Программа, направленная на снятие тревожности у детей 3-4 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Щекина Екатерина Васильевна

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. 

Исходя из особенностей детей с повышенным уровнем тревожности и проблем, возникающих в связи с этим,  был разработан комплекс игр, задачами которых являются:

- снизить уровень тревожности детей;

- уменьшить эмоциональное напряжение детей;

- повысить уровень самооценки;

- сформировать у детей нравственные представления, способствовать нахождению конструктивных форм поведения и нового опыта общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа, направленная на снятие тревожности у детей 3-4 лет

Занятие 1 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, чувство комфортности, сплоченности группы, снятие эмоционального напряжения, формирование позитивного отношения к шумящим бытовым приборам.

Материал: мяч, игрушки: мышка и ежик, игрушечный домик, рисунок пылесоса.

Приветствие: «Добрый день, дети! Давайте с вами познакомимся».

Игра 1 «Знакомство»

Цель: развитие коммуникативных способностей, снятие тревожности, формирование положительной самооценки, уверенности, спокойствия.

Дети становятся в круг, игра с мячом. Педагог задает такие вопросы поочередно каждому ребенку, бросая ему мяч: «Как тебя зовут? Как тебе мама называет дома?»

Педагог: Вот и хорошо, вот мы и познакомились, а теперь, начну предложение, а вы его закончите: «Больше всего на свете я люблю ... Я немножечко боюсь ...»

Основная часть

Педагог: «Ой, давайте прислушаемся? Слышите? Кто здесь, посмотрим?! (Достает из игрушечного домика игрушку Мышки). Ой, это же маленький мышонок. Мышка, как тебя зовут?»

- Меня зовут Вика!

Вика: «Я хочу, с вами поиграть, а сейчас к нам придет мой друг, ежик Леша. Он тоже любит играть с малышами».

Педагог достает игрушку ежика и говорит: «Дети, посмотрите, я знаю этих животных. Это ежик и мышка. Смотрите, мышка хочет что-то нам сказать».

Вика: «Я хочу рассказать, какой Леша у нас смелый!

Педагог: «И ты что, совсем ничего не боишься?»

Леша: «Ничего. Ну, почти ничего».

Вика: «А я очень боюсь! Я живу в квартире, там есть страшный-престрашный зверь! Пылесос называется».

Леша: «И что же в нем страшного?»

Вика: «Он гудит громко! А еще у него ужасный длинный хобот.»

Педагог: «Ребята, давайте погудим как пылесос! У-у-у-у-у-у-у-у-у-у! Посмотрите, ребята, а я принесла картинку с пылесосом. Он большой, блестящий. У него длинный-длинный хобот. Почти как у слона. Отгадайте загадку:

Он гудит и пыль глотает,

Убирать нам помогает!

Всюду он сует свой нос,

Работяга ...  (пылесос).

Где тут грязь, где беспорядок?

Поработаю, я как надо».

Педагог: «Вика, а ты знаешь, для чего нужен пылесос?»

Вика. «Чтобы пугать мышей!»

Леша: «А вот и нет. Он нужен, детки подскажите, для чего нужен пылесос?»

(Дети отвечают)

Педагог: «Вот какие молодцы! Дети знают, что пылесос нужен для того, чтобы собирать пыль и мусор».

Вика: «А почему он такой громкий? Я его немного боюсь!»

Педагог: «Не бойся, Вика. Просто внутри у пылесоса есть моторчик. Вот поэтому пылесос так громко гудит. Он слишком старается помочь. И беспокоится, чтобы в квартире было чисто. Посмотрите, дети, какой красивый пылесос. Давайте нарисуем ему веселую рожицу (рисует). Вот какой у нас веселый пылесос вышел и совсем не страшный, правда?»

занятие психолога тревожность, занятие психолога страхи, коррекция детских страхов, детские страхи методы коррекции

Игра 2 «Как я помогаю маме»

Цель: формирование положительного отношения к бытовым приборам, инвентаря; желание помогать взрослым в уборке дома.

Педагог: «Дети, а как вы помогаете своей маме дома? Что вы любите делать больше всего? Я буду называть, а вы поднимайте ручку, если любите это делать: поливать цветы, мыть посуду, подметать пол, пылесосить, выносить мусор, складывать игрушки».

Леша: «Ну что, Вика? Ты все еще боишься пылесоса?»

Вика: «Мне кажется, что не боюсь. Потому что он наш друг».

Игра 3 «Слушай и выполняй»

Цель: развитие произвольного внимания, снятие эмоционального напряжения.

Педагог: «Ребята, вы хотите поиграть с ежиком и мышкой? Ежик и мышка по очереди будут давать команды, а вы их будете выполнять: ручки в стороны;  ручки вверх; присесть, встать и т.д.»

Педагог:  «Посмотрите, какой красивый пылесос. Давайте вместе раскрасим его и нарисуем ему веселую улыбку. Вот какой у нас веселый пылесос вышел, и совсем не страшный!»

