Главные вкладки

    Диалогическое общение в образовательной области "Коммуникация" детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
    статья на тему

    Колесникова Елена Анатольевна

    В статье раскрываются условия для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Е.А. Колесникова

    В соответствии с требованиями ФГТ содержание образовательной области “Коммуникация” направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Одной из задач этой области является развитие связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья, является: нарушение речевого развития и наличие трудностей в сфере общения. Исходя из выше изложенного, поставили перед собой цель: создание условий для развития диалогического общения в коммуникативном взаимодействии детей.

    Определили задачи: 1.Формирование способов диалогического общения в сообществе сверстников и взрослых. 2.Формирование опыта взаимодействий в различных искусственно созданных и реальных ситуациях.

    Мы изучили опыт работы, предложенный А.Г. Арушановой «Истоки диалога», и пришли к выводу, что одним из важных способов развития диалога являются игры и игровые приемы т.к. коммуникативный характер многих игр позволяет говорить об их больших потенциальных возможностях в развитии диалога. Особую роль в развитии диалогического общения играет коммуникативная мотивированность действий и высказываний детей. Мы включаем побудительный мотив и предлагаем детям поиграть в сказку при этом, демонстрируя элементы сказочных костюмов и тут, же меняется смысл коммуникативной ситуации. Используем детское словесное творчество тесно связанное с играми-фантазиями, играми-сочинениями, например: дети вдвоем сочиняют «кино». Для развития диалогической речи организуем творческую сюжетно-ролевую игру, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. В играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре, однако при участии педагога активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа. Для развития общения со сверстниками, а значит, и совершенствования диалогической речи используем народные подвижные игры, которые строятся как игра драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Например: «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник» и т.д. Формы диалогического взаимодействия используются и в подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. Дидактические игры и игры с правилами оказывают большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, аргументировать высказывания, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывание собеседника. Например: «Лото», «Домино», «Лабиринты». Для развития диалогического общения со сверстниками используем словесные дидактические игры. В них дети наизусть воспроизводят и осваивают различные диалогические единства. Диалогическое единство вопрос – ответ: Игра « Да и нет». Далее для обучения диалогической речи игры усложняем. Используем игры, в которых дошкольникам нужно оперировать не только заученными (репродуктивными), но и самостоятельно построенными (продуктивными) репликами, используем игры: «Звонок другу, маме», «Звонок в поликлинику» и т.д. Дети любят игры, побуждающие их к самостоятельному построению диалогических реплик: словесные игры без готовых текстов, театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами, например: «Похожи – не похожи» (словесная игра:- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.- Они похожи: обе живые.

    Сравнительный анализ развития у детей среднего и старшего возраста диалогического общения, по методике Л.Г. Арушановой, показал: по параметру «Диалогические отношения» высокий уровень вырос на 40%, низкий снизился на 33%. (Рис.1 Диалогические отношения). По параметру «Средства общения» высокий увеличился на 47%, низкий снизился на 27%. (Рис.2 Средства общения). По параметру «Коммуникативно - семантический тип высказывания» высокий уровень вырос на 40%, низкий снизился на 33%. (Рис.3 Коммуникативно-семантический тип высказывания).

          

    Рис. 1. Диалогические отношения

            

    Рис.2. Средства общения

            

    Рис.3. Коммуникативно семантический тип высказывания

    Таким образом, игры для развития диалогической речи способствовали: формированию опыта взаимодействия детей и развитию диалогического общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Литература:

    Арушанова, А.Г. Развитие диалогического общения - М. :Мозаика-Синтез, 2005. – С. 128

    Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития – М. :СПб, 1992. – С. 66


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

    Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

    Условия реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    В статье представлен перечень мероприятий по обеспечению физической и информационной доступности образовательных услуг, способствующих успешной реализации адаптированных основных образовательных прогр...

    Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)

    Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

    Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

    В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

    Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...