ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья по коррекционной педагогике

Головинская Александра Евгеньевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Тенденцией современного общества является постоянный рост агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств массовой информации, из телевизионной продукции, из рекламы. Укрепляется мнение, что агрессия является свидетельством «здоровой» энергии, стремления к достижениям. Вместе с тем, практика показывает, что она, отнюдь, не безобидна, а сочетается с расширением асоциальных общественных явлений. Особенно разрушительна агрессия при нарушениях психического развития человека. Прежде, чем обратиться к этой стороне проблемы, уточним, что понимается под самим феноменом «агрессия». Агрессия в дословном переводе с латинского языка означает поведение, которое направленно на нанесение кому-либо вреда, физического или психологического, вплоть до уничтожения объекта агрессии. Агрессия реализуется через осознанные действия, причиняющие или имеющие намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Она чаще всего возникает в качестве реакции человека на стресс, фрустрацию, физический или психологический дискомфорт. Данное состояние сочетается с проявлениями враждебности, гнева, ненависти и т.д. Зачастую агрессия связана с достижением некоторой цели. Это, например, может быть повышение за счет самоутверждения собственного статуса. Агрессия может обнаруживаться как физическая или вербальная агрессия; в прямой (непосредственно направленной против кого или чего–либо) или косвенной (направленной на враждебное лицо окольным путем) форме. Выделяют также инструментальную, альтруистическую агрессию и аутоагрессию [1, с. 28]. На сегодняшний день существует три подхода к объяснению причин агрессии. Основоположником теории влечения выступает З. Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З. Фрейда связывается со стадиями детского развития. Новый подход изложен в работах К. Лоренца, который считал, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Фрустрационная теория Д. Долларда определяет агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. В её трактовке, фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а агрессия всегда является результатом фрустрации. В соответствии с теорией социального научения, агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление [3, с. 150]. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность. Это может быть спонтанная демонстрация себя, достижение своих практических целей или подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми [2, с. 61]. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. Мальчики испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление). Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация. В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно – они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Уже в возрасте 10- 11лет как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм. Проявления агрессивности у младшего школьника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются: – неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; – низкий социальный статус ребенка в группе; – неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; – неудовлетворенность потребности в признании [4, с. 67–69]. У детей с задержкой психического развития агрессия обусловливается их физиологической и психологической незрелостью, сочетанием резидуально-органических нарушений деятельности мозга и задержки темпов психического развития. Проведённое нами наблюдение за ребёнком с нарушением психического развития показало, что в целом, такие дети не отличаются высоким уровнем агрессивности. Вместе с тем, отдельные проявления агрессии характеризуются бурным и сильно выраженным характером протекания. Рассмотрим проявление агрессии при нарушении психического развития на примере одного ученика. Наиболее яркие вспышки его агрессии обнаружились в ходе выполнения им совместных игровых занятий с другими детьми. Упражнение на развитие памяти, требующее запоминания порядка стоящих детей, спровоцировало демонстрацию им прямой символической агрессии в отношении одноклассников, допускающих ошибки в выполнении задания. Об укоренённости агрессии на внутреннем уровне свидетельствовала также сделанная испытуемым последняя зарисовка смерти человека в серии рисунков, характеризующих полет самолета. Агрессию подтвердил также выбор ребёнком ситуации «похороны» в качестве основы возникновения наиболее привлекательной для него эмоции. Его агрессия распространяется не только на сверстников, но и на педагогов. Она имеет, преимущественно, вербальную форму. Возникновение агрессии приводит не только к созданию препятствий для выполнения заданий, но и прерыванию учебных занятий. Проведение с данным ребёнком проективного рисуночного теста позволило выявить интересные особенности. Было выяснено, что наиболее агрессивный ребёнок не получает дома нужного тепла и заботы. В основе демонстрируемой им агрессии лежит опасение в том, что ему могут помешать добиться того, что он хочет, заставляет его действовать с лихорадочной напряженностью. В результате этого у него обнаруживается чрезмерная агрессивность и замкнутость. В его мир могут войти лишь «избранные». Беседа с педагогом позволило нам получить подтверждение выявленному причинному полю агрессии ребёнка. Мы считаем, что как с данным конкретным ребёнком, так и с остальными детьми младшего школьного возраста с нарушением психического развития, ещё не поздно предпринять своевременные меры для преодоления тенденций закрепления агрессивного поведения. Подобная работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии через достижение эмоциональной разрядки, не на повышение самооценки и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции. У таких детей должна формироваться способность видеть и понимать других. Решение такой задачи требует отказа от некоторых привычных форм работы школьных педагогов и психологов. Традиционные формы воздействия, такие как убеждение и объяснение, приведение положительных примеров и призывы не обижать других обычно обнаруживают свою малую эффективность при работе с агрессивными школьниками. Причина лежит в том, что многие из них уже владеют категориями «хорошо/плохо», но сверстник, выступающий образцом в интерпретации взрослых, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка. Важным также представляется отказ от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные игры-соревнования, конкурсы, поединки и состязания концентрируют внимание ребёнка на собственных успехах, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В итоге, независимо от выигрыша или проигрыша ребёнка возникает ситуация разобщённости и отчуждённости детей. Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми, в том числе, и с задержкой психического развития должно стать формирование общности с другими, закрепление способности видеть и понимать своих сверстников. Главное при этом является оказание ребёнку помощи в овладении способностью видеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности. Литература: 1. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Просвещение, 1994. 2. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. – 1994. – №3. – С.61. 3. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997. – 160 с. 4. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С.67–69

