Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи (ТНР)
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы  с тяжёлым нарушением речи (ТНР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения

детского сада «Медвежонок»

ОДОБРЕНА                                                                                                   УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                                                                    заведующим МБДОУ

педагогического совета                                                                                 д/с «Медвежонок»

МБДОУ д/с «Медвежонок»                                                                      _________С.В. Васильева

«___» _______2020 г.                                                                            «____»_______2020  г.

протокол   №                                                                                              приказ № ____

Адаптированная образовательная программа

 Ф.И ребёнка

воспитанника подготовительной группы «Пчёлка»

комбинированной направленности,

с тяжёлым нарушением речи (ТНР)

                                                                                                           

Согласованно:

_______________

(подпись родителей)

Воспитатели группы:

Асаёнок В.В.

Бойчук О.В.

с. Угут, Сургутский район ХМАО-Югра 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели, задачи реализации программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

1.2.  Планируемые результаты освоения Программы

1.3. Система оценки достижения воспитанников с ТНР

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательных областей программа

2.2.  Перспективное планирование коррекционно – развивающего занятия с учителем - логопедом

2.3. Способы и формы оказания консультативной помощи педагогам и родителям ребенка с ОВЗ. 

 III. Организационный раздел  

3.1.  Режим дня

3.2. Организация развивающей предметно – пространственной средой                

3.3.  Расписание индивидуальной работы

3.4. Лист контроля динамики (мониторинг)

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

         АОП предназначена для работы с Ф.И, ребёнком подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ТНР, состояние здоровья которого препятствует освоению образовательной программы.

Программа рекомендована психолого-педагогической комиссией.

АОП является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение основной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей  воспитанника, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

          АОП составлена на основе адаптированной основной образовательной    программы дошкольного образования для детей с тяжёлым нарушением речи МБДОУ детский сад «Медвежонок»;

Программа  разработана в соответствии с «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, а также  на основе  примерной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебного- методического объединения по общему образованию, примерной общеобразовательной программой  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 

         Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ТНР;

- развития позитивных качеств личности;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Срок реализации данной программы: 1 год

АОП может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативно-правовой базы дошкольного образования;
  • образовательного запроса родителей;
  • на основании результатов итоговой диагностики, мониторинга

1.1.1. Цели, задачи коррекционного обучения

           Цель реализации АОП – создание условий для проведения коррекционно-развивающей работы с ребёнком ТНР в возрасте от 6 до 7 лет  и разностороннего развития с учётом его  возрастных и индивидуальных особенностей.

         Задачи реализации Программы: 

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка, в том числе его эмоционального благополучия.
  2. Создание ребенку с ТНР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
  3. Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития.
  4. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).
  5. Развитие связной речи и речевого общения.
  6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка с ТНР.
  7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка с ТНР.

1.1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

(АООП для детей с тяжёлым нарушением речи детский сад «Медвежонок» с. 5)

Адресат данной программы: 

Ф.И.О.        

Дата рождения

Ребенок фактически проживает по адресу:

Состояние здоровья: II группа здоровья

Состояние слуха, зрения: слух в норме, зрение в норме

Общее физическое развитие: на среднем уровне

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается в полной   семье. Созданы необходимые условия для проживания, воспитания и развития ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные. Семья живёт в съёмном жилье, идёт строительство частного дома.

Выписка из заключения ПМПК: рекомендуется обучаться в образовательной организации по адаптированной общеобразовательной программе ДО для детей тяжёлым нарушением речи. Занятия с учителем - логопедом.

У имя ребёнка достаточно сформированы навыки опрятности, сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве.

Особенности ВНД:

Медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Необходима поддержка в целях создания ситуации успеха, так как имеет место некоторая неуверенность.

Общее физическое развитие: Двигательная активность в норме. Крупная моторика достаточно сформирована, мелкая моторика развита, движения рук точные.  Ведущая рука – правая.  Карандаш удерживает достаточно крепко, но не всегда правильно. Культурно гигиенические навыки сформированы (самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно вешает одежду в свой шкафчик; ест не торопясь, хорошо пережёвывая пищу).

