Организация работы воспитателя по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в комбинированной группе
консультация

Гобелева Валентина Александровна

Как организовать работу воспитателя с детьми в комбинированной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы воспитателя по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в комбинированной группе

Группы комбинированного типа – это такие группы дошкольного образовательного учреждения, которые, наряду со здоровыми детьми, посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В группах комбинированной направленности реализуются две программы. Для детей с ОВЗ разрабатывается на основе основной образовательной программы дошкольного образования адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.

Социально значимой задачей в работе воспитателя является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности детей ОВЗ:

- недоразвитие всех компонентов речи;

-несформированность коммуникативных навыков;

- повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов.

Эффективность коррекционно – развивающей работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от совместной работы учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателя.

Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является

развитие у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.

Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:

- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

- воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

Реализация поставленных задач (психолого-педагогическое сопровождение) проводится по 3 направлениям:

- коррекционно – развивающая деятельность;

- формирование единого образовательного пространства;

- работа с родителями.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем учителя - логопеда. Воспитатель является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это и главная и специфическая функция.

Работа по развитию речи проводится с использованием следующих методик:

  • Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). выполняется в течении дня 3-5 раз.
  • Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3 - 5 раз в день.
  • Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда.

Все дети с ОВЗ Отличаются в какой-то степени от других детей.

Это проявляется на занятии, в игровой и бытовой деятельности. На занятиях часть детей быстро утомляется, начинает вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются ребята с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. Педагогам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости некоторых малышей.

Воспитатели детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание, учитывая вышесказанное, в работе воспитателя основные направления работы – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Другими словами, воспитатель помогает логопеду в исправлении нарушений речи и процессов, тесно связанных с ним, и осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой детского сада. Однако необходимо помнить, что из двух направлений коррекционно-воспитательное является более значимым, ведущим. Учитывая то, что для введения в самостоятельную речь слова ребенку необходимо не только многократно услышать новое слово, но и от 20 до 100 раз (в зависимости от степени и специфики речевого дефекта и особенностей протекания психических процессов) повторить новое слово, воспитателю необходимо добиваться многократного повторения новых слов каждым ребенком. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:

•        - непрерывный контроль за речью каждого ребенка,

•        - неукоснительное соблюдение требований логопеда,

•        - исправление речевых ошибок каждого ребенка,

•        - работу по единой лексико-грамматической теме в течение недели,

•        - отработку речевых клише в процессе всех режимных моментов,

•        -систематическую работу над произношением и речью в целом по заданию логопеда.       Индивидуальные занятия по заданию логопеда воспитатель проводит во второй половине дня. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради. Воспитатель успевает за час позаниматься лишь с 4-5 детьми. Важно, чтобы в это время все остальные дети были заняты тихими играми и не отвлекали занимающихся. Лучше всего для этой цели подходят настольные игры. А если воспитатель учитывает при распределении игр индивидуальные особенности ребят, то такая игра одновременно дает обучающий эффект. Например, для ребенка с нарушениями моторики воспитатель приготовит мозаику, нанизывание бус и т.д.

Занятия с детьми желательно проводить в специально оборудованном в группе логопедическом уголке. Занимаясь с ребенком важно помнить, что проговаривание фонетического материала происходит с выделением голосом закрепляемого звука. Педагог не должен пропускать ни одной фонетической ошибки в речи детей. Речевой материал следует проговаривать громко, четко, постепенно добиваясь правильности.

 Работая с детьми на протяжении всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые понятия и слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь. Однако не вся словарная работа осуществляется воспитателем, он, как правило, ограничивается обиходно-бытовой лексикой. Учитывая то, что для закрепления в словаре одного нового слова, ребенку необходимо не только многократно услышать это слово, но и от 20 до 100 раз (в зависимости от степени нарушения речи, его специфики, особенностей протекания психических процессов) самостоятельно повторить его, воспитателю следует стимулировать собственную речь каждого ребенка. Не следует для таких упражнений стремиться собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4 – 5 детей. Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом.

Учитывая образовательные потребности и особенности развития воспитанников, применяются следующие виды деятельности:

- на подгрупповых занятиях используются разнообразные формы организации учебного процесса: занятие – сказка; занятие - путешествие; занятие – игра;

- в свободной деятельности используются многофункциональные средства обучения: рамки – вкладыши, дидактические игры, проблемные ситуации, задания на смекалку;

- тематические развлечения создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых;

- утренник является неотъемлемой частью всей общеобразовательной работы, проводимой в детском саду.

-  гражданско- патриотическое воспитание. Ежегодное участие в мероприятиях способствует воспитанию гражданско- патриотических чувств у детей.

- индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития и направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики, которая проводится после аналогичной работы логопеда и осуществляется в течение полутора-двух месяцев ежедневно, и развитие моторики пальцев рук. Опыт показывает, что достаточно 3 – 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, перед обедом или ужином, что значительно улучшает произношение детей.

Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы по возможности без помощи взрослого, поиграть на музыкальных инструментах с кнопками, собрать рассыпанные бусинки, мелкие предметы и т.д. полезно, чтобы в группе был оборудован уголок с перечисленными и другими предметами.

В группе оборудован логопедический уголок.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал:

  • пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши.)
  • пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  • материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации);
  • индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
  • игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  • игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  • материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Работа с родителями. Эта работа осуществляется в большем объеме, чем логопедом, поэтому вместе с обычными целями, воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями: разъяснение заданий логопеда в тетради, объяснение терминов, название некоторых звуков и пр. Особенно тщательно эта работа проводится в начале обучения. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления материала, который записан в тетради, так как необходимо овладение этими знаниями, чтобы продвинуться дальше.

Другая специфическая форма работы – собрания и открытые занятия. Полезно объединять эти формы работы. На собраниях целесообразно проводить небольшие консультации для родителей, которые должны быть короткими, четкими, с конкретным необходимым для родителей материалом. Родителям оказывается помощь консультативного характера в ходе проведения индивидуальных бесед, родительских собраний совместно со специалистами ДОУ. Также имеются рабочие тетради по лексическим темам по закреплению изученного материала.

Вывод:

Проводимая работа по представленным направлениям позволяет корректировать и развивать особенности детей категории ОВЗ.

Список литературы:

1.        Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

2.        Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Примерная адаптированная  образовательная программа предназначена для специалистов и воспитателей МКДОУ «Малиновский детский сад», в котором  воспитываются дети с тяжёлыми нарушениями речи (...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.

Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Адаптированная  образовательная программа представляет программу для  МКДОУ «Малиновский детский сад», т.к. в ДОУ получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СодержаниеI.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка адаптированной индивидуальной образовательной      программы для ребенка с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи)1.2. Цели и зад...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7, разработанная на основе вариативной примерной адаптированной основной образ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 6 до 8 лет спроектирована с учетом ФГОС ДО, особенностей образовательного у...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи на 2023 - 2024 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения &laq...