Мастер-класс для педагогов: "Особенности речевого развития детей с ОВЗ"
презентация по коррекционной педагогике

Бондаренко Ульяна Александровна

 Мастер-класс для педагогов в рамках обмена опытом на городском мероприятии "Педагогический калейдоскоп". Презентация на тему: "Особенности речевого развития детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_deti_s_ovz.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:

«ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Приоритетной целью коррекционного обучения является социализация детей с ОВЗ. Дети, имеющие разные возможности и различные нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал. Но вместе с тем, нарушение речи является общей закономерностью детей с ОВЗ, что создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми.

 В нашем  образовательном учреждении обучаются воспитанники нескольких категорий: дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями речи.

Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

Педагогическое воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Поэтому к занятиям по развитию речи я предъявляю следующие требования:

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Самое главное – на занятиях дети должны много говорить.

Я работаю в группах компенсирующей направленности для воспитанников с ЗПР и нарушениями ОДА. Педагоги и специалисты, работающими с этой категорией детей находятся в постоянном поиске эффективных методов работы. В нашей работе должно быть место и инновациям, и традициям. Все воспитанники такие разные и чтобы заинтересовать их, я использую  разнообразные методы и приемы. Кратко расскажу о тех, которые наиболее эффективно вились в нашу коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

Методы и приемы

Так как дети с ЗПР не всегда сразу переключаются с одной деятельности на другую, я для себя определила самомассаж на каждом занятии в  качестве оргмомента. Для детей это своего рода ритуал, который помогает снять эмоциональное напряжение   и настроиться на продуктивную работу. В моей копилке несколько разных по содержанию текстов, которые я меняю от занятия к занятию и которые легко связать с лексической темой ООД. Таким образом дети получают положительный настрой на занятие, происходит  активизация биологически активных точек, речевая разминка и развитие ВПФ.

Мнемотехника. Использую ее в качестве начальной, “пусковой”, и эффективной работы. Использование мнемотаблиц позволяет детям с особенностями легче воспринимать устный материал, опираться на зрительные образы, перерабатывать, сохранять и воспроизводить в соответствии с целью задания.

Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую:

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при отгадывании и загадывании загадок;

ИКТ

Трудно представить современного ребенка без телефона или планшета в руках. Почему бы нам не использовать это в решении своих задач? Здесь на помощь может прийти использование Информационно- Коммуникационных технологий, в виде презентаций и игр на компьютере.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально. Не забываем и о требованиях СанПин. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия. ИКТ можно использовать для:

  • Развития  общей, мелкой моторики рук, что особенно эффективно в роботе  с воспитанниками с нарушениями ОДА, так как этому виду работы уделяется огромное количество времени  необходимо поддерживать интерес детей на высоком уровне.
  • Работы над звукопроизношением –  при выполнении артикуляционной гимнастики, для автоматизации звуков.
  • Можно использовать презентации при формировании лексико-грамматических категорий– огромное количество красочного материала в легкой и доступной форме формируют у детей навыки словообразования и словоизменения.
  • Развития связной речи – можно использовать презентации как описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу, либо при составлении пересказа текста по  серии сюжетных картинок.

При работе с детьми с ОВЗ мы никак не можем обойтись без работы с семьей ребенка. С этой целью  совместно с учителем дефектологом  педагогом психологом мы создали родительский клуб. Основной целью его является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ  и освоение родителями эффективных приёмов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Дидактическая игра в познавательно – речевом развитии детей»

Дидактические игры - это уникальный вид деятельности, в которой проходит обучение, расширение знаний, развитие детей. Всех их не назовешь и не перечислишь, да мы и не ставили перед собой такой цели. М...

Сценарий мастер- класса для родителей по познавательно- речевому развитию детей 5-6 лет«Весеннее путешествие»

В сценарии представлена интегративная деятельность педагога- психолога и учителя -логопеда с родителями воспитанников 5-6 лет в рамках реализации ФГОС ДО. Цель: уточнить, расширить и активизиров...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».

Интересный материал для педагогов  по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика....

Мастер – класс «Дидактическая игра в познавательно – речевом развитии детей»

Программа воспитания и обучения в детском саду ставит задачи: расширять представления об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать их по э...

мастер-класс "Использование кругов Эйлера в речевом развитии детей"

Использование кругов Эйлера для речевого развития летей....