методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"
методическая разработка на тему

     В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.

Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работников

(японская мудрость)

Актуальность.

         Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет данный период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

        Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

● у педагога имеется трудовая мотивация, педагогическая направленность;

●  педагог стремиться к личностному и профессиональному развитию;

● материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы;

● в организации педагогического труда  максимально учитываются личностные особенности и уровень профессиональной подготовки, оказывается активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя.

   Последнее условие является одним из важных аспектов адаптации молодого специалиста. Ведь именно профессиональный рост педагога позволяет выполнять задачи дошкольного образования, способствует овладению современными педагогическими  технологиями. Данные требования организации образовательной деятельности отображены в основной образовательной программе дошкольного образования (ООП ДО), являющейся одним из основных нормативных документов, которым руководствуется воспитатель.

        Но освоение ООП ДО  начинающим педагогам  проблематично, так как документ включает множество аспектов деятельности воспитателя, охватывает и организацию, и реализацию образовательного процесса (проектирование образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции областей; мониторинг;   освоение нового содержания  образовательных областей, современных образовательных технологий пр.).

       В связи с этим целью поддержки  профессионального роста начинающего воспитателя является использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов в процессе освоения ООП ДО.

Задачи:         

-формирование потребности у молодых педагогов в непрерывном самообразовании;

-разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий образования детей (освоение нового содержания  образовательных областей, анализ разделов общеобразовательной  программы,  разработка  календарно-тематического планирования, использование здоровьесберегающих технологий, взаимодействие с родителями и т.д.);

-контроль  реализации  общеобразовательной программы в практику  (организация ООД, проведение мониторинга и т.д.);

- оказание помощи в освоении современных образовательных технологий (детское исследование и  проектирование и другие развивающие технологии).

 -формирование индивидуального стиля творческой деятельности педагога.

 Основная идея  деятельности:

        Идея создания методической разработки появилась в результате осознания необходимости сопровождения  молодых воспитателей в ходе освоения и реализации ООП ДО.  Ведь сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Деятельность по поддержке начинающих педагогов реализуется в следующих направлениях:

- обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;

- самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;

- обучение на тематических курсах;

- организация методического сопровождения деятельности молодых

специалистов.

        В данном случае внимание  акцентировано на таком направлении, как  методическое сопровождение деятельности молодых специалистов в области нормативных документов, а именно в процессе работы по ООП ДО. Ведь реализация ООП требует от педагога накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе и пр., то есть профессионального мастерства.

         Новизна методической разработки заключается в том, что раскрыта система освоения ООП ДО начинающими педагогами: составлены рекомендации по реализации

почти всех основных  разделов программы, указаны наиболее эффективные формы работы с педагогами. Спланирована деятельность по одному конкретному аспекту поддержки молодых педагогов, что способствует хотя и узконаправленному, но качественному освоению нормативной базы; конструктивному взаимодействию с начинающими воспитателями.

Адресная направленность.

        Методическая разработка рекомендуется для ее использования старшими воспитателями, наставниками молодых специалистов. Материал разработки по желанию может быть включен в план сопровождения молодого специалиста, доработан, оформлен как часть общей работы.

содержание.

    На основании содержания ООП, анкетирования педагогов, наблюдений за их деятельностью были отобраны основные вопросы, в реализации которых начинающие педагоги испытывают затруднения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yarmarka-17.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Борис-Глебская СОШ» Методическая разработка « Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования» Автор: Павлова Е.Ю., заместитель директора по дошкольному образованию 2017г.

Слайд 2

Цель : использование эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов в процессе освоения ООП ДО. Задачи: -формирование потребности у молодых педагогов в непрерывном самообразовании; -разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий образования детей; - оказание помощи в освоении современных образовательных технологий; -формирование индивидуального стиля творческой деятельности педагога.

Слайд 3

Содержание тем. Тема: Анкетирование педагогов. Задача: диагностика проблем педагога в освоении ООП ДО. ход занятия: Тест на определение педагогической стрессоустойчивости. 2. анкетирование педагогов на предмет освоения ООП ДО. 3. Упражнение «Аналогия».

Слайд 4

Тема: Проектирование образовательного процесса. Форма проведения - мастер-класс. Задача: Формирование проектировочных навыков у педагогов ДОУ в планировании образовательного процесса. Ход занятия. 1.Теоретический материал (понятия «проектирование в образовании». Виды образовательных моделей (учебная, предметно-средовая, комплексно-тематическая). Сущность и особенности комплексно-тематического планирования образовательного процесса.) 2. Задание: придумать содержание тематических дней. 3. Анализ имеющегося перспективного и календарного планирования.

