Статья «Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования»
статья на тему

Чернышова Марина Николаевна

В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР» направлена на:

-        овладение навыками адаптации воспитанников к социуму;

-        преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;

-        психолого-медико-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ;

-        развитие потенциала воспитанников с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_chernyshova.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования

Концепцией модернизации российского дошкольного  образования предусматривается ряд мер, направленных на повышение качества образования дошкольников. Необходимость таких мер продиктована логикой современного этапа развития дошкольного образования в России, характеризующегося высокой динамикой обновления всех компонентов образовательной деятельности, масштабными инновационными преобразованиями.

Современное дошкольное образовательное учреждение все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Оно отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Поэтому разработке технологий взаимодействия детского сада с семьей сейчас уделяется все больше внимания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. При его реализации необходимо обратить особое внимание на реализацию «…индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому дошкольное образовательное учреждение, имеющее группы общеразвивающей, компенсирующей или комбинированной направленности должны обеспечить сопровождение детей данной категории.

Развитие дошкольников с ОВЗ – сложный процесс, успешность которого будет зависеть, прежде всего, от отношений, сложившихся между специалистами дошкольного образовательного учреждения и его  родителями. В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №65 - Центр развития ребенка» такому взаимодействию уделяется первостепенное значение.

На основании Устава учреждения в условиях реализации ФГОС ДО данная деятельность в нашем дошкольном образовательном учреждении определена следующим образом:

  • содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой,
  • для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР» функционируют  группы общеразвивающей направленности и  компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Группы общеразвивающей направленности также посещают дети с ОВЗ (нарушениями эмоциональной сферы, СДВГ, перинатальным поражением ЦНС).

Поэтому Адаптированная образовательная программа направлена на реализацию системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию групп как компенсирующей так и общеразвивающей направленности. Она  предусматривает построение образовательного процесса, основанного на индивидуализации и дифференциации, создание специальных условий воспитания и образования, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация работы по реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования определена следующими принципами (И.Ю. Левченко, В.Ткачева):

- Принцип единства диагностики и коррекции развития. Коррекционно-педагогический процесс в учреждении выстроен на  постоянном контроле за динамикой развития дошкольников и отслеживании эффективности выполнения индивидуальных программ психолого-медико-педагогического сопровождения.

- Принцип гуманистической направленности психологической помощи. Этот принцип реализуется через признание самоценности личности ребенка с ОВЗ и создание условий для его гармоничного развития через использование здоровьесберегающих, игровых и развивающих технологий.

- Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов. Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекционного воздействия как специалистами так и родителями позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.

- Принцип оказания личностно-ориентированной помощи. Реализация этого принципа осуществляется  через психолого-педагогическую  коррекцию личностного развития дошкольников.

- Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии. Этот принцип реализуется через формирование положительных ценностных ориентаций и установок у родителей дошкольников.

- Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии. С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей — фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.

- Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы. Успех коррекционной работы с ребенком обеспечивается через тесное взаимодействие между семьей и специалистами детского сада, соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса об обучении дошкольников по адаптированной программе.

Основными задачами адаптированной программы определены следующие задачи:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработка и реализация индивидуальных психолого-медико-педагогических программ сопровождения для детей с ОВЗ;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Реализация системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО проходит поэтапно.

1 этап - этап сбора и анализа информации. Результатом данного этапа является оценка контингента воспитанников для учёта особенностей развития детей, определения специфики, их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения адаптированной программы.

2 этап - этап планирования, организации, координации. Результатом работы является организация образовательного процесса, имеющего коррекционно-развивающую направленность и создание специально созданных условий воспитания, образования, социализации рассматриваемой категории детей.

3 этап - этап изучения коррекционно-развивающей образовательной среды. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4 этап - этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР» направлена на:

  • овладение навыками адаптации воспитанников к социуму;
  • преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности;
  • психолого-медико-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ;
  • развитие потенциала воспитанников с ограниченными возможностями.

Остановимся на каждом из направлений.

1) Овладение навыками адаптации воспитанников к социуму. 

Реализуя данное направление, педагоги учреждения при поступлении дошкольника в детский сад и на протяжении пребывания используют разнообразные методы и приемы, позволяющие развивать мнение ребенка воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения. Знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт многократного успешного их применения в ходе проводимых ситуативных разговоров, этических бесед, проблемных этических ситуаций создают условия для формирования у детей способности осуществлять верный выбор стратегии поведения и преодоления возникших трудностей. Систематическое обсуждение различных вариантов решения способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно. Для формирования и развития умения эффективно общаться используются театрализованная деятельность – этюды с разыгрыванием ролей, сюжетно-ролевая игра с использованием средств расширения сюжетов, позволяющие освоить позитивный стиль общения. При этом сюжетно-ролевая игра является средством развития этических норм во времени.

Кроме того, в группах компенсирующей направленности на основании Парциальной программы «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной организуется коррекция и развитие аффективно-волевой сферы. Для этого в течение каждого месяца проводится психогимнастика, этюды, упражнения на снятие мышечного напряжения, игра-драматизация, театрализованная игра.

В группах общеразвивающей направленности реализация парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаевой О.Е., Первушиной И.М., обагощенной технологией тренингового развития: «познавательно-игровой сеанс», разработанной Галой Н.Ю., Осечкиной Л.И., Чепковой В.В.