Прощание:

Педагог:  « Вот какие вы молодцы! А теперь давайте прощаться, давайте скажем друг другу «до свидания!»

Занятие 2 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: создание атмосферы доверия, повышение адаптации в коллективе, снятие эмоционального напряжения, обучение распознавать эмоциональные состояния других людей, воспитание положительных эмоций, формирование уверенности в себе в новом коллективе.

Материал: игрушки: мышка и ежик, игрушечный домик.

Приветствие:

Педагог: «Добрый день, ребята, я так соскучилась и хочу с вами поиграть, а вы хотите? Вот и игрушки, с которыми вы уже знакомы, тоже хотят с вами играть. Посмотрите, с кем я пришла. Как их зовут, помните?»

Игра 1 «Ласковые имена»

Цель: развитие коммуникативных способностей, снятия тревожности, формирование положительной самооценки, обретение уверенности, спокойствия.

Педагог: «Давайте назовем друг друга ласковыми именами».

Дети стоят в кругу, поворачиваются к соседу и называют соседа ласковым именем.

Основная часть

Леша: «Вика, ты помнишь, куда мы сегодня с тобой идем?»

Вика: «На день рождения к слоненку Диме».

Леша: «А почему ты неопрятная? Где твое красивое платьице в горошек?»

Вика: «А я еще не решила, идти мне на день рождения или нет».

Леша: «Вести себя так некрасиво. Вот если бы на твой день рождения гости не пришли? Наверное, тебе было бы очень неприятно».

Вика: «Но там будет так много зверей, которых я совсем не знаю».

Леша: «Так это же, здорово! У нас появится много новых друзей».

Вика: «А я знакомиться боюсь. Я стесняюсь».

Леша: «А я тебе помогу и буду всех с тобой знакомить первым».

Педагог: «Ребята, а вы умеете знакомиться? Как можно познакомиться?

Надо поздороваться и назвать свое имя. Давайте поиграем, как будто друг друга не знаем и хотим познакомиться».

Игра 2 «Создаем хорошее настроение»

Цель: формирование ритуала знакомства, создание положительной психологической атмосферы в группе.

Педагог и дети стоят в кругу, проходят по комнате и жмут друг другу руки.

Настроение чтобы поднять,

Руку надо всем подать.

Влево, вправо повернись

И друзьям всем улыбнись!

Педагог: « Меня зовут Лена, а тебя как зовут? Очень приятно, будем знакомы (все дети проговаривают ритуал знакомства)».

Игра 3. «Льдинка»

Цель: развивать умение расслабляться, владеть собой.

Педагог предлагает детям вдохнуть и сильно сжать ручки в кулачки, как будто зажать в ладошке ледышки. Считает до десяти и на выдохе предлагает расслабить кулачок. В руке должно появиться ощущение тепла, как будто льдинка растаяла.

Повторить 2-3 раза.

Педагог: «Дети, когда вам вдруг захочется плакать или станет неспокойно, то можно самому поиграть в «Льдинку».

Прощание:

Педагог: «Дети, вам понравилось играть со мной? А теперь давайте прощаться, давайте похлопаем друг другу в ладошки, поблагодарим за то, что нам было хорошо всем вместе (все хлопают в ладоши)».

Занятие 3 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: создание атмосферы доверия, повышение адаптации в коллективе, снятие эмоционального напряжения, обучение распознавать эмоциональные состояния других людей, воспитание положительных эмоций, формирование уверенности в себе при наступлении темноты.

Материал: мяч, игрушки, мишка, ежик, игрушечный домик, лист бумаги, окрашенный в темно-синий цвет, желтая краска, кисточка.

Приветствие

Педагог:  «Добрый день, дети! Давайте поздороваемся друг с другом ручками (показывает), ножками (коснуться коленями друг друга), спинками, плечами. Дети, у меня сегодня хорошее, радостное настроение, я рада хорошей погоде и яркому солнышку сегодня! Посмотрите на меня, какое радостное у меня лицо. Я улыбаюсь, мои глаза смотрят радостно. Давайте я вам подарю свое радостное настроение. Давайте все улыбнемся друг другу. А теперь представьте, что я расстроилась, солнышко спряталось за тучи, и подул холодный ветер, у меня испортилось настроение: вот как теперь, я расстроена, и не улыбаюсь. А теперь стало от черных туч совсем темно, и я испугалась: глаза мои широко открыты, кулачки сжаты, рот не улыбается, а губы сильно сжаты. Но вот опять вышло солнышко из-за туч, стало весело и я снова радуюсь, давайте все вместе улыбнемся».

Педагог: «Дети, посмотрите, кто к нам пришел?»

Вика: «Здравствуйте, дети! Ой, дети, вскоре начнет темнеть на улице. Вскоре ночь наступит. А я темноты боюсь. Вдруг из нее кто-то выскочит и меня испугает?»

