Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

ольга николаевна шабалина - лариса евгеньевна команова

Работая с детьми с ОВЗ, мы обратили внимание на то, что у них недостаточно высокая  познавательная активность, дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру и это негативно отражается на развитии речи, логическом мышлении, развитии памяти и внимания. Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ мы подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он сможет, несмотря на имеющиеся нарушения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -doklad.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     1 слайд

Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ

                                                      2 слайд

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям»]. Поэтому наша задача  – помочь детям с ОВЗ захотеть с интересом двигаться дальше по этой «лестнице».

                                                          3 слайд

Работая с детьми с ОВЗ, мы обратили внимание на то, что у них недостаточно высокая  познавательная активность, дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру и это негативно отражается на развитии речи, логическом мышлении, развитии памяти и внимания. Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ мы подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он сможет, несмотря на имеющиеся нарушения.

                                                     4 слайд

Особенности в развитии детей с ОВЗ:

Снижение познавательной активности (наблюдается отставание развития познавательных процессов);

Не имеют способности концентрировать внимание на одном объекте долговременно;

Ограниченный словарный запас;

Несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.

Перечисленные особенности у детей с ОВЗ затрудняют их умение выражать четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, давать объяснения об увиденном, рассуждать и делать выводы.

Цель работы:

Способствовать формированию познавательного интереса у детей с ОВЗ через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Развивать у детей умение обследовать предметы и явления с разных сторон, упорядочивать свои представления о мире;

Развивать и поддерживать у детей интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах окружающего мира 

                                              5 слайд

Принципы развития познавательной активности дошкольников:

*  Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.

 *Принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.

  *Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.

  *Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.

  *Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.

  *Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и индля детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности.

  *Принцип среды развивающего типа – познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.

  *Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.

  *Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

                                                6 слайд

                 (фото со сказ перс. и компьютером и экспериментом)

В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.

* Использование игровых сказочных персонажей; – используем сказочные и занимательные сюжеты (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается

 *Экспериментирование. В процессе экспериментов дети знакомятся с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом поощряется познавательная активность и самостоятельность детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом мы ,как  соучастники деятельности позволяем ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

                                                   7 слайд

*Компьютерные и мультимедийные технологии. Примененяем по возможности информационно- коммуникационные технологии.Это позволяет  в  доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усиляет творческую составляющую учебного процесса.

                                                    8 слайд

          ( Фото уголка природы и отдельно лупы. Микроскоп…)

В наших группах  созданы условия для формирования познавательного интереса через экспериментальную деятельность: в предметно - развивающей среде группы оборудован экологический уголок с мини-лабораторией, разработана картотека опытов и наблюдений в игровой форме.

В уголке имеются разнообразные материалы и инструменты для опытов:

- Природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов;

- Бросовый материал: провода, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные);

- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- Другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар, сито, воронки, половинки мыла, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Все материалы должны быть доступны и безопасны для детей

                                                    9 слайд

     (фото дети с водой,камнями,дуют на бабочку,надувают шар)

Опытно - экспериментальную деятельность мы разделили на разделы:

Опыты с водой («Тонет-не тонет», « Окрашивание воды», «Разноцветные льдинки», «Снежки»).

Опыты с воздухом («Надуй шарик», «Пузыри», «Подуй на ладошку», «Ветер-ветерок»).

Опыты с материалами: природный и рукотворный мир (свойства камней «Домик для черепашки Наташки», свойства песка, бумаги).

                                                       10 слайд

                      ( Фото дети и воспитатель наблюдения)

В группе  мы организуем экспериментирование в трех основных направлениях:

В непосредственной образовательной деятельности;

В совместной деятельности педагога с детьми;

В самостоятельной деятельности детей.

Используем коррекционные и игровые методы и приемы:

- Повтор инструкций, хоровое проговаривание, выполнение действий по указанию детей, проговаривание хода предстоящих действий, предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку, моделирование проблемной ситуации от имени сказочных героев: собачки Бобика, кошечки  и т.д.

                                                   11 слайд

                        ( фото дид.игры времена года, листик)

В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листок", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?"

Такие игры помогают нам в ознакомлении детей с явлениями природы.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Игры с песком и водой: помогают решить многие проблемные ситуации,  например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет, каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Таким образом,  опытно – экспериментальная деятельность актуальна как никогда, при включении детей в экспериментальную деятельность у детей повышается интерес к живой и неживой природе. Все это помогает развивать у детей психические процессы, способствует социально - коммуникативному развитию детей с ОВЗ

                                                  12 слайд

                          (Фото игровой деятельности)

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. И ,конечно же , педагогическое творчество является условием развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

                                                      13 слайд

                                            Спасибо за внимание!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду....

Педагогический проект на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление...

« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»

Игра как вид деятельности издавна привлекает внимание педагогов, психологов, философов. Игра представляет собой особый вид деятельности чнловека....

Консультация для воспитателей "Педагогические условия развития познавательного интереса у детей 5-7 лет".

В статье раскрыты педагогические условия развития познавательных интересов у детей 5-7 лет. Обозначена важная роль взрослых (воспитателей, родителей) в формировании любознательности и познавательных и...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...

Педагогические условия развития игровой деятельности у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

Игра выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды  деятельности  и формируются умения коллективных творческих действий и...

Использование проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/DvFwtQPGRk9I0g   В своей работе я выбрала проектную деятельность, так как дети в моей группе очень любознательные и инициативные, пр...