Особенности деятельности:

Предметная деятельность сформирована на достаточном уровне, владеет специфическим способом употребления предметов. Усвоенные способы действия с предметами переносит в другие ситуации. Орудийные и соотносящие действия развиты на среднем уровне.

Толя проявляет интерес к разным видам игр. Выражает индивидуальные предпочтения к конструированию и изобразительной деятельности.

Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения положительный.

Удерживает в руках ножницы. При рисовании старается не выходить за контур.

Особенности познавательной деятельности:

Проявляет активности в изучении окружающего. Не всегда мотивирован на занятия.

На занятии интерес к заданию устойчив, ребёнок иногда отвлекается на различные раздражители, но возвращается к выполнению при дополнительной мотивации (похвале, смене вида задания). Темп продуктивной деятельности – средний. Темп умственной деятельности – средний. Работает продуктивно 10 - 15 минут, далее наблюдается спад работоспособности.

Особенности внимания:

Непроизвольное внимание. Неустойчивое, кратковременное.

Особенности восприятия:

Узнаёт части тела, ориентируется в сторонах собственного тела; не всегда способен к выполнению заданий, требующих осознанного понимания пространственных понятий только при условии поддержки и сопровождения педагога. Не достаточно сформированы представления о временных отношениях.

Особенности памяти:

 Тип памяти – зрительная и моторная. Лучше запоминает факты.

Особенности мышления:

Наглядно-образное.

Особенности речи:

Пассивный словарь преобладает над активным. Пассивный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов. Речь невнятная. Говорит односложно.

Математические представления:

Ребёнок называет геометрические формы. Применяет без дополнительной инструкции, известные ему способы действий в новой обстановке – счёт, сравнение, упорядочивание. Считывает предметы в пределах 10.

Знания и представления об окружающем:

Имеет представления о себе и своей семье и близком окружении. Имеет представления о предметах окружающей действительности. Различает и правильно называет животных. Времена года может путать.

Особенности личностного развития:

Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, не всегда представляет последствия своих неосторожных действий для других детей. Испытывает потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.

Умения учиться:

Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, стремиться к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

(АООП для детей с тяжёлым нарушением речи детский сад «Медвежонок» с. 6)

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

Как уже отмечалось, главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.

Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

 • ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа слов, анализа предложений, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; у него сформирован грамматический строй речи, он владеет разными способами словообразования;

• ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы представления о профессиях, трудовых действиях; ребенок знаком с составом числа из единиц в пределах десяти, владеет навыками количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;

• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности, ребенок умеет организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность;

• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;

• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

1.3. Система оценки достижения воспитанников с ТНР

(АООП для детей с тяжёлым нарушением речи детский сад «Медвежонок» с.13-16)

1.4. Направления работы в рамках реализации программы

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у ребенка затруднений в освоении образовательной программы, либо опережающее освоение разделов Образовательной программы
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребенка; способствует формированию универсальных учебных действий у ребенка (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающегося;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для ребенка ОВЗ.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Содержание образовательных областей программы.

  1. Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие словаря

  • Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
  • Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
  • Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
  • Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
  • Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
  • Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.
  • Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
  • Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
  • Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

  • Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
  • Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
  • Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
  • Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
  • Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
  • Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
  • Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  • Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.
  • Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов.
  • Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
  • Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

Развитие фонетико- фонематической системы языка навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

  • Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
  • Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
  • Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
  • Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
  • Учить говорить в спокойном темпе.
  • Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

  • Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.  
  • Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.  

Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза

  •  Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
  • Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.
  • Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
  • Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.  

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

  •  Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
  • Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.
  • Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
  •  Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’].
  • Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Развитие связной речи и речевого общения

  • Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  • Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  •  Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
  • Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  • Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
  • Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

  1. Образовательная область «Познание»

Сенсорное развитие

  • Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  • Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы. Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них.

Развитие психических функций

  • Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  • Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  • Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.

