Тактика проведения психологического обследования. М.М.Семаго
статья по коррекционной педагогике

Материалы взяты из книги «Психолого-медико-педагогическое ОБСЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА» под редакцией М.М.Семаго.1999г. Москва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktika_provedeniya_psihologicheskogo_obsledovaniya.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

        Прежде, чем приступить к обследованию ребенка, психолог должен ознакомиться  представленными материалами  специалистов (педагогическим, логопедическим и медицинским). Следует обратить особое внимание на специфику описания поведения ребенка в период нахождения в дошкольном учреждении или во время занятия (для детей школьного возраста ), характеристику его работоспособности, поведения ребенка в режимных моментах, его отношения со сверстниками, педагогами, родителями. По возможности выяснить у педагога или родителей дополнительную информацию о семье и специфике внутрисемейных отношениях, характеристиках раннего развития. Необходимо особое внимание обратить на соответствующие разделы анамнеза.

        Все дополнительные сведенья, полученные психологом от родителей или других лиц, пришедших с ребенком на консультацию, заносятся в анамнестическую часть карты развития ребенка. В зависимости от анамнестических данных, особенностях развития ребенка, выявленных другими специалистами строится основная гипотеза психологического обследования ребенка.

        Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватного для данного ребенка вида и формы обучения.

        В соответствии с гипотезой  психолог определяет необходимый диагностический нструментарий. В дальнейшем в зависимости от результатов выполнения тех или иных диагностических процедур гипотеза проведения обследования может изменяться, точно так же будет изменяться и подбор методик и тестов. Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых психологических методик.

        Обследование ребенка должно проводится только в присутствии родителей (законных

представителей). В отдельных случаях может быть получено разрешение родителей или опекунов на обследование в их отсутствие.        

         Необходимо отметить, что каждый психолог вправе использовать те диагностические на-

боры, которым он обучался.

Необходимые условия для проведения психологического обследования:

        • Специальное помещение, оборудование для индивидуальной работы.

        • Обязательное "освоение" ребенка в комнате, где проводится обследование, установление

достаточного контакта с психологом перед проведением обследования.

        • Адекватность поощрения и адекватность стимуляции ребенка, относительность оценочных характеристик.

        Непосредственно перед проведением обследования необходимо выяснить характер жалоб или "претензий" к ребенку, которые имеются у сопровождающих ребенка взрослых, причем не желательно, чтобы ребенок присутствовал при этом разговоре; он может в этот момент играть в другом углу комнаты, где происходит обследование, рисовать на свободную тему, знакомиться с обстановкой комнаты и т.п. В то же время, если у ребенка есть страхи, фобии, то подобный разговор должен происходить после знакомства ребенка со специалистом и комнатой. Желательно, чтобы в комнате, где проходит обследование не было обстановки или какого -либо оборудования, которое могло отвлекать или напугать ребенка (яркие красочные плакаты, оригинальная мебель, стеклянные шкафы с медицинскими инструментами и т.п.).

        Также перед обследованием желательно выяснить, как ребенку хочется, чтобы его называл психолог, как его зовут дома, как он привык. Это дополнительно создает атмосферу доверия и теплоты. Ни в коем случае нельзя называть ребенка по фамилии.

        В некоторых случаях, когда ребенок особенно непоседлив ("гиперактивен"), отказывается

от обследования, не входит в контакт, не следует заставлять его делать что -либо, объясняя матери, что он негативно настроен, испуган и т.п. Имеет смысл отвлечься от ребенка, оставить его с самим собой на 10-15 минут для свободной игры. С некоторыми детьми, особенно трудно входящими в контакт, может помочь совместная игра (в мяч, какие-либо другие подвижные игры). В критических случаях даже необходимо прервать обследование на этапе ознакомления, мотивировав родителей придти в следующий раз.

        При проведении обследования лучше, если ребенок находится не через стол от пс ихолога

(принцип избегания позиции "глаза в глаза"), а рядом или сбоку. В этом случае контакт устанавливается быстрее, общение легче. В то же время нельзя препятствовать ребенку, если он не захочет слезать с коленей матери, в этом случае целесообразно провести обследование в данной позиции. В зависимости от создавшейся ситуации, возраста ребенка, в некоторых случаях имеет смысл позиция психолога, когда его глаза находятся на одном уровне с глазами ребенка, особенно это плодотворно для установления и поддержания продуктивного контакта с детьми дошкольного возраста, а также с детьми, особенно трудно входящими в контакт.