Проведение ролевых, психогимнастических, коммуникативных игр, игр и заданий, направленных на развитие произвольности, воображения,  задания с использованием терапевтических метафор, релаксационные методы создают комфортные условия для адаптации  каждого воспитанника.

2) Преодоление затруднений воспитанников в образовательной деятельности.

Для включения каждого воспитанника в образовательную деятельность создается психологически комфортная среда, где ребенок не боится высказать свое мнение, где его трудолюбие, старание встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны - обеспечивается возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного максимума («я это могу»). Для этого используются следующие педагогически приемы:

  • включение в содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд, вызывают интерес (проблемные ситуации, разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования);
  • использование смены разных видов деятельности, выполняемых дошкольником;
  • учет гендерных особенностей психологического развития детей (задания для мальчиков и девочек);
  • оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций, включение разноуровневых заданий;

3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ.

В рамках этого направления разрабатывается индивидуальная программа психолого-медико-педагогического сопровождения, реализуемая в ходе индивидуальной работы в течение всего учебного года в разных видах деятельности и режимных моментах.

Кроме того, в группах компенсирующей направленности на основании Парциальной программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;  Парциальной программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»  под общей ред. С.Г. Шевченко организуется 

  • коррекция и развитие моторных возможностей через проведение игр с мелкими предметами, бумагой, тестом графические упражнения, диктанты, работа в тетради, на листе бумаги;
  • коррекция и развитие психологических предпосылок речи через проведение игр, упражнений на  мыслительные операции; слуховое, зрительное и тактильное  восприятие; объем и укрепление памяти; устойчивость и переключение внимания.
  • совместная речевая деятельность по заданию учителя-логопеда:   игры, упражнения на фонематический слух, навыки звукового анализа, звукопроизношение, обучение грамоте.

4) Развитие потенциала воспитанников с ограниченными возможностями.

Развитие потенциала воспитанников с ограниченными возможностями предлагает использование заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

Одним из основных механизмов реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий специалистов учреждения осуществляется через работу консилиума образовательного учреждения, который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), связанные с адаптацией, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе взаимодействия специалистов дошкольного учреждения с семьями воспитанников в разных формах работы (семинарах, родительских собраниях, конференциях) используются методы активизации опыта родителей: целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность,  самотестирование родителями собственного опыта, непосредственное практическое взаимодействие родителей с ребенком в различных детских видах деятельности, игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения.

В учреждении стало традицией проведение в сентябре месяце Дня открытых дверей и «Праздника знакомства» для вновь поступивших  детей и их родителей. Эти мероприятия позволяют познакомить родителей с условиями воспитания и обучения дошкольников, обеспечивают мотивационную готовность родителей к коррекционно-развивающей работе.

В результате проведения мониторинга деятельности по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО выделена динамика следующих показателей:

  • Первым показателем можно считать успешное усвоение воспитанниками программы, повышение уровня работоспособности, психического и физического развития, высокий уровень адаптации детей к детскому саду и школе. Так,  по результатам психолого-медико-педагогической комиссии у 80% детей речь скоррегирована.
  • Вторым показателем является рост мастерства и творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда. Что подтверждается  итогами аттестации, участием в городских и краевых конкурсах, научно-практических конференциях.
  • И третьим показателем можно считать преемственность в подходах к деятельности родителями воспитанников и осознание ими необходимости обеспечивать психологическую защищенность дошкольника,  высокий уровень удовлетворенности результатами деятельности дошкольного учреждения.

Литература:

1.  Данилина,  Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей [Текст]: Пособие для практических работников ДОУ./ Т.А. Данилина, Н.М. Стенина. — М.: Айрис-пресс, 2004.— 112с.— (Дошкольное воспитание и развитие).

2. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: Учеб. пособие для студ. Сред. проф.учеб.заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

3. Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада [Текст]: Семейный и Родительский клубы. Родительская академия: Сборник научных статей по материалам круглых столов, посвященных Году семьи / Под общей ред. Л.И. Осечкиной и Н.В. Микляевой. – М.: МГПИ, 2008. – 107 с.

4. Микляева,  Н.В. Академия родительства как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества [Текст]: /Н.В. Микляева. -  электронный ресурс: http://rod-akademiya.narod.ru/ist.htm.

5. Осечкина Л.И., Чапкова В.В. 20 конспектов познавательных игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2014. – 176 с.

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольника. – 7-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Познакомить педагогов ДОУ с новыми требованиями к результатам освоения программы в соответствии с ФГОС Дать понятие «ФГОС», «Стандарт»;Обеспечить готовность педагогов ДОУ к работе по ФГОС....

Консультация «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования»

Материал содержит целевые ориентиры по ФГОС по программе "От рождения до  школы"...

«Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры»

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры...

методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

   В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы дошкольного образования в ходе непосредственно образовательной деятельности

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы в ходе непосредственно образовательной деятельности (далее Журнал) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежден...

«Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения Основной образовательной программы дошкольного образования по приобщению к художественной литературе»

Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения Основной образовательной программы дошкольного образования по приобщению к художественной литературе. Требования ФГОС ДО освоения Программ...