Формирование целостной картины окружающего мира. Познавательно-исследовательская деятельность

  • Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны предметы; о процессе производства предметов.
  • Воспитывать уважение к людям труда и результатам их деятельности.
  •  Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек.
  • Сформировать умение называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон.
  • Расширить и обобщить представления о школе, об учебе.
  • Сформировать интерес к учебе, желания учиться в школе.
  • Расширить представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий.
  • Углубить представления о транспорте, видах транспорта, труде людей на транспорте.
  • Углубить знание основ безопасности жизнедеятельности.
  • Закрепить знание правил техники безопасности, правил дорожного движения и навык соблюдения правил поведения на улице.
  •  Познакомить с адресом детского сада, научить находить детский сад и свой дом на плане (схеме) микрорайона.
  • Закрепить навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке.
  •  Научить пользоваться планом детского сада и участка.
  • Сформировать представление о школе и школьной жизни.
  • Вызвать стремление учиться в школе.
  • Расширить, углубить и систематизировать представления о родном городе и его достопримечательностях.
  • Вызвать чувство гордости за свой родной город.
  • Сформировать представление о Москве, как столице России; о Российской Федерации, как о Родине, многонациональном государстве.
  • Приобщать к истокам народной культуры.
  • Воспитывать чувство любви к Родине и интерес к событиям, происходящим в ней.
  • Расширить представления о государственных праздниках.
  •  Учить находить Россию на глобусе и карте.
  • Углубить и систематизировать элементарные знания о космосе, звездах, планетах, освоении космоса людьми, полетах наших соотечественников в космос.
  • Углублять знания о Российской армии, защитниках Родины.
  • Воспитывать уважение к ним.
  • Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
  • Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
  • Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения.

Развитие математических представлений

Количество и счет.

  • Уточнить и расширить представления о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке.
  •  Упражнять в счете предметов в разных направлениях.
  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Ввести в речь термин соседние числа.
  • Закрепить навык называния последующего и предыдущего чисел.
  • Научить увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  • Сформировать умение раскладывать число на два меньших.
  •  Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок.
  • При решении задач учить пользоваться математическими знаками: «+», «– », «=».
  • Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей.  

Величина.

  • Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем — четырем признакам.
  • Совершенствовать навык измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Развивать глазомер.
  • Совершенствовать навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Форма.

  • Cовершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию.
  • Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр.
  • Сформировать представление о многоугольнике.
  • Научить делить квадрат и круг на равные части.
  • Ориентировка в пространстве. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве.
  • Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.
  • Сформировать умение создавать простейшие чертежи, планы, схемы.

Ориентировка во времени.

  • Уточнить и расширить представления о временных отношениях.
  • Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя.
  • Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года.
  • Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год).
  • Учить определять время по часам.
  •  Развивать чувство времени
  • Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.

2.1.3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование общепринятых норм поведения

  • Приобщать детей к моральным ценностям человечества. Формировать нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций.
  • Продолжать знакомить с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения. Воспитывать честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их.
  • Учить быть требовательным к себе и окружающим.
  • Прививать такие качества, как коллективизм, человеколюбие, трудолюбие.
  • Формировать представления о правах и обязанностях ребенка.

Формирование гендерных и гражданских чувств

  • Продолжать формирование Я-образа.
  • Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.
  • Воспитывать в девочках скромность, умение заботиться об окружающих.
  • Воспитывать любовь к родному городу, малой родине, родной стране, чувство патриотизма.

Развитие игровой деятельности

  • Насыщать игрой всю жизнь детей в детском саду.
  • Учить детей самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.
  • Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение, активность, инициативность, самостоятельность.
  • Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Подвижные игры

  • Учить детей овладевать основами двигательной и гигиенической культуры.
  • Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности.
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  • Учить организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты, участвовать в них, соблюдать правила.
  • Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения, организованности, чувства справедливости.

Настольно-печатные дидактические игры

  • Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре.
  • Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире.
  • Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений.
  •  Развивать дружелюбие и дисциплинированность.

Сюжетно-ролевая игра

  •  Обогащать и расширять социальный опыт детей.
  • Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками.
  • Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов.
  •  Учить самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
  • Учить расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий. Развивать эмоции, воспитывать гуманные чувства к окружающим.