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie-wps_office.docx13.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Тенденцией современного общества является постоянный рост

агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств массовой

информации, из телевизионной продукции, из рекламы. Укрепляется мнение,

что агрессия является свидетельством «здоровой» энергии, стремления к

достижениям. Вместе с тем, практика показывает, что она, отнюдь, не

безобидна, а сочетается с расширением асоциальных общественных явлений.

Особенно разрушительна агрессия при нарушениях психического развития

человека. Прежде, чем обратиться к этой стороне проблемы, уточним, что

понимается под самим феноменом «агрессия».

Агрессия в дословном переводе с латинского языка означает

поведение, которое направленно на нанесение кому-либо вреда, физического

или психологического, вплоть до уничтожения объекта агрессии. Агрессия

реализуется через осознанные действия, причиняющие или имеющие

намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или

животному. Она чаще всего возникает в качестве реакции человека на стресс,

фрустрацию, физический или психологический дискомфорт. Данное

состояние сочетается с проявлениями враждебности, гнева, ненависти и т.д.

Зачастую агрессия связана с достижением некоторой цели. Это, например,

может быть повышение за счет самоутверждения собственного статуса.

Агрессия может обнаруживаться как физическая или вербальная агрессия; в

прямой (непосредственно направленной против кого или чего–либо) или

косвенной (направленной на враждебное лицо окольным путем) форме.

Выделяют также инструментальную, альтруистическую агрессию и

аутоагрессию [1, с. 28].

На сегодняшний день существует три подхода к объяснению причин

агрессии. Основоположником теории влечения выступает З. Фрейд. Он

считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и

неизбежно. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З.

Фрейда связывается со стадиями детского развития.

Новый подход изложен в работах К. Лоренца, который считал, что

агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за

выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых

существ.

Фрустрационная теория Д. Долларда определяет агрессивное

поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс. В её трактовке,

фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме, а агрессия

всегда является результатом фрустрации.

В соответствии с теорией социального научения, агрессия представляет

собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление [3, с. 150].

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого

раннего детства. В основе детской агрессивности может лежать различная

мотивационная направленность. Это может быть спонтанная демонстрация

себя, достижение своих практических целей или подавление и унижение

другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных

детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям,

неспособность видеть и понимать другого. В первые годы жизни агрессия

проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства,

часто не поддающихся управлению взрослыми [2, с. 61].

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена

одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. Мальчики

испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт,

личная угроза. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические

события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность,

психологическое ущемление). Их гнев зачастую определяется качеством

межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая

ситуация. В младшем школьном возрасте у мальчиков доминирует

физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно – они отдают

предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Уже в возрасте 10-

11лет как у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается

такая форма проявления агрессии как негативизм.

Проявления агрессивности у младшего школьника является следствием

множества причин, наиболее значимыми из которых являются:

– неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими

взрослыми и со сверстниками;

– низкий социальный статус ребенка в группе;

– неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный

как трудностями операционального характера, так и изменением

мотивационной стороны деятельности;

– неудовлетворенность потребности в признании [4, с. 67–69].

У детей с задержкой психического развития агрессия обусловливается

их физиологической и психологической незрелостью, сочетанием

резидуально-органических нарушений деятельности мозга и задержки

темпов психического развития.

Проведённое нами наблюдение за ребёнком с нарушением

психического развития показало, что в целом, такие дети не отличаются

высоким уровнем агрессивности. Вместе с тем, отдельные проявления

агрессии характеризуются бурным и сильно выраженным характером

протекания.

Рассмотрим проявление агрессии при нарушении психического

развития на примере одного ученика. Наиболее яркие вспышки его агрессии

обнаружились в ходе выполнения им совместных игровых занятий с другими

детьми. Упражнение на развитие памяти, требующее запоминания порядка стоящих детей, спровоцировало демонстрацию им прямой символической

агрессии в отношении одноклассников, допускающих ошибки в выполнении

задания. Об укоренённости агрессии на внутреннем уровне

свидетельствовала также сделанная испытуемым последняя зарисовка смерти

человека в серии рисунков, характеризующих полет самолета. Агрессию

подтвердил также выбор ребёнком ситуации «похороны» в качестве основы

возникновения наиболее привлекательной для него эмоции. Его агрессия

распространяется не только на сверстников, но и на педагогов. Она имеет,

преимущественно, вербальную форму. Возникновение агрессии приводит не

только к созданию препятствий для выполнения заданий, но и прерыванию

учебных занятий. Проведение с данным ребёнком проективного рисуночного

теста позволило выявить интересные особенности. Было выяснено, что

наиболее агрессивный ребёнок не получает дома нужного тепла и заботы. В

основе демонстрируемой им агрессии лежит опасение в том, что ему могут

помешать добиться того, что он хочет, заставляет его действовать с

лихорадочной напряженностью. В результате этого у него обнаруживается

чрезмерная агрессивность и замкнутость. В его мир могут войти лишь

«избранные». Беседа с педагогом позволило нам получить подтверждение

выявленному причинному полю агрессии ребёнка.

Мы считаем, что как с данным конкретным ребёнком, так и с

остальными детьми младшего школьного возраста с нарушением

психического развития, ещё не поздно предпринять своевременные меры для

преодоления тенденций закрепления агрессивного поведения. Подобная

работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии через

достижение эмоциональной разрядки, не на повышение самооценки и не на

развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на

преодоление внутренней изоляции. У таких детей должна формироваться

способность видеть и понимать других.

Решение такой задачи требует отказа от некоторых привычных форм

работы школьных педагогов и психологов. Традиционные формы

воздействия, такие как убеждение и объяснение, приведение положительных

примеров и призывы не обижать других обычно обнаруживают свою малую

эффективность при работе с агрессивными школьниками. Причина лежит в

том, что многие из них уже владеют категориями «хорошо/плохо», но

сверстник, выступающий образцом в интерпретации взрослых, может

вызвать только неприязнь со стороны ребёнка.

Важным также представляется отказ от соревновательного начала в

играх и занятиях. Всевозможные игры-соревнования, конкурсы, поединки и

состязания концентрируют внимание ребёнка на собственных успехах,

порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим.

В итоге, независимо от выигрыша или проигрыша ребёнка возникает

ситуация разобщённости и отчуждённости детей.

Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными

детьми, в том числе, и с задержкой психического развития должно статьформирование общности с другими, закрепление способности видеть и

понимать своих сверстников. Главное при этом является оказание ребёнку

помощи в овладении способностью видеть в ровеснике не противника или

конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и

совместной деятельности.

Литература:

1. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Просвещение, 1994.

2. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений

учащихся // Вопросы психологии. – 1994. – №3. – С.61.

3. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М.: Форум, 1997. – 160 с.

4. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской

агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. – №5. – С.67–69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения

Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую ро...

Статья: "Психологические особенности детей с нарушением речевого развития"

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.  Возникает и развивается речь при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания...

Психологические особенности дошкольников с задержками психического развития

1.     Понятие «задержки психического развития» и ее классификация.2.     Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержками психического развития...

Психологические особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальн...

Рабочая программа педагога – психолога для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей обучающихся с задержкой психического развития

Коррекционная работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в дошкольном возрасте...