Леша: «Ну что ты, я же здесь. Я очень смелый и буду тебя защищать, и никто не выскочит».

Вика: «А вдруг выскочит? Сова или чудовище какое-нибудь?»

Леша: «А мы свет включим. Хлоп выключателем - и готово».

Вика: «А если на улицу выйти, там никакой лампочки нет. Все равно темнота вокруг».

Леша: «А мы тогда будем идти, и петь веселую песенку. И нам совсем не страшно. Ну как, Вика, не будет тебе страшно?»

Вика: «Ну, не так, чтобы очень, но все-таки немножко страшно!»

Педагог: «А сейчас я вам расскажу сказку. Мне ее бабушка Леши рассказала. Слушайте».

Сказкотерапия «Сказка о Темноте-Темноте»

Педагог: «Дети, вам понравилась сказка? Так чего же боится темнота? Посмотрите, вот у нас темно-синий лист бумаги, совсем как темная ночь. Давайте нарисуем здесь яркие звезды, и темная ночь станет звездной, светлой и красивой».

Игра 2 «Лешино упражнение»

Цель: развитие произвольного внимания, снятия эмоционального напряжения.

Педагог: «Вы уже засиделись немножко? Давайте вместе с нашими игрушками сделаем любимые Лешины упражнения:

вверх мы их подняли,

вместе ручки опустили,

Головою покрутили.

И руками обхватили.

Кулачками покрутили,

На колени все мы сели,

на подушечки присели,

Ножки подтянули

Ручки развели,

Чтобы еще дойти до цели».

Игра 3 «Улыбка по кругу»

Цель: снятие напряжения, обеспечение положительного эмоционального фона.

Дети берутся за руки и передают улыбку по кругу. Каждый поворачивается к своему соседу справа и желает ему что-то хорошее и приятное, улыбается, затем улыбается следующему соседу и т.д.

Прощание

Педагог: « Дети, вам играть со мной понравилось? А теперь давайте прощаться, давайте, похлопаем друг другу в ладошки, поблагодарим за то, что нам было хорошо вместе (все хлопают в ладоши)».

Занятие 4 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: закрепление знаний детей о положительных чертах характера, создание атмосферы доверия, снятие эмоционального напряжения, воспитание положительных эмоций, формирование позитивного отношения к насекомым.

Материал: мяч, игрушки: мишка и ежик, игрушечный домик, картинка с изображением паучка.

Приветствие:

Педагог: «Добрый день, дети. Сегодня мы с вами поиграем в веселые игры, встретимся со старыми знакомыми и послушаем интересную сказку».

Игра 1. «За что меня любит мама»

Цель: повышение значимости каждого ребенка, понимание своих положительных черт характера.

Дети сидят на коврике. Каждый ребенок говорит о том, что любит мама. Если возникают трудности, ведущий подсказывает ребенку.

Основная часть

Педагог: «Дети, мне кажется, что я слышу, как в домике идет какой-то разговор. Давайте посмотрим, что там».

Педагог достает из игрушечного домика ежика Лешу и мышку Вику.

Вика и Леша: «Здравствуйте, дети!»

Вика: «Ой, дети, у меня в норке паук поселился! Я его боюсь!»

Леша: «Вот ведь! Девчонка! Чего пауков бояться!»

Вика: «А вдруг он меня укусит?»

Леша: «Ну да! Он тоже думает, что вдруг меня эта мышка укусит. Пауки, между прочим, пользу приносят».

Вика: «Какую пользу?»

Леша: «Они мух ловят и комаров. Чтобы не кусались и микробы не разносили. Конечно, в руки их лучше не брать. Кому же это понравится, если тебя от важного дела оторвали. Но и бояться пауков не нужно!»

занятие психолога тревожность, занятие психолога страхи, коррекция детских страхов, детские страхи методы коррекции

В этой книге есть сказка о паучка. Давайте ее прочитаем.

Психолог читает сказку.

Сказкотерапия «Сказка о паучке Борьке, которого все боялись»

Жил-был в одном лесу под малиновым кустом маленький паучок. Жил тихо, паутинку плел, в нее всяких мелких мушек ловил, росу с травинок пил. А звали его Борька. Никому паучок не мешал. Но все его очень боялись. Бежит ежик, увидит паучка: «Фу, - говорит, - паучок противный». Бабочка пролетает: «Ой, - кричит, - некрасивый  он какой, паутину наплел. Вдруг я крылышками зацеплюсь».

«Вот и нет, - кричал им вслед Борька. - Я только мушек вредных, да комаров ловлю. От меня же только польза одна, а вреда никакого». Но никто и слушать не хотел. Так и жил наш Борька одиноко. Даже поговорить ему было не с кем.

И вот однажды на лесной полянке шум раздался, смех веселый. Наш Борька увидел, что по травке дети бегают. В панамах и яркими сачками размахивают. Обрадовался паучок, захотел с ребятами подружиться. И давай кричать: «Я здесь!», Но он был такой маленький, что ребята его не услышали.

