Как помочь детям с тнр?
презентация по коррекционной педагогике

Подрезова Елена Юрьевна
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.
 
К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии;  с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии,  ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
 
3 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.
 
- Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.
 
 
 
Признаки нарушений речевого развития
 
снижение работоспособности;
 
• повышенная истощаемость;
 
• неустойчивость внимания;
 
• более низкий уровень развития восприятия;
 
• недостаточная продуктивность произвольной памяти;
 
• отставание в развитии всех форм мышления;
 
• дефекты звукопроизношения;
 
• своеобразное поведение;
 
• бедный словарный запас;
 
• низкий навык самоконтроля;
 
• незрелость эмоционально-волевой сферы ;
 
• ограниченны й запас общих сведений и представлений;
 
•  неудовлетворительный навык каллиграфии;
 
• трудности в счете через 10, решении задач.
 
Темпо-ритмические недостатки:
ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи
 
Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом
Общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений.
Нарушение динамического и статистического равновесия /не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках,  бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т.д.
Затруднена мелкая  моторика пальцев рук.
Трудности в формировании пространственно- временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов, память мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, не сформирован достаточный уровень логического, абстрактного мышления, но дети точно сохраняют заданный способ рассуждения и используют помощь в работе.
 
В целях создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения, на основании распоряжения Министерства просвещения Российский федерации от 9 сентября 2019 года № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
 
На базе МКДОУ «ЦРР-ДС «РИТМ» был создан психолого-педагогический консилиум (ППк)
 
Задачи ППК:
 
- выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
 
-  разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
 
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
 
- контроль за выполнением рекомендаций ППк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_detyam_s_tnr.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К ак помочь детям с тяжелым нарушением речи ? Учитель-логопед Подрезова Е.Ю.

Слайд 2

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии , ринолалии , легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии , алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Слайд 3

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха. - Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи . I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.е. “ безречевые дети”). Такие дети пользуются “ лепетными ” словами, звукоподражаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолёт, самосвал, пароход. II уровень речевого развития. Кроме жестов и “ лепетных ” слов появляются хотя и искажённые, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “ лябока ” вместо “яблоко”. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: “ тевики ” вместо “снеговики”. III уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, “мамой ездиля асьпак . а потом ходиля де летька , там звяна . потом асьпальки небили . потом посьли пак” вместо “С мамой ездила в зоопарк, А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк”. IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» – вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев , воронов»).

Слайд 4

Признаки нарушений речевого развития • снижение работоспособности; • повышенная истощаемость ; • неустойчивость внимания ; • более низкий уровень развития восприятия; • недостаточная продуктивность произвольной памяти; • отставание в развитии всех форм мышления ; • дефекты звукопроизношения ; • своеобразное поведение ; • бедный словарный запас; • низкий навык самоконтроля; • незрелость эмоционально-волевой сферы ; • ограниченны й запас общих сведений и представлений; • неудовлетворительный навык каллиграфии ; • трудности в счете через 10, решении задач .

Слайд 5

Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом Общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Нарушение динамического и статистического равновесия /не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т.д . Затруднена мелкая моторика пальцев рук .

Слайд 6

- Трудности в формировании пространственно- временных отношений, нарушены восприятие и словесные обозначения временных и пространственных особенностей предметов, память мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, не сформирован достаточный уровень логического, абстрактного мышления, но дети точно сохраняют заданный способ рассуждения и используют помощь в работе.

Слайд 7

На базе МКДОУ «ЦРР-ДС «РИТМ» был создан ППк Задачи ППК: - выявление трудностей в освоении образовательных программ , особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; - разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся; - консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; - контроль за выполнением рекомендаций ППк .

Слайд 9

Единое коррекционно-образовательное пространство для ребенка с речевыми нарушениями

Слайд 10

Социально-коммуникативное развитие Направлено на совершенствование и обогащение навыков игровой деятельности детей с ТНР, дальнейшее приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности. Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр во всех формах и направлениях общеразвивающей и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольной организации стимулирует, прежде всего, речевую активность.

Слайд 11

Познавательное развитие Обеспечивает развитие у детей с ТНР познавательной активности, обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений об окружающем мире и элементарных математических представлений. Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной области по следующим разделам: 1) конструирование; 2) развитие представлений о себе и об окружающем мире; 3) формирование элементарных математических представлений.

Слайд 12

Речевое развитие Направлено на формирование у детей с ТНР потребности в речевом общении и коммуникативных умений . У детей активно развивается способность к использованию речи в повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например, отвечая на вопросы «Почему?», «Когда?», обращая внимание детей на последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные связи, развивая идеи, высказанные детьми , вербально дополняя их.

Слайд 13

Художественно-эстетическое развитие Организация изобразительной деятельности детей с ТНР в дошкольном возрасте являются занятия, в ходе которых у детей формируются образы-представления о реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений, совершенствуются операционально-технические умения, развивается анализирующее восприятие, закрепляются представления детей о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения . При реализации направления «Музыка» дети учатся эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и сосредоточение, музыкальный слух ( звуковысотный , ритмический, динамический, тембровый), привлекают их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Дети учатся распознавать настроение музыки, характер (движение, состояние природы и др.)

Слайд 14

Физическое развитие В работе по физическому развитию детей с ТНР помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре.

Слайд 15

Семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей. Взаимодействие педагогов Организации с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов – активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.

      Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...

"Как помочь детям стать чуткими"

Консультация для родителей и воспитателей, содержит игры, направленные на доброжелательное отношение к сверстникам (вербальное общение)....

Как помочь детям с нарушениями речи подготовиться к школе.

Как помочь ребёнку с нарушениями в речи не отстать от сверстников при поступлении в школу. Данные рекомендации для родителей включают в себя специально разработанные задания, направленные на развитие ...

Как помочь детям, которые заикаются

Консультация для родителей и воспитателей "Как помочь детям, которые заикаются"...

Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям.

Мне бы хотелось рассказать родителям  о том, на что нужно обращать внимание в раннем детстве и как можно ускорить процесс коррекции нарушений речи....

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...