Слайд 5

Тема: Разработка программы саморазвития педагога . Форма проведения - практикум. Задачи: - раскрыть необходимость самообразования педагогов; - развивать рефлексивные способности и потребности в самопознании; -формировать представление о разработке плана самообразования; -упражнять педагогов в составлении основных разделов программы самообразования на примере имеющихся программ Ход занятия. Понятие профессионального самосознания личности. 2. Тест «Рефлексия на саморазвитие» (Л.Н. Бережнов). раскрывает уровень саморазвития профессионально-педагогической деятельности 3.Работа с иллюстрацией «Этапы профессионального саморазвития». 4.Работа со схемой «Алгоритм составления программы саморазвития».

Слайд 6

Тема: Мониторинг образовательного процесса. Форма проведения: Лекция – практикум. Задачи: -дать понятие мониторинга образовательного процесса; -познакомить с вариативными и инвариантными методиками; рассмотреть способы мониторинга. Ход занятия. 1.Теоретическая часть: Основные подходы к организации мониторинга, объекты мониторинга, инвариантные методики. 2. Практическое задание: анализ системы мониторинга конкретного ДОУ. 3.Обсуждение Карт освоения программы.

Слайд 7

Тема «Разработка рабочей программы модуля». Форма проведения: лекция - практикум . Задачи: -дать представление о рабочей программе воспитателя; - учить составлению рабочей программы модуля (определять направленность рабочей программы, функции; содержание, педагогические технологии); . Ход занятия 1.Лекция: основные понятия по теме, предпосылки для написания рабочей программы, структурные элементы рабочей программы. 2. Практикумы . Основные характеристики рабочей программы педагога ДОУ. Технология целеполагания деятельности

Слайд 8

Как составить индивидуальный маршрут развития ребенка? Форма проведения: работа с презентацией. Ход занятия. 1.Активизирующая беседа об индивидуализации процесса образования (сущность индивидуальной программы, основные функции, принципы составления; сущность индивидуального маршрута, его основные направления). 2.Работа с презентацией «Особенности индивидуальной программы для одаренных детей, для детей с ОВЗ».

Слайд 9

Способы и направления поддержки детской инициативы. Задачи: -раскрыть понятие «детская инициатива»; - раскрыть условия, методы развития инициативы дошкольников; - дать установку на самостоятельное изучение и использование методики «Нормативные карты возрастного развития дошкольников» Н.А.Короткова,П.Г.Нежнов). Ход занятия 1.Толкование высказываний о сущности детской инициативы. 2. Информационный материал о способах, условиях поддержки детской инициативы. 3.Выступление педагога «Приоритетные сферы проявления детской инициативы на разных возрастных этапах». 4. Ответы на вопросы о деятельностном подходе как элементе развития детской инициативы.

Слайд 10

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка. Форма проведения: лекция. Задачи: -конкретизировать представления педагогов о культурных практиках; - расширить знания об условиях реализации культурных практик . Вопросы: 1.Сквозные механизмы развития ребенка. 2.Понятие культурных практик. 3.Условия реализации культурных практик .

Слайд 11

Взаимодействие с родителями. Форма проведения: Практикум Цель: Раскрытие сущности традиционных и нетрадици-онных форм работы с родителями. Ход мероприятия. 1.Введение: Содержание новой философии взаимодействия ДОО с семьей. 2.Деловая игра «Эстафета слов» (расшифровка прин-ципов взаимодействия с семьями). 3.Работа с таблицей «Направления и формы взаимо-действия с родителями». 4. Работа с карточками: подготовка и проведение родительского собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении Основной образовательной программы дошкольного образования»

В статье представлены основные направления и этапы работы по реализации системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Система комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ООП ДО в МБДОУ «Детский сад № 65 – ЦРР...

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Познакомить педагогов ДОУ с новыми требованиями к результатам освоения программы в соответствии с ФГОС Дать понятие «ФГОС», «Стандарт»;Обеспечить готовность педагогов ДОУ к работе по ФГОС....

Консультация «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования»

Материал содержит целевые ориентиры по ФГОС по программе "От рождения до  школы"...

«Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры»

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры...

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы дошкольного образования в ходе непосредственно образовательной деятельности

Журнал учета реализации и освоения основной образовательной программы в ходе непосредственно образовательной деятельности (далее Журнал) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежден...

«Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения Основной образовательной программы дошкольного образования по приобщению к художественной литературе»

Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения Основной образовательной программы дошкольного образования по приобщению к художественной литературе. Требования ФГОС ДО освоения Программ...

Аналитическая справка по итоговым результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования воспитанников группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет

Результаты освоения.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Количественный анализ5 – 0 детей (0%) 4 – 3 детей(15%)3 – 16 детей (80%)2 &nd...