Попал случайно в сачок к детям и рассуждает: хорошо, пойду с детьми в группу, в детский сад. Они меня туда принесут, тут-то я с ними и познакомлюсь. Скажу: «Здравствуйте, я - паучок Борька! Давайте дружить!»

Пришли дети с прогулки и отправились обедать. А Борька вылез из сачка и стал свое новое жилье исследовать.

Сел Борька на книгу яркую и стал картинки рассматривать. Девочка к столу подошла. Увидела паучка на книжке и как закричит тоненько так: «А-а-а ... Паук! Фу, какой гадкий!»

Борька даже испугался! Он сразу все слова забыл - и как его зовут, и «здравствуйте».

Мальчик к столу подошел и говорит: «Где паук? Я его сейчас прихлопну!»

Борька возмутился и громко сказал: «Не надо меня прихлопывать Я совсем не страшный паук. Меня Борькой звать».

Еще одна девочка говорит: «Лучше уходи».

Расстроился Борька, да что делать. Пошел на улицу и под крыльцо залез. Переживает. Он ведь дружить хотел, а его выгнали. Только слышит вдруг Борька, что воспитательница с няней говорит:

«Да, Анна Владимировна, комаров в этом году очень много! Покусают они наших детей». Услышав это, наш Борька и закричал: «Я, я малышам помогу, Я их от комаров спасу!»

Побежал скорее в спальню и в уголке паутинку свою быстро сплел. Комары летали-летали по комнате, пищали, хотели ребят покусать, да все в паутинку запутались.

Пришли ребята в спальню после обеда, спать ложатся. А один мальчик наблюдательный. И говорит: «Смотрите, ребята! Все комары к нашему паучку в паутинку попались!»

«Вот, оказывается, какая от паучков польза бывает», - сказала детям воспитательница».

С тех пор дети перестали бояться паучков и понимали, что обижать их не надо, и в ручки тоже брать их не нужно, потому что это им не нравится.

Педагог: «Ребята, паучок не любит, чтобы его брали в ручки, но я думаю, ему понравится, если мы его нарисуем».

Игра 2 «Солнышко и дождик»

Цель: развитие произвольного внимания, снятия эмоционального напряжения.

Педагог ставит детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое. «Смотрите, получился домик, - говорит она и смотрит в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по имени, педагог предлагает каждому выглянуть в окошко.

- Какая хорошая погода! Сейчас выйду и позову деток поиграть! (Выходит на середину комнаты и приглашает детей погулять).

Дети выходят со своих мест, и по команде ведущего бегают, приседают и т.д. Внезапно педагог  говорит: «Посмотрите, дождик пошел! Скорее домой! (Все спешат в свои домики и слушают, как барабанит дождик). Снова солнышко светит, и дождик кончился! Выходите, погуляем!»

Игра повторяется несколько раз.

Игра 3 «Как я смеюсь»

Цель: создать радостную атмосферу, позитивный эмоциональный фон.

Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч всем по очереди и говорит:

Покажи, как ты смеешься: когда смотришь мультфильм, когда играют котята, когда светит солнышко, когда выступает клоун, папа щекочет тебя и т.д.

Прощание.

Педагог: «Дети, вам понравилось играть со мной? А играть друг с другом? А теперь давайте прощаться, давайте скажем все вместе нашим гостям Вике и Леше «До свидания!»

Занятие 5 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: научить детей управлять своим настроением; знакомить с «трансформацией» негатива в позитив, как способом реагирования на ситуацию; установление положительного эмоционального расположения в детском коллективе.

Материал: игрушки: мышка и ежик, игрушечный домик, картинка с изображением доктора.

Приветствие:

Педагог:  «Добрый день, дети. Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами поиграем в веселые игры, встретимся со старыми знакомыми и послушаем интересную сказку».

Игра 1 «Пирамида любви»

Цель: установление положительного эмоционального расположения в группе.

Дети прикладывают ладошки к сердцу и говорят обо всех, кого они любят. Например,  любят маму, отца, бабушку, дедушку, сестру, брата, собачку, котика, воспитательницу и т.п.

Педагог: «Интересно, чем сейчас занимаются наши маленькие друзья? (Достает из игрушечного домика Вику и Лешу)».

Вика: «Ой-ой-ой! Я лапку поранила. Бежала по полянке, за камешек зацепилась. Что теперь мне, бедной, делать?»

Леша: «Это не беда. Если что-нибудь болит, нужно обязательно пойти к доктору. И он тебе поможет».

занятие психолога тревожность, занятие психолога страхи, коррекция детских страхов

Вика: «Нет! Я докторов боюсь. Они в белых халатах и ​​уколы делают. Это очень больно».

Леша: «А когда лапка болит, разве не больно?»

Вика: «Больно, а все равно к доктору не пойду».

