой, детской литературой;

 развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

  профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Программа оставляет Организации право выбора способа речевого развития детей, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности.

Основное содержание образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста

Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи детей с ТНР.

В этот период основное внимание уделяется стимулированию речевой активности детей. У них формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. Для развития фразовой речи детей проводятся занятия с использованием приемов комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу. Для совершенствования планирующей функции речи детей обучают намечать основные этапы предстоящего выполнения задания. Совместно со взрослым, а затем самостоятельно детям предлагается составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности.

Педагоги создают условия для развития коммуникативной активности детей с ТНР в быту, играх и на занятиях. Для этого, в ходе специально организованных игр и в совместной деятельности, ведется формирование средств межличностного взаимодействия детей. Взрослые предлагают детям различные ситуации, позволяющие моделировать социальные отношения в игровой деятельности. Они создают условия для расширения словарного запаса через эмоциональный, бытовой, предметный, социальный и игровой опыт детей.

У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их.

В сфере приобщения детей к культуре чтения литературных произведений взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется такая возможность.

Для формирования у детей мотивации к школьному обучению, в работу по развитию речи детей с ТНР включаются занятия по подготовке их к обучению грамоте. Эту работу воспитатель и учитель-логопед проводят, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Содержание занятий по развитию речи тесно связано с содержанием логопедической работы, а также работы, которую проводят с детьми другие специалисты.

2.4. Художественно-эстетическое развитие.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основными задачами образовательной деятельности с детьми являются создание условий для:

– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества, Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности.

Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.

Основное содержание образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста.

Основной формой организации работы с детьми становятся занятия, в ходе которых решаются более сложные задачи, связанные с формированием операционально-технических умений. На этих занятиях особое внимание обращается на проявления детьми самостоятельности и творчества.

Изобразительная деятельность детей в старшем дошкольном возрасте предполагает решение изобразительных задач (нарисовать, слепить, сделать аппликацию) и может включать отдельные игровые ситуации.

Для развития изобразительных умений и навыков большое значение имеет коллективная деятельность детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время. К коллективной деятельности можно отнести следующие виды занятий с детьми: создание «портретной» галереи, изготовление альбомов о жизни детей и иллюстраций к сказкам; выполнение коллективных картин и др.

Все больше внимания уделяется развитию самостоятельности детей при анализе натуры и образца, при определении изобразительного замысла, при выборе материалов и средств реализации этого замысла, его композиционных и цветовых решений.

Тематика занятий и образовательных ситуаций отражает собственный эмоциональный, межличностный, игровой и познавательный опыт детей. Руководство изобразительной деятельностью со стороны взрослого приобретает косвенный, стимулирующий, содержание деятельности характер. В коррекционно-образовательный процесс вводятся технические средства обучения: рассматривание детских рисунков через кодоскоп; использование мультимедийных средств и т. д.

Реализация содержания раздела «Музыка» направлена на обогащение музыкальных впечатлений детей, совершенствование их певческих, танцевальных навыков и умений.

Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. В этом возрасте дети различают музыку разных жанров и стилей. Знают характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Дети понимают, что характер музыки определяется средствами музыкальной выразительности.

Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа.

В этот период музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты продолжают развивать у детей музыкальный слух (звуко-высотный, ритмический, динамический, тембровый), учить использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью взрослых. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются в ходе занятий учителя-логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре и, конечно же, на музыкальных занятиях.

Большое значение для развития слухового восприятия детей (восприятия звуков различной громкости и высоты), развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) и т. п. имеет взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей.

2.5. Физическое развитие.

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– становления у детей ценностей здорового образа жизни;

 овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

– развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

– формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.

Для удовлетворения естественной потребности детей в движении, взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.); подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты.

Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.

Основное содержание образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста.

В ходе физического воспитания детей с ТНР большое значение приобретает формирование у детей осознанного понимания необходимости здорового образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.

