Статья "АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
статья

Садовникова Любовь Гавриловна

Аннотация

В статье представлен опыт работы с неговорящими детьми раннего возраста. Основной целью работы педагогов является развитие коммуникативно-речевой деятельности, эмоциональной сферы, формирование успешной первичной социализации. Используемые авторами приёмы, упражнения хорошо знакомы в педагогике – это развитие артикуляции, темпо-ритмических, интонационных навыков, коррекция движения и речи. Применение приёмов объясняется сензитивными периодами созревания функций у детей, психофизиологическими возможностями и успешным закреплением новых навыков в активной практике ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sadovnikova_l.g.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Кудесница» компенсирующего вида

Петроградского района Санкт-Петербурга

 «АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Подготовила:

учитель-логопед

Любовь Гавриловна Садовникова

Аннотация

В статье представлен опыт работы с неговорящими детьми раннего возраста. Основной целью работы педагогов является развитие коммуникативно-речевой деятельности, эмоциональной сферы, формирование успешной первичной социализации. Используемые авторами приёмы, упражнения хорошо знакомы в педагогике – это развитие артикуляции, темпо-ритмических, интонационных навыков, коррекция движения и речи. Применение приёмов объясняется сензитивными периодами созревания функций у детей, психофизиологическими возможностями и успешным закреплением новых навыков в активной практике ребенка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

За последнее время значительно возросло внимание к детям раннего возраста. Ранний возраст является уникальным периодом, стратегически важным для всего последующего развития ребенка. В возрасте до 3-х лет ребенок приобретает от 40% до 60% информации об окружающем мире. Именно в первые три года жизни очень быстро образуются  от органов чувств  нейроны, связи между ними. Физиологи утверждают, каждую секунду в мозгу у ребенка образуются 2 миллиона новых нейронных связей, синапсов. Этим и объясняется гибкость, пластичность юного мозга. В этой нейронной  сети сохраняются только те нейроны, к которым проложены «тропинки», по которым проходят сенсорные импульсы новых умений, навыков. В настоящее время детей с нарушением психо-речевого  развития, с нарушением поведения становится все больше. Наша  практика  тому подтверждение. Причины этого самые разнообразные: это и снижение уровня психического и физического здоровья населения, социальные  факторы, экономические, экологические. Немаловажная причина - это достижения современной медицины. Основную симптоматику врачи компенсируют еще в младенчестве, но могут сохраняться смазанные нечеткие нарушения. Эти дети изначально попадают в группу риска неблагополучного развития в будущем. Увеличивающееся количество детей раннего возраста - это проблема и для медиков, и для родителей, и для педагогов.

В группу детей раннего возраста направляются дети преимущественно с отсутствием фразовой речи, с задержкой формирования начала словесного периода. Детей направляет ТМПК с заключением «Задержка речевого развития». Задержка речевого развития - это констатация речевого неблагополучия. Это заключение не указывает на формирующийся симптомокомплекс, не раскрывает структуру речевого  дефекта, не предполагает прогноз. Причины отсутствия речи  самые разнообразные: этот симптом отмечается и при интеллектуальном снижении,  и при сенсорных нарушениях, и при темповых задержках (речевой дизонтогенез) и при  органических  речевых синдромах.

В нашем случае структура речевых нарушений еще не оформилась, еще не ясен патологический механизм, обуславливающий симптомокомплекс. Поэтому в коррекционной работе мы опирались на физиологическую основу психоречевого развития в норме. Хорошо известны направления логопедической работы с детьми старшего возраста с ОНР, когда дефектный комплекс уже сложился. Это работа над звуками,  лексикой, грамматикой, связной речью и т.д. С детьми младшего возраста традиционные приемы речевой коррекции не актуальны. Если ребенок не говорит, это не значит, что не развиваются другие психические процессы. Все психические функции между собой связаны, активно взаимодействуют, складываются как кирпичики в пирамиду, вершина которой является речь. Речь – это высшая психическая функция, она опирается, вытекает из сложившихся функций. Если какой-либо «кирпичик» не сложился или не так встал, то пирамида потеряет устойчивость. Речь будет развиваться с проблемами. Для того, чтобы развивать коммуникативно-речевую деятельность ребенка, необходимо знать психо-физиологические особенности данного возраста, опираться на знания о сензитивных периодах развития, опираясь на эти знания, строить коррекционную программу.

Возраст до 3х лет - это сензитивный период развития многих психических функций, каждая имеет  особенности и закономерности в раннем возрасте:

  • развивается двигательная сфера, общая и мелкая моторика;
  • развивается познавательная  сфера;
  • развивается сенсорно-перцептивная сфера;
  • эмоциональные реакции;
  • коммуникативные навыки и т.д.

Все эти функции  развиваются не изолированно, а в активном взаимодействии. Основной задачей в работе с безречевыми детьми является стимуляция коммуникативно-речевой деятельности, стимуляция общения с помощью речи. Задача сложная и нет единых методик, которые могли бы решить эту проблему. По мнению ученых для возникновения речи необходимы две составляющие:

  • врожденный  толчок (генетический фактор),
  • поддержка среды (социальный фактор).

Дети  сами нам подсказали, какие приемы, средства помогают организовать  эту среду, как организовать речевой контакт. Опыт показал, в работе с детьми младшего возраста традиционные способы такие, как постановка звуков, формирование через слушание и повторение лексики не дают ожидаемых результатов. Что же нравится детям? Какие приемы  в стимуляции коммуникативно-речевой деятельности себя зарекомендовали положительно? Это – логоритмика. Малышу легче выполнить движения, легче по подражанию топнуть, хлопнуть и т.д., чем повторить по просьбе слово, фразу. В логоритмических заданиях в движение вплетается речь – это простые доступные тексты, звукоподражания, слова простого звукослогового наполнения. Связь слов с движением помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, нормализует мышечный тонус. Эмоциональное наполнение, двигательная активность, простые темпо-ритмические рисунки фраз, многократное повторение позволяет детям без принуждения, без мучительных усилий повторять звукоподражания, простые слова, фразы ,в дальнейшем стихотворные тексты. Даже однократное повторение уже влияет на слухо-речевую память, но в процессе занятия почти все дети воспроизводят по памяти текст опираясь на движение. Конечно же это не общепринятая форма речевого общения, но толчок, запуск начала речи констатировать можно.

      Логоритмические упражнения развивают: фонематическое восприятие; развивают артикуляционную моторику; способствуют развитию речевого дыхания; укрепляют мимическую мускулатуру; развивают просодические категории; тренируют сочетание речи с движением; закрепляют положительные эмоциональные реакции. Положительный эффект логоритмических упражнений еще раз подтверждают, что речь - это движение, двигательная  активность и речь непрерывна связаны. В 2-3 года движения у малышей неловкие, нескоординированные, отмечаются сопутствующие движения, истощаемость. Известно, что дети больше любят бегать, чем ходить и стоять т.к. в беге легче удержать равновесие. Бег неритмичный, непродолжительный, затрудненно переключаются от одного движения к другому, слабо развито чувство равновесия, ощущения центра тела. Тренируя движения, тем самым активизируются определенные центры мозга (мозжечок, мозолистое тело, ганглии), которые участвуют непосредственно в формировании речевых функций. Дети выполняют упражнения от простого к сложному, одноименными, разноименными, перекрестными руками, ногами, в статике, в динамике.

Движение у ребенка развиваются от центра к периферии. Развитие руки, запястья это чудо, как и появление речи. Ребенок в младенчестве от рефлекторного захвата рукой  к 3 годам может выполнить множество тонких движений – держать ложку, карандаш, пытаться расшнуровать ботинки и т.д. Конечно, мелкая моторика еще несовершенна, пальцы неловкие, постозные, слабые. Приемы по мелкой моторике хорошо известны и широко применяются в логопедической практике. На занятиях с малышами упражнения по ручной моторике хорошо зарекомендовали: ежедневные статические, динамические упражнения, упражнения на осязание, на тактильное восприятие с элементами самомассажа, лимфодренажа и в сочетании с текстом. Мы на практике убедились, что между артикуляторной и ручной моторикой четкая связь.                И.П. Павлов высказал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие речи в обоих полушариях, дает  преимущество в интеллектуальном развитии поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

