Доклад на тему «Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии»
консультация

Минина Лилия Александровна
   Период раннего детства (от рождения и до 3 лет) в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
   Даже минимальные отклонения в развитии, возникающие в этот период, могут в дальнейшем привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функциям. Следует отметить, что этот период является наиболее эффективным периодом для компенсаторных возможностей в психофизическом развитии малыша.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Комплексная помощь детям раннего возраста

с нарушениями в речевом развитии».

   Период раннего детства (от рождения и до 3 лет) в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

   Даже минимальные отклонения в развитии, возникающие в этот период, могут в дальнейшем привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функциям. Следует отметить, что этот период является наиболее эффективным периодом для компенсаторных возможностей в психофизическом развитии малыша.

   Согласно современным научным представлениям, нарушение речевого развития у детей - одна из форм сложного когнитивного дефекта, включающего избирательное расстройство речевой функции, а также отклонения неречевых функций и процессов. Своевременная логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию безречевого ребёнка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребёнка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.  

   Одним из наиболее приоритетных направлений коррекционной педагогики в настоящее время признано оказание комплексной помощи детям раннего возраста. Эта проблема всегда являлась широко обсуждаемой и дискуссионной, так как именно в раннем возрасте, нередко начинают формироваться различные аномалии развития. Система ранней помощи ребёнку раннего возраста можно изобразить в виде круга специалистов: женской консультации, детской поликлиники, детских садов и конечно же родителей. Причём родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребёнка в норме и возможные патологии.

   Специалисты в области раннего выявления и ранней медико – психолого – педагогической помощи детям с выявленными отклонениями в речевом развитии указывают на то, что в этом возрасте «диагностическая работа логопедов, коррекционных педагогов и специальных психологов … требует чрезвычайной профессиональной корректности и внимания, чтобы избежать, с одной стороны, гипердиагностики, и, с другой стороны, не пропустить, вовремя выявить и скорректировать ранние признаки особенностей развития».

   Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с детским неврологом. Ведь существует много различных причин, которые влияют на нарушение речевого развития. А, следовательно, способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются. Такие дети (группы риска) должны наблюдаться в детской поликлинике у невропатолога, для родителей должны проведены консультативные беседы по лечению ребёнка.

   Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом? 

  1. Понаблюдать за ребёнком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми?
  2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  3. Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребёнок сообщает о своих потребностях.
  4. Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
  5. Сведения о домашнем окружении ребёнка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
  6. Изучение медицинских карт, которые, по договоренности, родители приносят на встречу, индивидуальная беседа с мамой позволяют собрать подробный анамнез, что способствует уточнению диагноза, дает возможность отдифференцировать функциональные причины речевых нарушений речи от органических и с учётом компенсаторных возможностей каждого ребёнка раннего возраста в отдельности сориентировать родителей на оказание посильной, а главное — своевременной помощи нуждающимся детям.

   Потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи. Детям раннего возраста с задержкой речевого развития (ЗРР) показана оценка слуха (обследование у сурдолога). Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга. Так, с помощью электроэнцефалографии можно выявить степень зрелости мозга, диффузные нарушения его биоэлектрической активности, измерить внутричерепное давление. Доплеровское обследование (допплерография головного мозга) позволяет определить скорость и объём кровотока в сосудах шеи, головного мозга, а также оценить степень влияния родовых повреждений позвоночника, костей черепа, головного и спинного мозга на состояние нервной системы ребёнка, его психическое развитие. Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение. Занятия надо начинать как можно раньше.

   Если ребёнок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер. К сожалению, в соответствии со сложившейся у нас традицией, родители и педагоги не используют возможности организации ранней помощи детям с речевыми проблемами и ждут, пока ребёнку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное можно наверстать позже, но сделать это несколько сложнее. 

   Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

   Чем раньше обратить внимание на уровень развития речи ребёнка, чем раньше оказать ему помощь, тем эффективнее она будет. И в этом в первую очередь должны заинтересованы родители.

Программа раннего вмешательства опирается на методы коррекционной работы.

1. В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

2. Необходимо активно используются пальчиковые игры. 

Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и её развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребёнка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребёнка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры. Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок.

3. Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. 

4. Использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др.

5. Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками. Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога или логопеда 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом.

   Работа с детьми раннего возраста позволяет:

– максимально рано выявить детей с задержкой речевого развития;

– сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.

Целью коррекционной работы является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка.

Особенности занятий с детьми раннего возраста, как комплексной помощи в преодолении речевых нарушений.

   Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объёмом и содержанием материала, но и специфическими приёмами проведения занятий. И специалисты, и родители должны хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д.

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

1. Ребёнок познает мир с помощью взрослого человека, путём подражания. Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребёнок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребёнок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

2. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребёнка. Такого эмоционального подъёма можно достичь только в игре.

3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту. Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например: игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку.

5. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги и родители склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. Материал должен быть доступен для маленького ребёнка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию.

6. Необходимо контролировать длительность игры. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать игру таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию.

7. Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима чёткая структура: каждая игра имеет начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени. Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. Например, игра «Курочка и цыплята». Варианты начала игры: «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т. п. Варианты окончания игры: «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят). «Курочка и цыплята прощаются» – «До свидания!» и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

8. Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда игра состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались с малоподвижными, так как смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у детей, и у взрослых.

9. Гибкость. Игры следует подбирать и использовать с учётом возраста детей, их возможностей и интересов. Отдельные части игры можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего раза или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

10. Перенос знаний. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время игр, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребёнка.

11. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их чаще.

   Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем - логопедом (индивидуальных и групповых) так и воспитателем, а также педагогом-психологом, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию или родителями.

   Таким образом, комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии важна и отличается неповторимым своеобразием. Суть заключается в том, что у малышей отсутствует не только мотив учебной деятельности, направленной на приобретение определенных знаний, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для усвоения первых знаний и умений, которые происходят на основе непроизвольного запоминания. И, несмотря ни на что, ребёнок раннего возраста обладает высоким уровнем обучаемости. Занятия с детьми данного возраста носят игровой характер, и имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления.

Список литературы.

  1. Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста»./Е.Ф. Архипова - Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 239с.
  2. Приходько О.Г. «Как научить малыша говорить»./ О.Г. Приходько, О.В. Югова, - Москва: Каисса, 2010. – 74с.
  3. Ярошенко М.А. «Интерактивные технологии ранней логопедической помощи детям с легкой неврологической патологией».
  4. « Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». «Сборник материалов заочной научно-практической конференции с международным участием». 25 апреля 2015 г. – Москва: УМЦ «Добрый мир», 2015. – 223с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ в системе комплексной помощи детям раннего возраста

Необходимым условием адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада  является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского ...

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

Презентация учителя-логопеда Полозовой Е.А. по теме «Специфика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации»

При организации занятий с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития, в первую очередь необходимо обратить внимание на создание соответствующей возрастным и сензитивным периодам, потребност...

Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства

Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала ...

Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»...