Дидактическое пособие "Чемодан эмоций"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Демина Любовь Сергеевна

Авторское дидактическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_chemodan_emotsiy.docx9.56 КБ

Предварительный просмотр:

Демина Любовь Сергеевна, МКДОУ д/с №54, Кировский район

Название: «Чемодан эмоций»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Актуальность:

Так сложилось, что в последнее время приоритет, как родителями, так и педагогическими работниками, отдается интеллектуальному развитию, а развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточно внимания. Хотя развитие эмоциональной сферы человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Формирование эмоций ребенка - важнейшее условие развития его как личности.

По моим наблюдениям, в детский сад все чаще приходят дети, характеризующиеся малой эмоциональностью, не способные контролировать свои эмоции, действия, не умеющие выстраивать позитивные взаимоотношения со взрослым и сверстниками.

Поэтому одним из значимых направлений в детском развитии считаю развитие эмоционального интеллекта.

Цель: Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представлений об основных (базовых) эмоциях;
  2. Способствовать осознанию детьми собственных эмоций;
  3. Развивать невербальные средства общения (мимику, жесты, пантомимику) в плане их декодирования и кодирования (восприятия и воспроизведения);
  4. Формировать умение выражать свои эмоции как положительные, так и отрицательные;
  5. Способствовать развитию умения взаимодействовать со сверстниками;

Возрастная категория: 5-7 лет.

Описание применения:    

«Чемодан эмоций» можно использовать как ширму, еще он имеет окно  для обыгрывания сцен, зеркало для отработки эмоций.

Внутри чемодан оснащен папками, в которых находятся различные маски:

  • маски — пиктограммы;
  • незавершенные маски многоразового использования, на которых фломастерами можно отобразить ту или иную эмоцию (после использования можно стереть тряпочкой), а потом ее «оживить»;
  • маски различных сказочных персонажей;
  • «мешочек эмоций», из которого ребенку предлагается с закрытыми глазами  вытянуть фишку и изобразить/нарисовать на маске выпавшую эмоцию/подобрать сказку и маску сказочного героя, транслирующего данную эмоцию и т.д.

Также в чемодане располагается «волшебный мешок», в котором можно найти атрибуты для детского перевоплощения, микрофон и музыкальные инструменты, портативную колонку, куклы и т.д., ребенок сам выбирает то, что ему необходимо для завершения своего образа в соответствии со своим замыслом. Содержимое мешка может меняться, в зависимости от содержания и целей занятия.

Варианты возможных заданий:

  1. Предлагаем детям иллюстрацию (демонстрационный материал «Чувства и эмоции»), на которой отображена ситуация, где персонаж испытывает определенную эмоцию. Просим ребят подобрать пиктограмму, соответствующую данной эмоции/ подобрать соответствующую маску/нарисовать маску самому, а затем придумать рассказ от первого лица, описывающий  историю на иллюстрации;
  2. Педагог показывает отрывок кукольного спектакля по сказке (рассказу), ребятам предлагается обсудить, какие эмоции испытывал тот или другой герой сказки, подобрать им соответствующие маски настроений;
  3. Каждому ребенку задается эмоция (используется «мешочек эмоций»), либо ребенок сам выбирает. Детям нужно вспомнить и привести пример сказочного героя (героя из рассказа) прочитанной (-го) недавно в группе. Придумать монолог от лица этого героя и его рассказать;
  4. Предлагается коллективно придумать и поставить сказку, либо показать историю из жизни группы;
  5. На утреннем сборе, например по понедельникам, ребятам предлагается выбрать «маску настроения», которая бы характеризовала то, как прошли у ребенка выходные. Рассказать остальным через «окошко» чемодана (либо используя «открытый микрофон»), что произошло (какие события) определили его такое настроение;
  6. Упражнение «Чувства на сцене». Предлагаем рассказать и изобразить, как выглядела бы радость (любое другое чувство) на сцене? Каким бы был танец радости (должно быть на всякий случай заготовлено музыкальное сопровождение, мелодии с самым разным эмоциональным наполнением)? Чем бы она пахла? Какой бы была на ощупь?                                
  7. Ввести правило, что в то время, пока чемодан не используется в организованной деятельности, он находится в определенном месте и в свободном доступе. И если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, его переполняют эмоции, словом просто не в состоянии говорить спокойно, он может подойти к чемодану, открыть окошко и в «окошко» покричать, проговорить, провизжать все что он хочет и сколько хочет. Но когда он закроет окошко, то будет говорить с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
  8. В ситуации, когда чемодан не используется в организованной деятельности (см. пункт выше), когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ребенком в чемодане найти «незавершенные маски», взять фломастеры и вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде, в котором хочется «оскорбленному». Работа проводится один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.                                                                                                                                                              

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра "Эмоции ребёнка"

дидактическая игра "Эмоции ребёнка"...

Дидактическое пособие "Эмоции и чувства"

Пособие "Эмоции и чувства" предназначено для развития эмоциональной сферы детей, развития внимания, памяти, речи, расширения словарного запаса, формирования умения понимать эмоции по ситуаци...

Дидактическая игра «Эмоции»

Дидактическая игра «Эмоции» - это увлекательная игра, которая подарит ребенку не только веселое времяпрепровождение, но и поможет получить новые знания. В процессе игры ребенок получит пре...

Дидактическая игра «Эмоции»

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО. Презинтация дидактической игры «Эмоции» с целями и задачами....

Дидактическая игра "Эмоции"

Знакомит детей с разными чувствами, выражением   их  через    изменение мимики и интонации. Игра подходит и для индивидуальной, и для групповой работы в детском саду....

Дидактическая игра "Эмоции"

Эмоциональное развитие – важнейшее направление работы с дошкольниками. Важно научить детей корректно реагировать на события, осознавать собственные чувства и переживания, делиться ими, с внимани...

Дидактическая игра Эмоции. Какое настроение?

Дидактическая игра по социально - коммуникативному развитию для детей...