На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности, концентричности в выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает непрерывность, преемственность в обучении и воспитании. В структуре каждого занятия выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В процессе разминки мышечно-суставной аппарат ребенка подготавливается к активным физическим нагрузкам, которые предполагаются в основной части занятия. Релаксационная часть помогает детям самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения.

Продолжается физическое развитие детей (объем движений, сила, ловкость, выносливость, гибкость, координированность движений). Потребность в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у детей в различные режимные моменты: на утренней зарядке, на прогулках, в самостоятельной деятельности, во время спортивных досугов и т.п.

Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических движений, с занятиями логоритмикой, подвижными играми. Кроме этого, проводятся лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная,  адаптационная, корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными элементами,  спортивные праздники и развлечения. При наличии бассейна детей обучают плаванию, организуя в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия.

Продолжается работа по формированию правильной осанки, организованности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений дети учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения занятий. Взрослые привлекают детей к посильному участию в подготовке физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т. д.

В этот возрастной период в занятия с детьми с ТНР вводятся комплексы аэробики, а также различные импровизационные задания, способствующие развитию двигательной креативности детей.

Для организации работы с детьми активно используется время, предусмотренное для их самостоятельной деятельности. На этой ступени обучения важно вовлекать детей с ТНР в различные игры-экспериментирования, викторины, игры-этюды, жестовые игры, предлагать им иллюстративный и аудиальный материал и т.п., связанный с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни.

В этот период педагоги разнообразят условия для формирования у детей правильных гигиенических навыков, организуя для этого соответствующую безопасную, привлекательную для детей, современную, эстетичную бытовую среду. Детей стимулируют к самостоятельному выражению своих потребностей, к осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, использование носового платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками).

В этот период является значимым расширение и уточнение представлений детей с ТНР о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья. Взрослые продолжают знакомить детей на доступном их восприятию уровне со строением тела человека, с назначением отдельных органов и систем, а также дают детям элементарные, но значимые представления о целостности организма. В этом возрасте дети уже достаточно осознанно могут воспринимать информацию о правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека, о вредных привычках, приводящих к болезням. Содержание раздела интегрируется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие», формируя у детей представления об опасных и безопасных для здоровья ситуациях, а также о том, как их предупредить и как вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы дети усвоили речевые образцы того, как надо позвать взрослого на помощь в обстоятельствах нездоровья.

3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР.

Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе – ключевая задача периода развития ребенка в период дошкольного возраста.

С возрастом число близких взрослых увеличивается. В этих отношениях ребенок находит безопасность и признание,  они вдохновляют его исследовать мир и быть открытым для нового. Значение установления и поддержки позитивных надежных отношений в контексте реализации Программы сохраняет свое значение на всех возрастных ступенях.

Процесс становления полноценной личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Именно родители, семья в целом, вырабатывают у детей комплекс базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек.

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. В этой связи изменяется и позиция ДОО в работе с семьей.

 Взаимодействие педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

       4. Программа коррекционной работы с детьми с ТНР.

(содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа).

Планируемые результаты освоения Программы.

Главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с речевыми нарушениями.

Планируемый результат  достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения.

- Знает и умеет пересказывать сказки, составлять рассказы по серии сюжетны картинок или по сюжетной картине, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования.

- Ребенок употребляет основные виды интонации; умеет выразительно рассказывать стихи.

- Понимает и использует в самостоятельной речи простые и сложные предлоги.

- У ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, временные представления.

- Ребенок инициативен, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, творческое воображение.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, достаточно развиты графо-моторные навыки.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, знаком с произведениями детской литературы.

- Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

 Содержание образовательной коррекционно-логопедической деятельности

Эффективность коррекционной логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса. Учебный год условно делится на три периода.

1 период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

С 1 по 16 сентября – обследование речи детей

Развитие общих речевых навыков.

1.Выработка четкого, координированного движения органов артикуляционного аппарата;

2.Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки);

3.Работа по формированию диафрагмального дыхания;

4.Работа над мягкой атакой голоса; выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение.

  1. Развитие подвижности речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики);
  2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков (У, А, О, И, Ы, М-Мь, Н-Нь, П-Пь, Т-Ть, К-Кь, Х-Хь).
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова.

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков):

  1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова (типа, стол, мост);
  2. Работа над двусложными словами без стечения согласных;
  3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных.
  4. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Развитие фонематического анализа и обучение грамоте.

1.Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки);

2.Знакомство с гласными звуками: а, о, у, э, ы, и;

3.Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3- гласных звуков ау, уа, оуэ и др;

4.Выделение ударного гласного звука в начале слова (Аня, ухо);

5.Знакомство с согласными звуками: м-мь, п-пь, т-ть, к-кь, х-хь

6.Выделение первого и последнего согласного звука в слове (пот, кот, пух, паук);

7.Продолжение знакомства с понятиями гласный звук, согласный звук, звук и буква;

8.Анализ и синтез обратных слогов (ат, уп, ок);

9.Знакомство с буквами: А,О,У,И,Ы,М,Н, П,Т, К, Х.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам (примерная тематика): «Овощи, фрукты, ягоды», «Грибы», «Детский сад, профессии» (день воспитателя), «Осень. Периоды осени. Осенние месяцы», «Деревья и кустарники осенью», «Домашние животные, птицы и их детеныши», «Перелетные птицы», «Посуда», «Продукты питания», «Моя семья».

Грамматический строй речи.

(по лексическим темам 1 периода обучения):

1.Закрепление навыка употребления категорий множественного числа существительных в разных падежах (помидор  помидоры, много тарелок,  подойти к овощам…).

2.Продолжение работы по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных, сравнительных и притяжательных прилагательных в речи.

3.Закрепление умений образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

4.Закрепление умений правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнение пониманий их значения.

5.Образование  глаголов  с  помощью  приставок  (наливать,  поливать,выливать…).

6.Совершенствование умений согласовывать числительные два, пять с существительными.

7.Образование сложных слов (листопад, короткохвостая…).

Развитие связной речи.

1.Закрепление  у  детей  навыка  составления  простых  предложений  по

вопросам, демонстрации действий, по картине, моделям.

2.Учить детей грамотно задавать вопросы и отвечать на них полными ответами.

3.Учить объединять несколько предложений в небольшой рассказ.

4. Учить        детей        составлять        описательные        рассказы        на материале лексических тем с опорой на схему.

5. Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов и текстов.

Развитие мелкой моторики.

  1. Развитие пальчиковой моторики;
  2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам);
  3. Составление фигур, узоров из элементов по образцу;
  4. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой;
  5. «Школа умелого карандаша» (готовим руку к письму).

2 период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков.

  1. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  3. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Звукопроизношение.

1.        Продолжать работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа);

  1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков):

  1. Работа над структурой слов со стечение согласных в начале слова (типа книга), в середине слова (типа, окно), в конце слова (типа, радость);
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (типа, сметана) и в середине слова (типа, карандаш).

Развитие фонематического анализа и обучение грамоте.

  1. Познакомить детей с новыми звуками [с], [сь], [з] [зь] [в], [ф], [п], [б], [т] [д] [к], [г].  

Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками

  1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
  2. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог», как часть слова.
  1. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов.

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам (примерная тематика): «Зимние явления в неживой природе», «Зимние забавы», «Дикие животные наших лесов», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Как звери зимуют», «Зима» (обобщение), «Одежда, обувь, ткани», «Мебель, предметы быта», «День защитника Отечества», «Библиотека, книги».

Грамматический строй речи.

(по лексическим темам 2 периода обучения):

  1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.
  2. Совершенствовать умение образовывать названия детенышей животных с суффиксами–онок,-енок,-ат,-ят;
  3. Познакомить детей со способами словообразования
  4. Продолжить работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными, правильному употреблению числительных с существительными
  5. Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных
  6. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.

Развитие связной речи.

  1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы;
  2. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине.
  3. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре. Формировать коммуникативные навыки.
  4. Совершенствовать навык пересказа.
  5. Учить, грамматически правильно, строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Развитие мелкой моторики.

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики;
  2. Составление фигур, узоров из элементов по образцу; работа с мелкой мозаикой;
  3. «Школа умелого карандаша»: обводка по контуру, штриховка, работа по клеточкам в тетрадях.

3 период обучения

(март, апрель, май)

Развитие общих речевых навыков.

  1. Развивать длительность речевого выдоха.
  2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.
  3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

Звукопроизношение.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

Работа над структурой сложных по слоговой структуре слов.

Развитие фонематического анализа и обучение грамоте.

  1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
  2. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов, типа: сок, мак.
  3. Познакомить детей с новыми звуками [ш], [ж], [л] [ль] [ц], [р], [рь], [ч], [щ]. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
  4. Знакомство с буквами: Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.
  5. Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов

Лексика.

Расширение и уточнение словаря по темам: «8 марта», «Транспорт», «Наш край, наш город, моя улица», «Весна», «Космос», «Профессии, орудия труда», «Насекомые», «Школа», «Лето».

Грамматический строй речи.

(по лексическим темам 3 периода обучения):

  1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными (по всем темам).
  2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
  3. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными

(темы: «Родной город», «Мамин праздник», «Школьные принадлежности»).

  1. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

Развитие связной речи.

  1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.
  2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
  3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи,

включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

  1. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

Развитие мелкой моторики.

«Школа умелого карандаша» (развитие графических навыков).

Вся логопедическая работа по преодолению нарушения речи включают в себя обязательные упражнения и различные виды игр для развития внимания, памяти, мышления.

5.  Программа психолого-педагогических занятий с детьми с ТНР.

Задачи психологического курса для детей 6-7 лет.

1.Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2.Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3.Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

4.Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

5.Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.

6.Формировать этические представления.

7.Способствовать развитию полоролевой идентификации.

8.Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

9.Способствовать развитию внутренней позиции ученика.

10.Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

Возрастные (психологические) особенности детей 6-7 лет с ТНР.

Ведущая потребность — общение.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
  4. Повышенная чувствительность.
  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
  6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Цели и задачи взрослых:

  1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
  2. Способствовать развитию мышления.
  3. Формировать произвольность всех психических процессов.
  4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
  5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
  6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
  8. Продолжать формировать этические представления.

Новообразования:

  1. Внутренний план действий.
  2. Развитие произвольности всех психических процессов.
  3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.
  4. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
  5. Возникновение первой целостной картины мира.

Возрастные нормы психического развития ребенка

к 7 годам (критерии результативности)

Мотивационная готовность к школе.

Сформированность  устойчивого познавательного, эмоционального и  социального мотивов.

 Память.

Зрительная образная: объем – 7-8 предметов.

Слуховая образная – 7 звуков.

Слуховая вербальная - 7 – 8 слов.

Тактильная - 7 предметов.

Словесно – логическая.

Произвольность памяти.

Внимание.

Объем - 7 – 8 предметов.

Устойчивость – 25-30 минут.

Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.

Умение видеть двойственные изображения.

Воображение.

Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).

Развитие интеллектуальной сферы.

Анализ.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение находить решение проблемных ситуаций.

Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.

Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.

Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений.

Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.

Обобщение.

Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.

Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.

Выполнение сериации по всем свойствам предметов.

Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.

Выполнение операции классификации по существенным признакам.

Волевая сфера.

Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.

Умение планировать свою деятельность.

Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

Личностная сфера.

Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.

Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку  с ТНР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и  жизненных навыков; учитываются обусловленные структурой нарушенного речеязыкового развития особенности деятельности (в том числе речевой), средств ее реализации,  ограниченный объем личного опыта.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР в разных видах игры.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста  с тяжелыми нарушениями речи.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в Организации должна обеспечивать реализацию адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР, разработанную с учетом Программы.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе  развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции нарушений речевого развития детей с ТНР.

3. Кадровые условия реализации Программы.

В штатное расписание организации, реализующей адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи  включены следующие должности:

 - учитель-логопед;

- педагог-психолог;

- педагогические работники -  воспитатели;

- медицинская сестра.

4.  Режим дня и распорядок.

Организация коррекционно-развивающей работы  с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста.

   Программа рассчитана на один учебный год (подготовительная к школе группа).  В течение этого времени у ребенка формируется самостоятельная связная, грамматически правильно оформленная речь, количественные и качественные параметры лексического строя языка, соответствующие возрастным требованиям, происходит усвоение фонетической системы родного языка, а также элементов грамоты, что способствует развитию готовности этих детей к обучению в школе.  Дети с общим недоразвитием речи в большинстве случаев не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Эта особенность обусловлена не только отставанием в речевом развитии, но и своеобразием процессов внимания, памяти, а также быстрой утомляемостью и истощаемостью детей на занятиях. В связи с этим целесообразным и оправданным является  проведение логопедических и, частично, общих (воспитательских), занятий  по подгруппам. Как правило, формируются подгруппы детей в зависимости от состояния их речевых и неречевых возможностей, основная форма работы с детьми – индивидуальная.

    Во вторую половину дня воспитатель осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда.

Организация коррекционно-развивающей работы  с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста.

В подготовительной к школе группе   работа воспитателей и специалистов направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению грамотой.  

Примерный перечень занятий для детей с ТНР

День недели

Тип занятий

Время

специалист

понедельник

1. Занятия логопеда

2. Групповое занятие воспитателя

3. Групповое занятие воспитателя

 Групповое занятие педагога-психолога

8.30 – 12.30

9.40-10.10

10.20-10.50

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Психолог

вторник

1. Занятия логопеда

 2 Групповое занятие воспитателя

3. Групповое занятие воспитателя

4. Индивидуальная работа воспитателя

8.30 – 12.30

9.40-10.10

10.20-10.50

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

среда

1. Занятия логопеда

2. Групповое занятие воспитателя

3.  Групповое занятие воспитателя

Индивидуальная и подгрупповая работа психолога

15.30 – 18.30

9.40-10.10

10.20-10.50

16.00-17.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

Педагог-психолог

четверг

1. Занятия логопеда

2.

Групповое занятие воспитателя

3. Групповое занятие воспитателя

4. Индивидуальная работа воспитателя

8.00 – 12.30

15.30 – 18.00

9.40-10.10

10.20-10.50

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель

пятница

 1 Занятия логопеда

2. Групповое занятие воспитателя

3. Групповое занятие воспитателя

4. Индивидуальная работа воспитателя

8.00 – 13.00

9.40-10.10

10.20-10.50

16.00-16.30

Логопед

Воспитатель

Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-образовательной деятельности (КОД) по лексической теме «Зима» в подготовительной группе с тяжелыми нарушениями речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям ...

Конспект сюжетного физкультурного занятия -"Морское царство" ( для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи)

Задачи:-Совершенствовать навыки основных движений: ползание, лазание, равновесие.-Развивать навыки совместных взаимодействий. Способствовать развитию равновесия, формированию правильной осанки.-...

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...

Рабочая программа по физической культуре для средней, старшей, подготовительной групп с тяжелыми нарушениями речи

Программа, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей от 4 до 7 лет, по  направлению (образовательной области) физическое развитие (ФГОС ДО), с учетом их возрастных и индивиду...

Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи (ТНР)

Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы  с тяжёлым нарушением речи (ТНР)...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2019-2020 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2019-2020 уч.г....