        Категорически не допускаются какие-либо комментарии или оценки со стороны

психолога, обращенные не только к родителям, но и к коллегам, присутствующим на об-

следовании. Более того, психолог должен корректно пресекать все оценочные характеристики родителей в процессе обследования (типа "лопух", "неумеха" и т.п.). Кроме того, необходимо предупредить родителей не высказывать критические замечания по поводу неуспеха ребенка или отказа от работы после окончания обследования, по дороге домой и т.п.

        В процессе обследования необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком.

В случае любого выполнения задания нужно давать подкрепления короткими фразами: "молодец", "у тебя получается". В процессе обследования допускаются короткие не выраженные поощрения со стороны родителей. В случае расторможенного, гиперактивного ребенка нельзя одергивать его "в лоб", лучше убрать со стола посторонние вещи, методики, которые в данный момент не используются, чтобы они не отвлекали ребенка, сказав при этом (дополнительная мотивация): "а в это мы поиграем попозже". В качестве дополнительного подкрепления можно дать следующий тест (методику) со словами: "Вот теперь мы сделаем то (поиграем в то), что ты хотел".

Не следует пресекать попытки обращения ребенка к взрослому. Можно лишь сказать:" Давай сделаем без мамы".

        Следует помнить, что все выделяющиеся особенности поведения, выполнения заданий, взаимо-

отношений с родителями или другими взрослыми в процессе обследования являются сами по себе диагностичными и должны быть отмечены психологом в соответствующих разделах заключения.  Также диагностичным, непосредственно влияющим на результаты обследования, их оценку и эффективность процесса консультирования в целом, является поведение родителей. Психологу необходимо в зависимости от ситуации критично относится к любым заявлениям родителей, в особенности к высказываниям типа: "Это он все знает, дома все получалось, это только здесь не получается". Желательно для получения целостной картины обследования фиксировать все вышеуказанные особенности и учитывать их при формулировании психологического заключения и, в особенности, для выработки рекомендаций по коррекционному развитию ребенка.

        Обследование детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Желательно, чтобы

материалы для обследования детей были представлены по возможности в игровой форме. Ребенок не должен догадываться о целях исследования. Даже исследование памяти желательно проводить в игровой форме. Период продуктивной деятельности должен перемежаться с периодами отдыха.

        Ребенок должен иметь право находиться в процессе обследования в любой позе (что так-же диагностично!):  на полу лежа, под столом, стоя, а не сидя, наконец, сидя на коленях матери. Некоторым детям с нарушениями общения, негативизмом, истероидными реакциями следует разрешить выполнять задания руками матери, что вполне допустимо и в целом не влияет на результативность исследования и не искажает его результатов при правильном поведении матери.

        Поскольку все большую практику приобретает создание преемственности между детскими до-

школьными учреждениями и школами, повсеместно создаются комплексы типа УВК, предлагающаяся схема психологического обследования ребенка дошкольного возраста может быть использована и для оценки готовности ребенка к школьному обучению и прогнозированию вариантов школьной дезадаптации.

 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

спецификой анализа результатов психологического обследования является динамическое прослеживание и оценка изменений той или иной функции (в первую очередь внимания, слухоречевой памяти, вербальной активности, мыслительной деятельности и т. п) в процессе самого обследования. характерной особенностью такой оценки является учет изменений отдельных функций в их взаимосвязи или с общим фоном активности и работоспособности ребёнка, так и с другими функциями и характеристиками его деятельности (пресыщаемость на фоне утомления, потеря интереса при усложнении заданий и т.д.) на различных этапах обследования. таким образом, предметом анализа является не только определение базовых  показателей развития ребёнка, но и интегративная оценка динамических изменений различных функций.

            Материалы взяты из книги «Психолого-медико-педагогическое ОБСЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА» под редакцией М.М.Семаго.1999г. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.

            Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...

Методики психологического обследования по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО. 1-я младшая группа.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается модификация диагностического комплекта «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» для 1-й младшей группы ДОО в соответств...

Методики психологического обследования по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО. 2-я младшая группа.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается модификация диагностического комплекта «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» для 2-й младшей группы ДОО в соответств...

Письменное согласие родителей (законных представителей) на проведение психологической диагностики (обследования)

Письменное согласие родителей (законных представителей)на проведение психологической диагностики (обследования) Я (ФИО родителя)_____________________________________________________________ согла...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

Основной целью психологического обследования является выявление особенностей отклоняющегося развития ребенка и тех сохранных путей, с помощью которых можно их скомпенсировать в условиях адекватных для...

Протокол обследования и стимульный материал для проведения психологической диагностики детей 4-5 лет

Протокол обследовния и стимульный материал, предназначенный для проведения психологической диагностики детей 4-5 лет....