Педагог: «Дети, а кто знает хорошего доктора, который вам помог выздороветь от болезни? Расскажите, пожалуйста, как его зовут и как он помог выздороветь.

(Ответы детей: ведущий помогает вопросами определить положительные черты врача)».

Педагог: «Ну, Вика! Что с твоей лапкой? Давай посмотрим. Давай помажем зеленкой, мне доктор так говорил. Ничего страшного. Ну, как?»

Вика: «Ой, хорошо. Уже совсем не болит. Спасибо совету доктора».

Педагог: «Малыши, все доктора желают вам никогда не болеть! А кто знает, как зовут его семейного доктора? А что нужно делать, чтобы быть здоровым?»

Игра 2 «Слушай и выполняй»

Цель: создание положительных эмоций, развитие произвольного внимания.

Педагог: « Дети, а сейчас мы сделаем небольшую зарядку, которая тоже поможет укрепить здоровье. Я буду называть действия, а показывать не буду, посмотрим какие вы внимательные: ручки вверх; ручки в стороны; присесть и т.д.»

Игра 3 «Скажи наоборот»

Педагог: «Ребята, а теперь давайте подберем слова наоборот, чтобы неприятное, стало приятным. Печальный – веселый,  злой – добрый, грустно – весело, плакать – смеяться, ссориться – мириться и т.д..

Прощание.

Занятие 6 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: предотвращение и коррекция страхов домашних животных, научить дошкольников находить выход из сложной ситуации, закрепить умение менять отношение к сложной ситуации; формировать умение владеть своим телом, умение расслабляться, создание положительного эмоционального настроя.

Материал: игрушки: мышка и ежик, игрушечный домик, картинка с изображением собаки.

Приветствие:

Педагог: « Привет, малыши, дорогие мальчики и девочки. У кого из вас есть друг или подружка? Как его (ее) зовут? А почему ты называешь его (ее) другом (подружкой)? Ребята, а как вы думаете, Вика и Леша друзья (достает игрушки)?»

Вика: «Здравствуйте, дети! Смотрите, какие у меня в книге собаки нарисованы. Прямо как настоящие. Как вы думаете, они кусаются?»

Леша. «Чтобы это знать, нужно с собакой быть очень хорошо знакомым».

Педагог: «Ребята, давайте прочитаем сказку о щенке, который нашел друга».

занятие психолога тревожность, занятие психолога страхи, коррекция детских страхов

СказкотерапияСказка «Как щенок нашел друга»

Леша: «Если о собаке заботиться, то она обязательно ответит тебе дружбой».

Вика: «А с незнакомыми собаками нужно быть очень осторожными».

Педагог: «Правильно, к чужим собакам лучше не подходить и не гладить их, но и бояться их не нужно. Давайте нарисуем собаке веселую улыбку, и она станет нашей доброй, знакомой собакой, четвероногим другом».

Игра 2 «Лохматый пес»

Цель: развитие смелости, произвольности поведения, создание ситуации радости.

Педагог сидит в центре на стульчике - он лохматый пес, спит. Дети подходят к нему и гладят его, пока он спит, как только собака открывает глаза и начинает лаять, дети бегут все на свои стульчики.

Игра повторяется несколько раз.

Игра 3 «Я смелый»

Цель: продолжать формировать умение ориентироваться в сложившейся ситуации, находить выход из нее, формировать уверенность в себе.

Педагог помогает детям найти выход из сложной ситуации: «Если я встречу чужую собаку, то я ... Если я увижу, что обижают животных, то я ... Если ко мне подойдет маленький мальчик и начнет со мной драться, то я ... Если ко мне подойдет незнакомый дядя и предложит пойти с ним, то я ...»

Прощание.

Педагог: «Дети, вам понравилось играть со мной? А играть вместе? А теперь давайте прощаться, давайте скажем все вместе: «До свидания! Пусть всем везет!»

Занятие 7 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: предотвращение и коррекция страхов замкнутого пространства, передвижение в лифте; формировать умение владеть своим телом, умение расслабляться, создание положительного эмоционального настроя.

Материал: игрушки: мышка и ежик, игрушечный домик, картинка с изображением лифта, в котором находятся люди.

Приветствие:

Педагог: «Дорогие дети, сегодня мы с вами поздороваемся необычным способом».

Игра 1 «Привет!»

Цель: обеспечение положительной психологической атмосферы в группе.

Дети ходят по группе и здороваются ладонями, коленями, носиками.

Педагог: «Дети, к нам спешат наши друзья: Вика и Леша».

Леша: «Здравствуйте, дети! Знаете, я вчера в гостях был у своего знакомого щенка».

Вика: «А где он живет?»

Леша: «В большом высоком здании. В этом доме 9 этажей».

Вика: «Ой, а как же ты так высоко забрался?»

Ромка: «Пешком по лестнице я бы шел долго. Но в таких высоких домах есть лифт, чтобы быстро подняться на нужный этаж».

Вика: «Это что еще за лифт такой?»

