Логопедическая помощь детям раннего возраста
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Раннее детство — возраст от рождения до 3-х лет — особый период развития. Этот период характеризуется максимально бы­стрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Это ключевой этап в жизни ребенка, который во многом определяет его буду­щее физическое и психическое развитие. В этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способностью понимать и активно пользовать­ся языком в общении с людьми. Изменения в развитии ребенка характеризуются не только высокими темпами, но и определен­ной последовательностью. В овладении речью ребенок проходит путь от гуления, подражания слогам и словам к словопроизношению. Ребенок открывает для себя назначение многих предметов и начинает с ними манипулировать. У него формируется предмет­ная деятельность. В овладении игровой деятельностью осущест­вляется переход от манипулирования предметами к отдельным действиям с ними согласно их назначению, затем к предметной деятельности, а потом к ролевым играм. В данном возрасте ре­бенка интересует буквально все, что происходит вокруг него, он чрезвычайно подвижен. Его умственное развитие осуществляет­ся в играх, общении со взрослыми и другими детьми. Таким обра­зом, этот период является своеобразной точкой отсчета, с которой начинается интенсивное становление и развитие всех особенно­стей, свойственных человеку.

Безусловно, данный возрастной этап требует постоянного, це­ленаправленного общения малыша и взрослого, так как именно взрослый является посредником между ребенком и окружающим миром, от него всецело зависит интенсивность развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство — возраст от рождения до 3-х лет — особый период развития. Этот период характеризуется максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Это ключевой этап в жизни ребенка, который во многом определяет его будущее физическое и психическое развитие. В этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способностью понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Изменения в развитии ребенка характеризуются не только высокими темпами, но и определенной последовательностью. В овладении речью ребенок проходит путь от гуления, подражания слогам и словам к словопроизношению. Ребенок открывает для себя назначение многих предметов и начинает с ними манипулировать. У него формируется предметная деятельность. В овладении игровой деятельностью осуществляется переход от манипулирования предметами к отдельным действиям с ними согласно их назначению, затем к предметной деятельности, а потом к ролевым играм. В данном возрасте ребенка интересует буквально все, что происходит вокруг него, он чрезвычайно подвижен. Его умственное развитие осуществляется в играх, общении со взрослыми и другими детьми. Таким образом, этот период является своеобразной точкой отсчета, с которой начинается интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку.

Безусловно, данный возрастной этап требует постоянного, целенаправленного общения малыша и взрослого, так как именно взрослый является посредником между ребенком и окружающим миром, от него всецело зависит интенсивность развития ребенка.

В последние годы психологи фиксируют увеличение числа обращений родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, то есть процесса дезадаптации.

Выделяют несколько причин.

Во-первых, увеличение числа дошкольников с ослабленным здоровьем, с неблагополучным родовым анамнезом, хроническими заболеваниями. Соматические проявления различных отклонений в состоянии здоровья значительно усложняют процессадаптации в дошкольном учреждении, сводя на нет усилия педагогов, психологов и родителей.

Во-вторых, невысокий уровень педагогической просвещенности молодых родителей, темп жизни, диктуемый реалиями нашего времени, не позволяют семье осознать важность своевременной подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения, а резкая смена образа жизни оказывает сокрушительное воздействие на иммунную систему ребенка, его психику

В-третьих, недостаточная проработанность (а в практике некоторых садов полное отсутствие) мероприятий по адаптации ребенка к ДОУ отрицательно сказывается как на детях, так и на родителях.

В связи с этой ситуацией сегодня необходимы комплексные программы работы в этом направлении, включающие организацию мероприятий по адаптации детей раннего возраста и родителей к детскому саду, а также работников образовательного учреждения — к ребенку и его семье.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и семьи к ДОУ должно строиться на основании детальной проработки мероприятий, направленных на обеспечение своевременной адаптации, а одной из форм, в полной мере обеспечивающей такое сопровождение, является организация группы кратковременного пребывания по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Программа работы такой группы должна разрабатываться для каждого конкретного учреждения на основе глубокого анализа социума, педагогического потенциала кадров, материально-технических возможностей ДОУ.

Своевременная адаптация Детей к ДОУ помогает существенно облегчить социализацию ребенка, сохранить его психическое и физическое здоровье, позволяет дошкольному учреждению выйти на новый, партнерский уровень взаимодействия с семьей, в котором роль педагогического потенциала родителей возрастает.