Театрализованные игры

  • Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам.
  • Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.
  • Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

Совместная трудовая деятельность

  • Расширять представления детей о труде взрослых и его общественном значении, прививать интерес к труду взрослых.
  • Знакомить с профессиями взрослых в разных сферах деятельности, их трудовыми действиями, результатами деятельности.
  • Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом творчество, инициативу, ответственность.
  • Учить доводить дело до конца, бережно относиться к объектам трудовой деятельности, материалам и инструментам.
  • Совершенствовать навыки самообслуживания.
  •  Прививать желание участвовать в хозяйственно-бытовой деятельности, наводить порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурных по столовой, на занятиях, в уголке природы.
  • Развивать желание заниматься ручным трудом, ремонтировать вместе со взрослыми книги, игры, игрушки; изготавливать поделки из природного материала; делать игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Формирование основ безопасности в быту

  • Учить детей соблюдать технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в скверах и парках, в общественных местах, за городом, в лесу, вблизи водоемов.
  • Совершенствовать знание правил дорожного движения, продолжать знакомить с некоторыми дорожными знаками (Дети. Пешеходный переход. Подземный пешеходный переход. Остановка общественного транспорта. Велосипедная дорожка).
  • Продолжать знакомить детей с работой специального транспорта.
  • Познакомить с работой службы МЧС. З
  • Закрепить правила поведения с незнакомыми людьми. Закрепить знание каждым ребенком своего домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
  • Расширять представления о способах взаимодействия с растениями и животными. Закреплять представления о том, что общаться с животными необходимо так, чтобы не причинять вреда ни им, ни себе.

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Восприятие художественной литературы

  • Развивать интерес к художественной литературе и чтению.
  • Учить высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев, художественного оформления книги.
  • Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, прививать чуткость к поэтическому слову, любовь к родному языку.
  • Сформировать умение выразительно декламировать стихи.
  • Сформировать умение определять жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение).
  • Совершенствовать навык пересказа небольших рассказов и знакомых сказок по данному или коллективно составленному плану.
  • Обучать пересказу рассказов с изменением лица рассказчика.
  • Развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по сказкам «Теремок», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса».

Конструктивно-модельная деятельность

  • Формировать умение рассматривать и анализировать сооружения, здания; определять функции, назначение отдельных частей; предавать особенности сооружений в конструктивной деятельности, самостоятельно находить конструктивные решения.
  • Закреплять умение совместно планировать сооружение постройки, трудиться над сооружением сообща, следовать общему плану.
  •  Совершенствовать умение сооружать постройки, объединенные общей темой
  • Совершенствовать навыки работы с пластмассовыми, деревянными и металлическими конструкторами по схеме и инструкции.
  • Развивать творческое воображение, фантазию при изготовлении поделок из природных материалов.
  • Учить создавать коллективные композиции из природного материала

Изобразительная деятельность

  • Развивать эстетическое восприятие, эстетические представления, эстетический вкус.
  •  Учить высказывать суждения о произведениях искусства, работах товарищей и собственных произведениях.
  • Развивать творческие способности, фантазию, учить мыслить неординарно.
  • Сформирование представление об индивидуальной манере творчества некоторых художников, графиков, скульпторов.
  • Сформировать умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.

Рисование

  • Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке. Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. Совершенствовать умение передавать движения людей и животных. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Расширять представления о декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и орнаментов. Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка. Совершенствовать навыки сюжетного рисования. Сформировать навык создания коллективных сюжетных рисунков.

Аппликация

  • Совершенствовать умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур.
  • Обучить технике обрывания в сюжетной аппликации.
  • Научить создавать аппликацию по мотивам народного искусства.
  • Развивать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма.
  •  Формировать умение создавать мозаичные изображения.

Лепка

  • Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки.
  • Развивать пластичность в лепке.
  • Совершенствовать умение передавать в лепке движения изображаемых объектов.
  •  Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок.

Музыкальное развитие

  • Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма.
  • Формировать певческий голос и выразительность движений.
  • Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах.
  • Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.

Слушание

  •  Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства, и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.
  • Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части произведения. Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой. Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных композиторов-классиков

Пение

  • Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения).
  • Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню.
  • Музыкально-ритмические движения
  • Учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животных.

Игра на детских музыкальных инструментах

  • Воспитывать потребность в музицировании и чувство радости и удовлетворения от исполнения на слух знакомой мелодии.
  • Продолжать развивать умение играть в ансамбле, небольшие попевки, русские народные песни, произведения композиторов-классиков

2.1.5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическая культура

  • Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий (ходьбу, бег, лазание, прыжки, ползание и лазание, бросание, ловлю и метание) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики.
  • Добиваться развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, хорошей ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения проявлять силу и выносливость).
  • Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности, интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
  • Способствовать формированию широкого круга игровых действий.

Основные движения

  • Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы, сформированные в предыдущих группах (обычная ходьба; ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена; широким и мелким шагом; приставным шагом вправо и влево; гимнастическим шагом; в полуприседе; в колонне по одному, двое, трое, четверо, в шеренге; по кругу, с поворотом, змейкой, врассыпную, с выполнением заданий).
  • Обучать ходьбе приставным шагом вперед и назад, скрестным шагом, выпадами вперед, спиной вперед, притоптывающим шагом.
  •  Развивать навыки бега, сформированные в предыдущих группах (бег обычный, на носках; бег с выбрасыванием прямых ног вперед; бег мелким и широким шагом; в колонне по одному, по двое, с заданиями, с преодолением препятствий; с мячом, по доске, по бревну, в чередовании с прыжками, с подлезанием, ходьбой, с изменением темпа, с различной скоростью).
  • Формировать навыки бега на скорость и на выносливость.
  • Учить бегать, сильно сгибая ноги в коленях, широкими шагами (прыжками), спиной вперед; из разных исходных положений; бегать наперегонки парами и группами, со скакалкой; бегать на скорость в играх-эстафетах.
  • Упражнения в равновесии.
  • Формировать навыки ходьбы по гимнастической скамейке приставным шагом, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и перешагиванием через предмет, с поворотом; с мешочком с песком на голове; по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком; продвигаясь вперед прыжками на двух ногах по гимнастической скамейке, наклонной доске; спиной вперед.
  • Совершенствовать навыки ходьбы по веревке прямо и боком, по канату прямо и боком; кружения с закрытыми глазами с остановкой, принятием заданной позы. Формировать умение стоять на одной ноге (руки на пояс, руки в стороны; с закрытыми глазами), стоять на носках; то же на повышенной опоре — кубе, гимнастической скамейке, большом набивном мяче со страховкой педагога.
  • Ползание, лазание. Совершенствовать и закреплять навыки разнообразных способов ползания и лазания.
  •  Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по гимнастической скамейке и по бревну; ползания на животе и скольжению на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, держа ноги неподвижными.
  • Закрепить навыки пролезания в обруч и подлезания под дугу разными способами, подлезания под гимнастическую скамейку, подлезания под несколькими дугами подряд
  •  Продолжать развивать умение лазать по вертикальным и наклонным лестницам, используя одноименные и разноименные движения рук и ног.
  •  Закреплять умение переходить с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаясь и спускаясь по диагонали
  • Прыжки. Совершенствовать навыки выполнения всех видов прыжков, сформированные в предыдущих группах (на двух ногах разными способами, на одной ноге, с чередованием с ходьбой, с поворотом кругом).
  • Формировать умение выполнять прыжки с зажатым между ног мешочком с песком, прыжки через набивные мячи (5—6 последовательно).
  • Совершенствовать навыки выполнения прыжков на одной ноге (на месте, с продвижением вперед, через веревку вперед и назад).
  • Формировать навыки выполнения прыжков вверх из глубокого приседа, вверх с места; на мягкое покрытие с разбега, в длину с места и разбега, в высоту с разбега.
  • Совершенствовать навыки выполнения прыжков через короткую и длинную скакалки, через большой обруч.
  • Бросание, метание. Совершенствовать и закреплять навыки всех способов катания, бросания и ловли, метания вдаль и в цель.
  •  Совершенствовать навыки перебрасывания мяча друг другу из-за головы, снизу, от груди, сверху, из положения сидя, на месте и во время передвижения в парах, через сетку; бросания мяча о землю и ловли его двумя руками, одной рукой, с хлопком, с поворотами; отбивания мяча на месте и с продвижением вперед, змейкой между предметами.
  •  Формировать навыки ведения мяча в разных направлениях, перебрасывания набивных мячей; метания из разных положений в вертикальную, горизонтальную, движущуюся цель, вдаль.
  • Строевые упражнения. Совершенствовать сформированные ранее навыки выполнения построений и перестроений (в колонну по одному, по двое, по трое, по четыре, в полукруг, в круг, в шеренгу, врассыпную; из одного круга в несколько) на месте и в движении.
  •  Совершенствовать умение рассчитываться «по порядку», на «первый-второй», равняться в колонне, в шеренге; размыкаться и смыкаться в колонне, в шеренге приставным шагом, прыжком, бегом; выполнять повороты направо, налево, кругом на месте и в движении переступанием, прыжком, по разделениям.

  • Ритмическая гимнастика. Совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку.
  • Содействовать развитию пластичности, выразительности плавности, ритмичности движений. Развивать творчество и воображение.
  • Общеразвивающие упражнения. Продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы (кистей, пальцев рук, шеи, спины, стопы и др.), связки и суставы разных отдельных частей тела (шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног).
  • Упражнения для кистей рук и плечевого пояса. Совершенствовать умение поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки, отставляя ногу назад на носок; поднимать и опускать плечи; отводить локти назад; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками.
  • Формировать умение вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси; на предплечье и кисти руки; разводить и сводить пальцы, поочередно соединять все пальцы с большими (упражнение «Пальчики здороваются»).
  • Упражнения для укрепления туловища и ног. Совершенствовать умение поворачивать туловище в стороны, наклоняться вперед с поднятыми вверх руками или держа руки в стороны.
  • Формировать умение поднимать обе ноги из упора сидя; садиться из положения лежа на спине и снова ложиться, закрепив ноги; поднимать ноги из положения лежа на спине и стараться коснуться лежащего за головой предмета; прогибаться, лежа на спине; из упора присев переходить в упор на одной ноге.
  • Совершенствовать умение приседать, держа руки за головой; из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую; выполнять выпад вперед, в сторону; свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору.
  • Спортивные упражнения. Совершенствовать сформированные ранее и развивать навыки езды на двухколесном велосипеде, самокате, санках; игры в хоккей (элементы). Сформировать навык скольжения по ледяной дорожке на одной ноге; навык скольжения с невысокой горки на двух ногах.
  • Спортивные игры. Совершенствовать навыки игры в футбол (элементы), баскетбол (элементы), бадминтон (элементы), городки (элементы). Формировать навыки игры в настольный теннис (элементы).
  • Подвижные игры. Совершенствовать навыки игры в разнообразные подвижные игры, в игры с элементами соревнования.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

  • Формировать правильную осанку и свод стопы.
  • Продолжать закаливание организма с использованием всех доступных природных факторов, совершенствовать адаптационные способности организма детей, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

2.2. Перспективное планирование коррекционной – развивающего занятия с учителем логопедом.

Период

Основное содержание работы

I период обучения

сентябрь,

октябрь,

ноябрь

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности.

3. Обогащение экспрессивной речи сложными, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

4. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

5. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

6. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

7. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.

8. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоимений, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем лексическим темам.

2. Закрепление умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам.

4. Формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.

7. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

8. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

9. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.

2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

3. Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности.

4. Формирование умения говорить в спокойном темпе.

5. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата.

2. Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

3. Уточнение произношения звука [j] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытыми слогами.

2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных.

3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных.

4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

1. Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.

2. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лес.

4. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобер, липа, лист, клен.