Леша: «Да это такая кабинка специальная. Заходишь в нее, нажимаешь на кнопку специальную, и она тебя поднимает, например на 5 этаж».

Вика: «Страшно-то как! Я бы никогда в нее не забралась, в такую ​​кабинку».

Леша: «Вот еще, страшно! Ни капельки не страшно! Я пока вверх ехал, даже песенку веселую пел».

Вика: «Знаешь, Леша, я бы, наверное, тоже хотела бы покататься в лифте. Здорово - вниз!»

Педагог: «Нет, Вика. Лифт - это вовсе не игрушка. В лифте нельзя просто так кататься вниз и вверх. Для того чтобы им пользоваться, нужно хорошо знать несколько правил».

занятие психолога тревожность, занятие психолога страхи, коррекция детских страхов, детские страхи методы коррекции, коррекция тревожности

ВНИМАНИЕ:

  • Строго запрещается ездить в лифте детям одним.
  • Нельзя кататься в лифте просто так.
  • Когда ты едешь в лифте вместе со взрослыми, то сначала в лифт входит взрослый, а затем ребенок.
  • Из лифта первым выходит ребенок, а затем взрослый.
  • Нельзя открывать двери лифта самому. Дождись, пока они откроются автоматически.

Педагог: «Ну что, Вика и дети, запомнили?»

Вика: «А если соблюдать все правила, тогда в лифте ездить не страшно?»

Леша: «Конечно, нет».

Педагог: «Дети, так как же нужно пользоваться лифтом? Чего нельзя в лифте делать?»

Игра 2 «Прикоснись ко мне»

Цель: развивать умение расслабляться, владеть собой, снятие эмоционального напряжения.

Дети парами становятся напротив друг друга, вытягивая руки навстречу друг другу. На вдохе дети тянут руки навстречу, стараясь коснуться кончиками пальцев друг друга, на выдохе опускают руки вдоль тела.

Игра 3 «Я не боюсь ...»

Цель: развивать уверенность в себе, чувство безопасности.

Педагог бросает детям мяч по очереди, начиная фразу, а ребенок ее заканчивает: «Я не боюсь ...»

Прощание

Педагог: «Дети, вам понравилось играть со мной? Давайте будем прощаться и поаплодируем друг другу и нашим гостям».

Занятие 8 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: продолжить знакомство с чувством страха, поиск путей преодоления страхов; предупреждения и коррекция страха огня, создание положительного эмоционального настроя; формировать умение владеть своим телом, умение расслабляться.

Материал: игрушки: мышка и ежик, игрушечный домик, картинка с изображением открытого огня.

Приветствие:

Педагог: «Здравствуйте! Хотите снова встретиться со своими знакомыми Викой и Лешей, и поиграть в интересные игры?»

Игра 1 «Создаем хорошее настроение»

Цель: создание положительной психологической атмосферы в группе.

Педагог и дети ходят по комнате и жмут друг другу руки.

Настроение чтобы создать

Руку надо всем подать.

Влево, вправо повернись

И друзьям всем улыбнись!

занятие психолога тревожность, занятие психолога страхи, коррекция детских страхов

Педагог: «А вот и наши друзья к нам спешат!»

Вика: «Ой, спасите! Помогите, моя норка горит!»

Педагог: «Что случилось?»

Вика: «Огонь, пожар!»

Леша: «Вика, не пугай ребят. Мы уже все потушили».

Педагог: «Вика, а как же так могло случиться, что твоя норка загорелась?»

Вика: «Это не я! Это такие маленькие деревянные палочки».

Леша: «Где ты их взяла?»

Вика: «Нашла».

Леша: «Да, нашла и играла. Эти маленькие деревянные палочки называются спички. А спички детям - не игрушка. С их помощью зажигают огонь».

Вика: «Огонь? Я поняла, что с огнем шутки плохи. И он очень опасен».

Леша: «Вика! Играть с огнем нельзя. Может случиться пожар. Но без огня никак не обойтись. Он нам очень помогает».

Педагог: «Ребята, а как вы думаете, какая польза от огня?»

Вика: «Так приятно греться у камина, печки, когда на улице холодно».

Педагог: «Теперь понятно, дети Огонь - наш помощник. Но с ним нельзя шутить. Нужно быть внимательным и осторожным».

     Игра 2 «Черепашка»

    Цель: развивать умение расслабляться, владеть собой, снятие эмоционального напряжения.

Дети стоят вместе с педагогом в кругу. Педагог показывает, как играть: на вдохе вместе с детьми поднимает плечи и как можно выше (черепашка прячет голову). Считают до 10 и опускают плечи (черепашка выглянула из домика). Выполняется 2-3 раза.

Игра 3 «Волшебный стишок от страха»

Цель: поиск способов преодоления страха.

Педагог: «Ребята, а что мы делаем, когда нам страшно? Знаете, я знаю один секрет, когда страшно, нужно обязательно шутить и смеяться и тогда сразу станет веселее. Давайте изучим волшебный стишок:

Страх-страх-страшилка,

Вон, вон катись!

В смех-смех-смешинку

Превратись!»

Прощание

Педагог: «Дети, вам понравилось играть со мной? А стихи понравились? А теперь давайте прощаться, давайте все пошлём друг другу воздушный поцелуй, вот так и попрощаемся с нашими гостями».

Занятие 9 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: предупреждение и коррекция страха природных явлений (грома и молнии), поиск путей преодоления страхов; предупреждение и коррекция страха новой компании, создание положительного эмоционального настроя; формировать умение владеть своим телом, умение расслабляться.

Материал: игрушки: мышка и ежик, игрушечный домик, картинка с изображением облака, дождя и молнии.

Приветствие:

Педагог: «Здравствуйте! Здравствуйте самые смелые и храбрые дети в мире!»

Игра 1 «Ясное солнце»

Цель: обеспечение положительной психологической атмосферы в группе.

Педагог говорит слова и показывает жесты, а дети за ним повторяют.

Рано, рано солнце встало,

И в окошко показалось.

Веселее нам всем стало

День волшебный нам открыло.

Педагог: «Вот и наши любимые игрушки уже пришли. Здравствуйте Вика и Леша!»

Вика: «Добрый день!»

Леша: «Здравствуйте, ребята!»

Вика: «Ой, мне кажется, на улице дождь начинается. Вдруг будет гроза! И гром и молния. А я так грозы боюсь! Она как бабахнет! Леша, ты боишься грозы?»

Леша: «А чего ее бояться? Погремит, погремит и перестанет. А мы будем сидеть и разговаривать».

Вика: «Ой, я все еще боюсь, я лучше залезу в свою кладовую. Там грозу не будет слышно».

Педагог: «Подожди, Вика! Если хочешь, я расскажу тебе и всем ребятам маленькую историю».

Сказкотерапия. «Маленькая история о грозе»

Педагог: «Вам понравилась сказка?»

Вика: «Спасибо, очень понравилась. Я думаю, что когда пойдет дождь и начнется гроза и гром, я совсем не испугаюсь. Погремел и перестанет».

Педагог: «Вот и хорошо. А теперь дети, давайте нарисуем на листочках, раскрашенных в голубой цвет, дождь, молнию из тучки, вот так. Облако смеется, дождик смеется и хочет сделать много шума».

Игра 2 «Бабочка»

Цель: развивать умение расслабляться, владеть собой, снятие эмоционального напряжения.

Педагог показывает детям, что такое лопатки, и где они находятся. Пусть они увидят, как они двигаются, попытаются пошевелить своими. Затем педагог: предлагает детям представить, что они бабочки, и на вдохе просит «сложить крылышки» на спине (сдвинуть лопатки). Досчитать до десяти и на выдохе вместе с ними «раскройть крылышки» (разведите лопатки).

Игра 3 «Полезен страх?»

Цель: знакомство малышей с положительными и отрицательными аспектами чувства страха.

Педагог спрашивает малышей о ситуации, когда чувство страха может спасти нам жизнь, а также о том, почему стоит бороться со страхом.

Педагог: «Малыши, скажите мне а, полезен ли страх и когда? (ответы детей) Если бы мы не боялись, то могли бы выпасть с балкона, если бы мы не боялись, то могли бы попасть под колеса машины, если бы мы не боялись, то могли бы обжечься кипящей водой. А еще могли бы впустить в квартиру вора.

Прощание

Педагог: «Дети, вам понравилось играть со мной? А играть друг с другом? А теперь давайте прощаться, давайте скажем все вместе: «До свидания! До встречи!»

Занятие 10 из программы предупреждения и коррекции тревожности и детских страхов «Храбрые дети»

Цель: продолжить знакомство с чувством страха, закрепление способов эффективного реагирования на тревожную и устрашающую ситуацию предупреждения и коррекция страха новой компании, создание положительного эмоционального настроя.

Приветствие

Педагог: «Здравствуйте, дети! Я за вами очень соскучилась и хочу с вами поиграть. А вы хотите?»

Игра 1 «Улыбка по кругу»

Цель: создание атмосферы доверия, снятие напряжения. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Психолог улыбается ребенку справа, «берет улыбку» в соединенные ладони и бережно «передает» ее ребенку, который стоит рядом. Ребенок «передает улыбку» своему соседу, и так продолжается до тех пор, пока улыбка не вернется к психологу.

Педагог: «А вот и наши маленькие друзья».

Вика и Леша: «Привет, ребята!»

Педагог: «Вика, ты чего такая?»

Вика: «Это я стишок повторяю. И потому-бо-боюся!»

Леша: «Чего боишься? Стишок такой страшный?»

Вика: «Нет, стишок веселый. А рассказывать его страшно».

Леша: «Почему?»

Вика: «А вдруг, когда буду рассказывать, я его забуду?»