Реализация программы по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях дошкольного образовательного учреждения призвана решить ряд задач:

  • обеспечение социализации ребенка в условиях коллектива сверстников;
  • обеспечение индивидуального подхода к воспитанникам;

4

создание положительного эмоционально комфортного климата пребывания ребенка в ДОУ;

  • развитие психических процессов;
  • развитие движений, крупной и мелкой моторики;
  • развитие слухового восприятия, создание положительного эмоционального фона от встреч с музыкой;
  • формирование элементарных навыков самообслуживания;
  • формирование процесса общения детей с посторонними взрослыми (педагогами), сверстниками;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в ДОУ, обучения, воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста;
  • обучение родителей практическим приемам развития, обучения и воспитания малышей;
  • обеспечение легкой степени адаптации при непосредственном поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Для выполнения поставленных задач в программе предусмотрены следующие виды деятельности.

  • Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами — орудиями, строительным материалом.

ш Развитие активной и пассивной речи через ознакомление детей с окружающим.

  • Развитие детского восприятия через подвижные и музыкальные игры.
  • Показ и обыгрывание сказок, детских стихов, сюжетов из реальной жизни с использованием кукольного театра, мягких игрушек и т. д.

Реализация адаптационной программы предполагает использование следующих средств.

  1. Просветительская деятельность.
  2. Мониторинг развития ребенка, педагогической компетентности семьи.
  3. Создание среды развития ребенка.
  4. Игровые занятия с детьми при участии родителей.

Актуальность темы

Большинство родителей полны энтузиазма и мотивированы на обучение, воспитание и развитие малышей, но вместе с тем не имеют представления об особенностях психического развития

5детей, приемах и методах их развития, обучения и воспитания. Организация при ДОУ группы кратковременного пребывания по адаптации детей к детскому саду позволяет восполнить этот пробел. Специалисты в лице воспитателя и педагога-психолога предоставят семье квалифицированные консультации по вопросам развития, обучения, воспитания детей раннего возраста, дадут рекомендации о способах формирования элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, путях социализации ребенка, для того чтобы облегчить малышу безболезненный процесс адаптации, сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечить своевременное развитие. Родители получат уникальную возможность осваивать полученные знания на практике под чутким руководством специалистов.

Структура образовательного процесса

Педагогический процесс включает следующие направления.

  • Организация учебно-игровой деятельности с детьми и их родителями 2 раза в неделю по подгруппам: 1-я подгруппа — вторник—четверг с 9.00 до 10.00,2-я подгруппа — вторник—четверг с 10.30 до 11.30.

Длительность пребывания в ДОУ может составлять от 1-го до 3-х часов в зависимости от возможностей учреждения.

  • Работа консультационного пункта для родителей (по запросам семей).
  • Организация досугов (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, «Здравствуй, детский сад!», дни рождения).

Деление на подгруппы осуществляется по возрастному принципу: 1-я подгруппа — дети в возрасте от 1 года до 1,5 лет, 2-я подгруппа — дети в возрасте от 1,5 до 2-х лет. Период работы группы: с октября по май.

Учебно-игровая деятельность состоит из нескольких блоков. Смена деятельности не дает малышам почувствовать усталость, позволяет сохранить познавательную активность на протяжении всего времени пребывания в ДОУ. Не все блоки присутствуют на каждом занятии, они чередуются, по-разному соединяются.

Обычно все занятия строятся на одном сюжете — сказки, стихотворения, жизненного события. Игрушки вносятся в игровую

комнату постепенно, они появляются только в нужный момент

и,        выполнив свои функции, исчезают.

В ходе занятия целесообразно перемещаться по детскому саду: один раз в неделю — в музыкальный зал и один раз в неделю — в спортивный зал.

Структура занятий адаптационной группы

Блок 1. Социализация (приветствие детей новых героев, приветствие ласковое, приветствие шутливое и т. д.).

Блок № 2. Развитие мелкой моторики и сенсорики (пирамидки, шнуровки, грибные полянки, мозаика (крупная), вкладыши (дикие и домашние животные, транспорт, игрушки, овощи, фрукты и др.), предметные картинки, разрезные картинки).

Блок 3. Познавательно-речевой.

Блок № 4. Продуктивная деятельность (конструирование, лепка, аппликация, рисование).

Блок № 5. Развитие движения/музыкальное развитие.

Блок № 6. Социализация (прощание).

Необходимо пояснить, почему нами используется продуктивная деятельность, что является нехарактерным для занятий с детьми в возрасте от 1 года до 2 лет. Мы в данном случае руководствовались простой идеей: краски, материалы для лепки являются для малыша не средством обучения, а материалом для исследования, способствующим познанию окружающего мира. Нами были изучены разработки по детской графике Н. П. Саку- линой, известные с 50-х гг. XX в. Их изучение позволило определить этапы становления продуктивной деятельности в период от 1 года до 2 лет: знакомство с материалом, двигательный ритм, сенсомоторная игра, отображающая окружающую действительность. Кроме того, ознакомились с современной методикой «Художники в памперсах» М. Гмошинской. Главное условие работы

  • продуктивная деятельность должна доставлять удовольствие и маленьким, и взрослым!

Что же дает малышу продуктивная деятельность?

Прежде всего развитие детского восприятия на данном возрастном этапе стимулирует развитие всех психических процессов, таких как мышление, внимание, память, воображение. Развитие мелкой моторики руки активизирует речевое развитие малышей. Следует помнить, что на момент рождения ребенка сетчатка

глаза дифференцирована не полностью. Полноценное цветораз- личение развивается постепенно к 3 годам. Учитывая это, можно утверждать, что рисование красками способствует развитию цве- товосприятия. Но главное в работе с малышами — установление партнерского контакта в совместной деятельности — мамы и малыша, ребенка и педагога, а также с другими детьми.

Реализация программных задач осуществляется следующими специалистами.

  • Педагог-психолог

« Обеспечивает формирование индивидуального пакета документов на каждого ребенка: общих сведений о семье (социальный срез, уровень педагогической компетентности, стиль семейного воспитания, анкетирование), медицинских показателей (анамнез), адаптационный лист.

  • Организует консультации для родителей по следующим вопросам:
  1. особенности развития детей раннего возраста;
  2. режим как основа жизнедеятельности ребенка;
  3. особенности эмоционального развития детей раннего возраста; '
  4. критерии готовности ребенка к поступлению в ДОУ.
  • Обеспечивает реализацию программных задач в форме сопровождения личностного развития детей.
  • Воспитатель
  • Обеспечивает непосредственное выполнение программных задач, организуя взаимодействие с детьми.

® Ведет просветительскую работу с семьей по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста.

  • Музыкальный руководитель
  • Организует работу по музыкальному воспитанию детей.

® Обеспечивает развитие детского восприятия, двигательной сферы.

  • Развивает эмоциональную сферу детей, создавая положительный эмоциональный фон.
  • Организовывает музыкальные праздники.

В своей деятельности педагоги используют следующие формы работы:

  1. организация учебно-игровой деятельности с детьми при непосредственном участии родителей;

индивидуальная работа с детьми под руководством педагога-психолога, воспитателя;

  • свободная деятельность ребенка при опосредованном участии педагогов и родителей;
  • консультирование;
  • тренинги взаимодействия родителей с детьми;
  • мониторинг.

Предполагаемые результаты реализации адаптационной программы:

  • Безболезненная адаптация к условиям ДОУ.
  • Формирование осознанного отношения родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
  • Сохранение и укрепление физического и психического развития детей.

Мониторинг воспитательно-образовательного процесса по реализации программы адаптации и развития детей в возрасте от 1 года до 2-х лет в условиях ДОУ за трехлетний период показал, что наблюдается устойчивая положительная динамика, а именно:

  1. При непосредственном переходе детей адаптационной группы в группу раннего возраста ДОУ тяжелой степени адаптации не фиксируется, наблюдается легкая степень адаптивности в течение двух недель посещения детского сада.
  2. Заболеваемость детей, посещавших группу адаптации, ниже заболеваемости сверстников, поступивших в ДОУ непосредственно из дома, в среднем на 45 %.
  3. Фиксируется повышение уровня педагогической компетентности семьи по вопросам детского развития, воспитания, обучения. Родители, получившие возможность изучить жизнь детского сада изнутри, являющиеся непосредственными участниками педагогического процесса, характеризуются высокой общественной активностью и становятся настоящими помощниками педагогов в деле воспитания, обучения и развития детей.
  4. У детей, прошедших постепенную своевременную адаптацию, в дальнейшем отмечается высокая познавательная активность. Уровень освоения задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования выше, чем у сверстников, поступивших в ДОУ из дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ в системе комплексной помощи детям раннего возраста

Необходимым условием адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада  является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского ...

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

Логопедия. Логопедическая помощь детям раннего возраста

В последние годы определилось особое направление в логопедии -превентивное логопедическое воздействие, отвечающее положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.Первые успе...

Проект "Оказание коррекционной помощи детям раннего возраста (в том числе детям с ОВЗ) методом кинезиологии"

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки...

Статья "АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

АннотацияВ статье представлен опыт работы с неговорящими детьми раннего возраста. Основной целью работы педагогов является развитие коммуникативно-речевой деятельности, эмоциональной сферы, формирован...

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

АннотацияВ статье представлен опыт работы с неговорящими детьми раннего возраста. Основной целью работы педагогов является развитие коммуникативно-речевой деятельности, эмоциональной сферы, формирован...

Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства

Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала ...