Взаимодействие специалистов ДОУ в системе комплексной помощи детям раннего возраста
статья по теме

Гришина Анжелика Владимировна

Необходимым условием адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада  является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского сада, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Задача родителей на данном этапе – помочь ребенку адаптироваться к новым социальным условиям, освоить новые социальные отношения.

Задача ДОУ – создать условия для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, оказать родителям психолого-педагогическую помощь, направленную на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений детей раннего возраста.

Только четкая профессиональная и продуманная работа педагогов  ДОУ, участие родителей и создание благоприятного микроклимата – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста в  детском саду.

В учреждении разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ.

Мероприятия

Ответственный

1

Организационная работа:

  1. беседа с родителями
  2. составление подвижного графика поступления детей  в ДОУ
  3. координация работы специалистов ДОУ

Заведующая, ст.воспитатель

2.

Медико – оздоровительная работа:

  1. сбор анамеза, просветительская работа с родителями
  2. составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную систему
  3. реализация общеукрепляющих мероприятий для всех детей
  4. индивидуальный подход к детям «группы риска»
  5. наблюдение за физиологическим состоянием детей
  6. контроль за соблюдением санитарно – эпидемиологического режима

Врач, медсестра

3.

Психологическое обеспечение адаптационного периода:

-     разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода

-    психологическое просвещение воспитателей и родителей

-    помощь в организации благоприятной  развивающей среды

-   составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка

-   коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми

Педагог – психолог

Соц. педагог

4.

Построение педагогического процесса:

-    работа с семьей (беседы, анкетирование, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка)

-    реализация  индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных   потребностей, уровня психического развития

-    организация благоприятной развивающей среды

-    создание благоприятного психологического климата в группе

-    регистрация наблюдения за ребенком в адаптационном листе

-    организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением

Педагоги

Музыкальный руководитель, инструктор по ФК

Всю работу по адаптации условно можно разделить на две части: работа с родителями и работа с ребенком.

Работа с родителями включает в себя индивидуальные беседы, анкетирование, знакомство с сотрудниками ДОУ, которые будут работать с их ребенком, информирование о режиме дня, режимных моментах, оздоровительных мероприятиях, расписании занятий, об особенностях организации прогулок, а также знакомство с нормами санитарных правил.

Важным является психолого–медико-педагогическое просвещение родителей, повышение их психолого–педагогической культуры по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития ребёнка. По запросам родителей даются консультации как индивидуальные, так и групповые, экспресс - выступления  педагогов,  специалистов и администрации ДОУ на родительских собраниях.

Сведения о ребенке собираются в процессе беседы с родителями, их анкетировании,  а также в ходе наблюдений за малышом в первые дни его пребывания  в детском саду. Специалисты дошкольного учреждения, решая в качестве основных, задачи раннего выявления, своевременного предупреждения и преодоления недостатков в развитии дошкольников, совместно с проводимыми мероприятиями по адаптации детей,  проводят  комплексную диагностику каждого ребенка.

Врач и медсестра проводят медицинскую диагностику. Педагог-психолог выявляет личностные и психологические особенности ребенка. Социальный педагог работает в плане объективного уточнения условий семейного воспитания  и социально – психологического климата семьи.  Учитель – логопед обследует речевое развитие ребенка, воспитатели оценивают нервно-психическое и физическое развитие детей раннего возраста. Анализ и обобщение полученных результатов позволяет педагогам выявить детей с отклонениями в развитии,  определить психолого-медико-педагогическое сопровождение каждого ребёнка.

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ с расширенным составом. В состав ПМПк входят заведующая, ст. воспитатель, педагог-психолог, узкие специалисты, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

В практике нашего детского сада распространены два подхода к адаптации детей раннего возраста. Первый – ребёнок приходит в детский сад и остаётся без мамы. Оставшись в новой социальной ситуации, дети включают все возможные защитные механизмы, что через некоторое время приводит к истощению организма и заболеваемости. На психологическом уровне ребёнок может переживать ситуацию отрыва от мамы как предательство человека, к которому было сформировано безусловное доверие. Было отмечено, что более успешно адаптацию таким способом проходят дети с нарушенным или несформированным базовым доверием к матери.

Второй подход – ребёнок посещает группу некоторое время вместе с мамой. При таком подходе в процессе адаптации ребёнок испытывает меньше тревоги, осваивает пространство группы, но в отношениях «человек-среда» формируется больше наблюдательная, неактивная позиция в социальной коммуникации. И новое социальное окружение не становится для него значимым, что также затрудняет адаптацию к детскому саду.

На основе практического опыта мы остановились на 3 подходе - группа совместного пребывания детей, поступающих в ДОУ и их мам, функционирующая на основе психолого-медико-педагогического сопровождения семьи специалистами. Данный подход отличается от предыдущих тем, что при его реализации существует возможность формирования совместного опыта социализации в новой среде детей, находящихся в равной по психологической защищённости позиции.

Воспитатели и педагог-психолог присутствуют в группе для свободной игровой деятельности, где ребёнок играет, общается с другими детьми и   родителями, и проводят целенаправленное наблюдение за процессом межличностного взаимодействия, результаты которого включаются в индивидуальные консультации с целью совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей.

Дети осваивают пространство группы и простые правила взаимодействия, устанавливают эмоционально-положительный контакт с «новым» взрослым (педагогом), развивают игровые умения и навыки. Создаются условия для приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации: игры «рядом и вместе» со взрослыми и сверстниками, общение, следование простым правилам.

В условиях функционирования такого совместного пребывания в ДОУ родителям предоставляется возможность общаться между собой, получать необходимую информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции.

В завершение каждого рабочего дня адаптационной группы, сотрудники собираются в круг для эмоционально обмена и анализа проделанной работы и планирования взаимодействия с детьми и родителями на следующий день.

Таким образом, обеспечиваются условия успешной адаптации ребёнка в дошкольном учреждении:

- совместное освоение пространства группы с мамой удовлетворяет потребность ребенка в безопасности;

- совместные игры с мамой, взрослыми и сверстниками, общение, следование простым правилам удовлетворяет потребности в признании;

- нетравмирующее отделение от мамы, плавное вхождение в социум удовлетворяет потребность в независимости, саморазвитии и самоактуализации.

Анализ работы ДОУ за  последние  несколько лет показывает, что процесс привыкания детей к условия детского сада проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Это позволяет судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования»

В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР...

Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ Под ред. Е.А. Стребелевой

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТАС ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫВ ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГОПРЕБЫВАНИЯ                    ...

Статья "Комплексная помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями и семьям, их воспитывающим"

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья....

Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства

Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала ...

Доклад на тему «Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии»

 Период раннего детства (от рождения и до 3 лет) в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, р...