5. Формирование представления о звуке [j], умения отличать этот звук от звуков [л'], [р'].

Обучение грамоте

1. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2. Ознакомление с буквами «Й», «Е», «Ё», «Ю», «Я». Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.

3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнура; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

4. Закрепление знания известных детям правил правописания.

5. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания по заданному плану.

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.

II период обучения

декабрь,

январь,

февраль

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Обогащение экспрессивной речи однокоренными, сложными и многозначными словами, словами в переносном значении.

3. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей; прилагательными с противоположным значением.

4. Пополнение словаря однородными определениями.

5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

6. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми простыми и некоторыми сложными предлогами.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами.

2. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

3. Формирование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени.

4. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.

5. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

7. Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины.

8. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Дальнейшее совершенствование и развитие речевого дыхания.

2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.

2. Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков.

3. Уточнение произношения звуков [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, свободной игровой и речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные слова из открытых слогов и использовать их в активной речи.

2. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.

2. Совершенствование умения дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением).

4. Ознакомление с новыми звуками [ц], [ч], [щ]. Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Обучение грамоте

1. Дальнейшее совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

2. Ознакомление с буквами «Ц», «Ч», «Щ». Формирование умения осознанно читать слова, предложения, тексты с этими буквами.

3. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнура; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

4. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

5. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.

6. Ознакомление с правилами правописания, написание ча-ща с буквой «А», чу-щу – с буквой «У».

Развитие связной речи и речевого общения

1. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

2. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по коллективно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказчика.

III период обучения

март,

апрель,

май,

июнь

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными, однокоренными и многозначными словами, словами в переносном значении.

3. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами-синонимами и словами-антонимами.

4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными прилагательными, прилагательными с противоположным значением.

5. Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми.

6. Пополнение словаря отглагольными существительными.

7. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами.

8. Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

1. Дальнейшее совершенствование употребления сформированных ранее грамматических категорий.

2. Совершенствование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

3. Совершенствование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени.

4. Закрепление умения подбирать определения к существительным.

5. Совершенствование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.

6. Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных и числительных с существительными.

7. Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

8. Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Дальнейшее развитие и совершенствование речевого дыхания.

2. Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру).

3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке в спокойном темпе.

4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Продолжение работы по совершенствованию и активизации движений речевого аппарата.

2. Завершение работы по автоматизации правильного произношения звуков всех групп.

Работа над слоговой структурой слова

1. Формирование умения правильно произносить четырехсложные и пятисложные слова сложной звукослоговой структуры.

2. Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

1. Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.

2. Развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением).

4. Ознакомление с новыми звуками [л], [л'], [р], [р']. Формирование умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками.

5. Формирование представлений о том, что буквы «Ь» и «Ъ» не обозначают звуков.

Обучение грамоте

1. Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов.

2. Ознакомление с новыми буквами «Л», «Р», «Ь», «Ъ».

3. Совершенствование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

4. Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.

5. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Повышение речевой коммуникативной культуры и речевых коммуникативных навыков. Закрепление умения соблюдать нормы вежливого речевого общения.

2. Дальнейшее совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану.

3. Совершенствование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.

4. Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

5. Дальнейшее совершенствование умений отвечать на вопросы по тексту литературного произведения и задавать их.

6. Совершенствование навыка пересказа небольших рассказов и сказок по коллективно составленному плану. Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.

Повторение пройденного материала и закрепление приобретенных речевых навыков в играх, во время совместной деятельности.


В итоге логопедической работы дети должны научиться: 

      • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

      • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

      • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

      • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

      • владеть элементарными навыками пересказа;

      • владеть навыками диалогической речи;

      • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

      • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

      • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

      • владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

      В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

2.3. Способы и формы оказания консультативной помощи педагогам и родителям ребенка с ОВЗ. (АООП для детей с тяжёлым нарушением речи детский сад «Медвежонок» с.44)

  1. Организационный раздел  

      3.1 Режим дня

Одно из ведущих мест в жизнедеятельности ребенка в ДОУ принадлежит режиму дня.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность), прием пищи, прогулки.

