Коммуникация детей с ТНР и ЗПР
занимательные факты по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цымбалова Евгения Геннадьевна

Формирования "Я"-образа у детей с множественными нарушениями развития, как одна из задач в преодолении проблем с коммуникацией, имеет ряд трудностей, о которых в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-ty_kto.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

            В группы коррекционно-развивающей направленности для детей с задержкой психического развития поступают дети с тяжелыми нарушениями речи.  У таких детей бывает нарушена не только сама речь, но и коммуникация. Очень важно, на мой взгляд, научить таких детей умению обращаться с просьбой ко взрослому социально-приемлемым способом. В самых непростых случаях в рамках детского сада базовой задачей может являться работа над освоением ребенком социально-значимым жестам (а в лучшем случае – словам) – «да» и «нет».

Часто родители даже тех детей, которые не имеют особенностей в развитии, говорят о своем ребенке, обращаясь к нему, в третьем лице. Например, забирая своего четырехлетнего ребенка из детского сада, мама радуется аппликации, выполненной её дочерью совместно с воспитателями и произносит: «Как красиво! Это Маша нарисовала?» Необходимо помнить, что, начиная с годовалового возраста, нельзя говорить о ребенке в третьем лице. Это нарушает его образ «Я», его самооценку. Чем чаще ребенок слышит «Я-Ты»-фразы в своей семье, тем быстрее сформируется образ «Я». Дети с особенностями требуют повышенной осознанности в понимании родителями пути дальнейшего развития и более тщательного подхода к речи, обращенной к ребенку, со стороны родителей.

Важно понимать, что ребенок может иметь в запасе 50 и более слов, произносимых хаотично, бессистемно. Нам важна речевая инициатива. Ребенок откликается на свое имя, выполняет инструкции от односложных знакомых, до двух- и трехсложных, в зависимости от уровня развития конкретного ребенка. Но у детей с множественными нарушениями психоречевого развития очень страдает сфера я - идентификации. Тем не менее, очень важно попытаться научить маленького человека ощущать свое "я", себя в пространстве, в обществе; слышать свои желания и потребности, воспринимать и интерпретировать свои эмоции, и, что самое главное - уметь сообщить о своих чувствах и желаниях (не обязательно через речь, если это совсем тяжёлые нарушения) близкому человеку - тому, кто заботится о данном ребенке. Развивая этот навык на занятиях, педагог задает ребенку вопрос, используя минимальное количество слов для упрощения понимания ребенком вопроса – «Ты кто?» (Если бы вопрос звучал «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?» - ребенок на втором слове уже может потерять интерес, так как дети с умеренно-тяжелыми формами развития имеют очень истощаемое внимание и низкую концентрацию). Задав вопрос, педагог берет руку ребенка своей рукой и прикладывает ее к груди самого ребенка, отвечая за него: «Я – Лёша». Потом педагог кладет свою руку на свою грудь и произносит: «Я – Лида», показывая пример. А может ли педагог в государственном саду называть себя по имени? То есть быть не Лидией Ильиничной, а просто – Лидой? Однозначного ответа здесь нет. Хотя, лично я считаю, что если ребенку необходимо научиться овладеть коммуникацией (а сомнений в этом у меня не возникает) в той мере, в какой ему это доступно – любые способы подходят (в рамках разумного, конечно), тем более, что ни в одном документе, регламентирующем деятельность педагога образовательного учреждения ничего не сказано об этом.

И здесь есть еще один момент, о котором нельзя не сказать. Поскольку задача сотрудников детского сада максимально создать комфортную для ребенка обстановку и развивающую среду, важно прислушиваться к чувствам и намерениям ребенка, а так же своевременно, чутко на них реагировать, помогая в преодолении трудностей различного характера, помня о том, что в теплой, дружественной атмосфере развитие и коррекция ребенка происходит более быстрыми темпами, так как ребенок не тратит излишнюю энергию (запас которой всегда ограничен) на тревоги, страхи и сомнения.

Большинство педагогов ни за что не согласятся, чтоб ребенок звал их просто по имени (А как же субординация?!). Но ребенок, обратившись один, два или три раза к воспитателю, который настойчиво просит «правильно» произнести «как меня зовут? Ли-ди-я-И-льи-ни-чна!», может закрыться и, поняв свою неспособность к произнесению подобной абракадабры, больше не обращаться к педагогу никак. А значит, оставить свои базовые потребности (например, попить воды) без удовлетворения. Тут уже ни о каком комфорте и развивающей среде речи идти не может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалогическое общение в образовательной области "Коммуникация" детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии....

Коммуникация детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Изобразительную деятельность можно рассматривать как средствокоррекции нарушенной познавательной деятельности, интеллектуальногоразвития, а также в качестве метода обучения и средства эмоциональ...

"Я и мои друзья". Занятие по обучению коммуникации детей старшей группы.

на занятии дети получают практические навыки общения....

Упражнения и игры направленные на социально-личностное развитие и коммуникацию детей.

Я собрала картотеку игр и упражнений для детей детского сада на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения, коммуникативных способностей, формирования у дошкольников  культу...

Взаимоидействие педагога Аргеткиной Е.А. и семьи по вопросам социально коммуникации детей.

Проект «Сюжетно ролевые игры»:«Семья. Праздничный ужин».Сюжетно-ролевая игра в детском саду- это не только игровой процесс, но и образовательный. Именно по этому при подготовке к игре желательно...

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в п...

"Формирование способов речевой коммуникации детей с дефектами речи"

Как сформировать способы речевой коммуникации?!...