Леша: «И что?»

Вика: «А все смеяться будут!»

Леша: «Но ведь ты же его еще не забыла? Хочешь, я с тобой на праздник пойду и буду сидеть в первом ряду?»

Вика: «Хочу. Только все равно боюсь и стишок не буду рассказывать».

Педагог: «Вика, а хочешь, я о тебе сказку расскажу?»

Сказкотерапия «Как Вика выступала на празднике в детском саду»

Пригласили как-то дети из детского сада мышку Вику к себе на праздник. Попросили ее выступить. Спросили: «Что ты, мышка Вика, умеешь? Петь? Танцевать? Или, может быть, стихи рассказывать?»  Подумала Вика и решила, что может для детей какой-нибудь стих рассказать. Пришла Вика домой и стала стишок учить. Все у нее хорошо получалось. Все слова запоминались.

Тогда Соня поднялась на свой маленький стульчик и представила, что стоит на сцене и уже выступает перед детишками. Тут Вике так страшно стало, что она все слова забыла. Вроде улетели они от нее.

В это время к Вике ее лучший друг ежик Леша зашел. Увидел испуганную Соню на стульчике и спросил: «Что случилось?». Пожаловалась Вика Леше, что стишок боится на празднике рассказывать. И решили они вместе на праздник пойти. Леша сказал, что в первом ряду будет сидеть и подскажет Вике, если слова снова разлетятся.

И вот наступил праздничный день. Как красиво украшен зал! А какие яркие костюмы у детей! Пришло время выступать Вике. Она вышла на сцену и начала рассказывать свой стишок. Один куплет рассказала - и ничего не случилось. Все слова на месте были. А ежик Леша сидел в первом ряду и улыбался Вике, мол, все в порядке, не бойся. Я рядом.

И тут Вика дальше в зал посмотрела. Ой, сколько гостей: и дети, и родители. Задрожала мышка, слова сразу раз  и полетели. Стоит Вика на сцене и молчит. А в зале тихо. Все ждут, что Вика дальше стишок начнет рассказывать. Леша волнуется, шепчет забытые слова, а Вика их никак не слышит. Что же делать?

Дети в зале увидели, что Вика слова забыла. Никто смеяться не стал. Потому что такое с каждым может случиться. Ведь это совсем не простое дело - выступать. Особенно когда зрителей так много. И малыши стали кричать и хлопать: «Молодец, Вика!» Услышала Вика, что она молодец, и сразу бояться перестала. Слова сразу все вспомнились, и Вика стишок рассказала до конца. Все ей долго хлопали и даже букет огромный подарили, ромашковый.

Педагог: «Ребята, а кто помнит, какой стишок рассказывал на празднике? Кто хочет его рассказать нам всех и для наших гостей».

Игра 2 «Радость»

Цель: развивать умение расслабляться, владеть собой, снятие эмоционального напряжения.

Педагог  показывает на своем лице крайнюю степень досады и обиды (насупить брови, вытянуть губы дудочкой), затем - крайняя степень радости (брови разглаженные, рот растягивается в широкой улыбке). А теперь сначала на вдохе - радуемся (растягиваем рот в улыбке, поднимаем брови), через пять секунд, на выдохе, расслабляемся, а затем повторяем упражнение, на вдохе уже хмуря брови, а на выдохе снова расслабляемся.

Игра 3 «Чем ты можешь поделиться?»

Цель: формирование таких черт характера, как щедрость, общительность.

Педагог: «Малыши, скажите, пожалуйста, чем можно поделиться с другими детьми в детском саду? (сладостями, игрушками, рисунками, улыбкой, добротой и т.д.)»

Прощание

- Дети, вам понравилось играть со мной? А играть с Викой и Соней? Малыши, это наше последнее занятие, обо всех играх, которые вам понравились, вы можете рассказать детям в группе и поиграть с ними. До свидания, давайте всем нам громко похлопаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для педагогов на снятие тревожности у детей

Групповые игры для повышения самооценки ребенка и снижения тревожности 1. Игра "Похвалилки"Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобр...

Песочная терапия как один из способов снятия тревожности у детей.

Не много истории возникновения песочной терапии и упражнения для снижения психофизического напряжения....

Песочная терапия как средство снятия тревожности у детей раннего возраста

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! »....

Игры, направленные на снятие тревожности у детей.

Тревожность детей - индивидуальная психологическая особенность, выраженная в склонности к волнению в разнообразных ситуациях.  Это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так.При помощи игр, ка...

Игры для снятия тревожности у детей.

Игровое упражнение «Портрет смелого человека»Прежде всего отметим, что тревожные дети излишне склонны к постоянному оцениванию себя и самокритике. Кроме того, в их воображении обычно имеет...

Консультация психолога «Снятие тревожности у детей в период самоизоляции»

Снятие тревожности у детей по средствам арт-терапии...

Программа, направленная на снятие тревожности у детей 3-4 лет

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не ...