Режим дня соответствует возрастным особенностям ребенка и способствует его гармоничному развитию. Продолжительность непрерывного бодрствования составляет 5.5-6 часов. Продолжительность прогулки не менее 4- 4.5 часов, прогулку организуют 2 раза в день: до обеда и после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже –20 °С и скорости ветра более 15 м/с. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12–12,5 часов, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон. Самостоятельная деятельность ребенка (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3–4 часов. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию в средней группе и старшей (дети 4 -5-го -6-го года жизни) -12 занятий. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня не должно превышать трех.

Продолжительность занятий для детей 25 мин.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со

взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность), двигательной (овладение основными движениями). Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном возрасте представлен перечнями, составленными по возрастным группам.

Создание специальной предметно-пространственной среды позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

Для развития индивидуальности ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, реализации задач АОП при проектировании РППС соблюдается ряд базовых требований.

1) Для содержательного насыщения среды имеются:

средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения ребенка.

В группе оборудованы уголки для снятия психологического напряжения.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности. В группах и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В группе и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития ребенка (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.)

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития ребенка. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.

Для реализации АОП имеются: отдельные кабинеты для занятий с учителем-логопедом, сенсорная комната.

Оборудование кабинетов осуществляется на основе паспорта кабинета специалиста.

Примерное содержание РППС (перечень оборудования) составлено с учетом образовательных областей и их содержания.

Модули

Содержание модуля

Перечень оборудования

Коррекция и развитие психомоторных функций у ребенка

-упражнения для развития мелкой моторики;

-гимнастика для глаз;

-игры на снятие мышечного напряжения;

-простые и сложные растяжки;

-игры на развитие локомоторных функций;

-комплексы массажа и самомассажа;

-дыхательные упражнения;

-игры на развитие вестибулярно-моторной активности;

Сортировщики различных видов, треки различного вида для прокатывания шариков; шары звучащие, блоки с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением; игрушки с вставными деталями и молоточком для «забивания»; настольные и напольные наборы из основы со стержнями и деталями разных конфигураций для надевания; наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; бусы и цепочки с образцами сборки; шнуровки; народные игрушки «Бирюльки», «Проворные мотальщики», «Бильбоке»; набор из ударных музыкальных инструментов, платков, лент, мячей для физкультурных и музыкальных занятий; доски

-кинезиологические упражнения; с прорезями и подвижными элементами; наборы для навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; мозаика с шариками для перемещения их пальчиками; наборы ламинированных панелей для развития моторики; магнитные лабиринты с шариками; пособия по развитию речи; конструкция с шариками и рычагом; наборы с шершавыми изображениями; массажные мячи и массажеры различных форм, размеров и назначения; тренажеры с желобом для удержания шарика в движении; сборный тоннель-конструктор из элементов разной формы и различной текстурой; стол для занятий с песком и водой.

3.3. Расписание индивидуальной работы

специалисты

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Учитель-логопед

подгруппа №1

16.30-16.55

16.00-16.20

Индивидуальное занятие

Продолжительность логопедического фронтального занятия с подгруппой

(наполняемостью 4-5 человек) 20-25 минут;

Продолжительность индивидуальных занятий с ребенком 15-20 минут.

3.4. Лист контроля динамики (мониторинг)

Специалисты

Стартовый

Промежуточный

Итоговый

Учитель-логопед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Примерная адаптированная  образовательная программа предназначена для специалистов и воспитателей МКДОУ «Малиновский детский сад», в котором  воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями речи (...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.

Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Адаптированная  образовательная программа представляет программу для  МКДОУ «Малиновский детский сад», т.к. в ДОУ получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СодержаниеI.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной      программы для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи)1.2. Цели и зад...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи на 2023 - 2024 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения &laq...

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с тяжёлым нарушением речи (ТНР) по рекомендации ТПМПК

       АОП предназначена для работы с ребёнком 5-6 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлым нарушением речи (ТНР), состояние здоровья которого препятствует...