Артикуляторный праксис у детей данного возраста неловкий, движения языка нечеткие, приблизительные, по подражанию позу воспроизводят приблизительно, переключаются  затрудненно, у всех саливация, тонус мышц чаще сниженный. Перечисленные симптомы связаны с физиологической дислалией. Отсутствие речевого опыта, слабая речевая деятельность может закрепить это физиологическое  состояние в устойчивый патологический статус. Регулярно проводим упражнения самомассажа. Почему самомассаж? Не все дети любят прикосновение к лицу, к языку  чужих рук. Часто это пугает их. Привычка работы перед зеркалом формируется постепенно. По подражанию, глядя друг на друга в группе дети с удовольствием гладят лицо, губы, уши, ощупывают лицо, выполняют различные движения - постукивают, пощипывают, тем самым знакомятся с частями лица, развивается осязание и слушают ,выполняют по инструкции ,по подражанию простые движения. Такие подготовительные несложные упражнения выполняем перед артикуляцией простых звуков. Первые упражнения на артикуляцию, вызывание звуков - эти упражнения для детей необычны, непривычны. Скорее всего это связано с малой речевой практикой. Ощущения нервно-мышечного ротового аппарата часто вызывают негативные реакции. Здесь помогает только терпение, регулярность, сюрпризные моменты, игрушки, сказочные герои. Сидя в круге, повторяя движения друг за другом, следя за игрушкой, проходит скованность, удаются определенные артикуляционные движения. Часто спрашивают родители, когда будут поставлены звуки? Изолированный звук как единичный образ не складывается в общение. Общение это слова, фразы, наполненные смыслом. В этом и есть наша задача – простимулировать, организовать коммуникацию с помощью речи. Изолированные простые звуки вызвать у детей не составляет большого труда. При хорошей подражательной деятельности, при эмоциональной подаче, при положительном настрое ребятам удается воспроизвести простые гласные «А, О, У, И, Э», согласные «М, П, Б, Т, К, Х» с опорой на естественные непроизвольные движения. Самое главное ввести эти звуки в звукокомплексы, в простые  звукоподражания, в простые слова и тем самым ввести смысл в эти звуковые наборы. Этому помогают многочисленные звуковки: «Говорит собака АМ, кошке мяса не отдам». Кто-то из детей воспроизведет с игрушкой АМ, а кто-то скажет «не дам». В подобных упражнениях главное заинтересовать ребенка, срежиссировать эмоциональный подъем и  результат не замедлит.  При вызывании и гласных, и согласных нам помогла «Фонетическая ритмика». Это система двигательных упражнений, в котором различные движение рук, головы, корпуса тела сочетаются с произнесением определенного речевого материала (начинаем с простого  слога, простого слова). Эта методика  практикуется  в сурдопедагогике. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию мышечной и эмоциональной напряженности. Движения в сочетании с речью выполняются легко, непринужденно, после повторов остаются в памяти. В этих упражнениях артикулема соединяется в фонемой и объединяется движением. Эти упражнения требуют регулярных повторов. Чтобы не сбиваться в речевом материале, для формирования зрительной опоры звуковки выполняем с опорой на картинки, на игрушки. «Ом-ом-ом  мы построим новый дом» - этот простой текст сопровождается движением рук над головой, а в книжке – картинка с изображением дома. Последовательность звуков определяется звуковым онтогенезом в норме: М, Н, Г, Т, П, Б, К, ЛЬ. Даже эти несложные упражнения могут служить приблизительным прогнозом. Чем легче речевое нарушение, тем быстрее запоминают дети текст в сочетании с движением. Эмоциональные, простые двигательно - речевые комплексы хорошо зарекомендовали - детям нравятся эти упражнения, они с удовольствием их выполняют, а эмоции как известно, цементируют память. Результаты нашей работы позволяют сделать следующий вывод: ранняя стимуляция у безречевых детей при различной степени сложности речевого дефекта актуальна как некогда, ранняя коррекция облегчает течение речевого недоразвития, активизирует формирование речевой деятельности в будущем. Включение в нашу работу игр и упражнений на развитие лексики, фонетико-фонематического восприятия, звукопроизношения, связной речи позволяет организовать у ребенка коммуникативно-речевую деятельность.

В заключение напомним фразу лауреата Нобелевской премии  экономиста Дж.Хекмана: «Окупаемость инвестиций в развитие детей младшего возраста значительно выше, чем в школьное и профессиональное образование».

Библиографический список

  1. Е.Ф. Архипова «Стертая дизартрия у детей». М.: Астрель, 2006
  2. Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985
  3. Л.С. Выготский «Вопросы детской психологии». СПб.: Союз, 1997
  4. Л.А.Венгер, В.С.Мухина «Психология». М.: Просвещение, 1988
  5. Девид Иглмен «Мозг. Ваша личная история». М.: Калибри, 2018
  6. А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика». М.: Астрель, 2010
  7. Л.И. Руленкова «Как научить глухого ребенка слушать и говорить на основе верботонального метода». М.: Парадигма, 2011
  8. А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». М.: Генезис, 2007

Ключевые слова

#неговорящие_дети 

#ранний_возраст

#логоритмика

#запуск_речи

#мелкая_моторика

#артикуляция

Аннотация

В статье представлен опыт работы с неговорящими детьми раннего возраста. Основной целью работы педагогов является развитие коммуникативно-речевой деятельности, эмоциональной сферы, формирование успешной первичной социализации. Используемые авторами приёмы, упражнения хорошо знакомы в педагогике – это развитие артикуляции, темпо-ритмических, интонационных навыков, коррекция движения и речи. Применение приёмов объясняется сензитивными периодами созревания функций у детей, психофизиологическими возможностями и успешным закреплением новых навыков в активной практике ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ в системе комплексной помощи детям раннего возраста

Необходимым условием адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада  является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского ...

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

Логопедия. Логопедическая помощь детям раннего возраста

В последние годы определилось особое направление в логопедии -превентивное логопедическое воздействие, отвечающее положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.Первые успе...

Проект "Оказание коррекционной помощи детям раннего возраста (в том числе детям с ОВЗ) методом кинезиологии"

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки...

Логопедическая помощь детям раннего возраста

Раннее детство — возраст от рождения до 3-х лет — особый период развития. Этот период характеризуется максимально бы­стрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Это ключевой этап в...

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

АннотацияВ статье представлен опыт работы с неговорящими детьми раннего возраста. Основной целью работы педагогов является развитие коммуникативно-речевой деятельности, эмоциональной сферы, формирован...

Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства

Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала ...