Оздоровительная программа для воспитанников, имеющих аллергические заболевания
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кириллова Василиса Алексеевна

Содержание

 

Пояснительная записка

 

I. Психолого-педагогическое сопровождение детей с  аллергопатологией.

 

II. Физкультурно-оздоровительная работа.

 

III. Медико-профилактическая работа.

 

IV. Организация совместной работы детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка

 

V. Мониторинг результативности оздоровительно-образовательной работы с детьми с аллергопатологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx346.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад  51 компенсирующего вида»

Оздоровительная программа

для воспитанников, имеющих аллергические заболевания

Выполнила

Кириллова Василиса Алексеевна

Воспитатель

г. Санкт-Петербург

Содержание

Пояснительная записка

I. Психолого-педагогическое сопровождение детей с  аллергопатологией.

II. Физкультурно-оздоровительная работа.

III. Медико-профилактическая работа.

IV. Организация совместной работы детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка

V. Мониторинг результативности оздоровительно-образовательной работы с детьми с аллергопатологией.

 

«Единственная красота, которую я знаю,

— это здоровье»

Генрих Гейне

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами  на современном этапе развития образования в России является воспитание здорового подрастающего поколения. За последние годы состояние здоровья дошкольников неуклонно ухудшается. Среди заболеваний, которыми страдают дети дошкольного возраста, не последнее место занимают аллергические заболевания.

Аллергией страдает примерно треть населения земного шара. Распространенность сезонной аллергии и бронхиальной астмы за последние 20 лет увеличилась вдвое. Такой стремительный рост заболеваемости связан со многими факторами: ухудшением общей экологической ситуации на планете, с изменением характера питания, образа жизни, с появлением новых аллергенов, с плохим климатом внутри жилых и рабочих помещений, со стрессами, социальной напряженностью в обществе.

Жизнь ребенка-аллергика – это жизнь, сопровождающаяся насморком, приступами чихания, свистящим дыханием, зудом и другими симптомами.

Аллергия – это необычная чувствительность к различным веществам, которые у большинства людей не вызывают болезненных реакций. Сущность того, почему у одних людей есть аллергия, а у других ее нет, лежит в особенностях работы иммунной системы человека. Иммунитет – это термин, который характеризует способность организма узнавать и разрушать все, что воспринимается иммунной системой человека как «чужое», а значит, вредное для здоровья. Такими врагами могут быть вирусы, бактерии, яды, грибы, а для некоторых людей врагами становятся окружающая нас пыль, пыльца растений, плесень, некоторые виды пищевых продуктов и т.д. Тогда эти агенты становятся аллергенами, и организм в ответ на такое вмешательство производит защитные белки-антитела, которые атакуют и нейтрализуют эти враждебные элементы. В результате в местах контакта с аллергеном клетки выделяют различные вещества, главным из которых является гистамин. Избыток гистамина приводит к изменениям в тканях, вызывающим симптомы аллергии, которые мешают спать, учиться, играть, читать, заниматься спортом, коротко говоря, мешают жить полноценной жизнью.

Совершенно очевидно, что дети с подобными проблемами хуже адаптируются к жизни в современном обществе, испытывают физический и психологический дискомфорт, чаще подвержены сопутствующим заболеваниям и нуждаются в систематическом оздоровлении.

Отсюда возникает необходимость разработки комплексной программы оздоровления детей с аллергическими заболеваниями.

Организация групп для детей с аллергическими заболеваниями в ГБДОУ «Детский сад  51 компенсирующего вида» имеет целью создание условий для пребывания детей-аллергиков в дошкольном учреждении и проведение оздоровительно-профилактических и воспитательно-образовательных мероприятий, направленных на оздоровление детей.

Разработанная педагогическими и медицинскими работниками ДОУ программа рассчитана на детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Цель Программы: Снижение заболеваемости; сохранение и укрепление соматического и психологического здоровья, формирование и совершенствование показателей физического развития у детей с аллергическими заболеваниями.

Задачи Программы:

- Обеспечить условия для снижения заболеваемости и укрепления физического и психологического здоровья детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями.

- Способствовать сохранению и укреплению соматического здоровья детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями посредством организации диетического гипоаллергенного питания.  

- Способствовать снижению заболеваемости и формированию психологического здоровья через использование эффективных здоровьесберегающих технологий.  

- Обеспечить индивидуальное медицинское сопровождение детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями на всех этапах дошкольного детства.  

-  Совершенствовать систему формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни.  

- Оптимизировать систему оздоровления детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями через поиск эффективных средств развития двигательной активности воспитанников посредством организации физкультурных занятий на свежем воздухе в сочетании с современными здоровьесберегающими технологиями.  

- Обеспечить условия для личностного роста ребѐнка, формирования траектории его индивидуального развития с учетом особых потребностей детей с ограничениями здоровья.  

- Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.  

- Создание здоровьесберегающей среды для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого выпускника.

Основные принципы программы

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

Основные принципы программы:  

Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.  

Доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей).  

Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.  

Целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели).  

Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.  

Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.  

Профессионального сотрудничества и сотворчества, что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.  

Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Субъекты программы

- Дети, имеющие аллергические заболевания.

- Семьи детей, посещающих оздоровительные группы для детей с аллергическими заболеваниями.

- Коллектив ДОУ, работающий с детьми, имеющими аллергические заболевания.

Ожидаемые результаты

Реабилитация здоровья и стабилизация данного состояния у детей с аллергическими заболеваниями в результате комплексной системы медико-психолого-педагогического сопровождения и создания условий пребывания в ДОУ детей, имеющими аллергические заболевания.

I Раздел. Психолого-педагогическое сопровождение детей с  аллергопатологией.

  На сегодняшний день все больше отмечается заболеваний аллергического характера, наблюдается устойчивый рост показателей таких заболеваний.

   Детей с аллергопатологией отличает повышенная утомляемость, головные боли, аффективные расстройства, невропатии, неврозы, гиперактивность, психосоматические расстройства.

     Как подчеркивают исследования Ю.А.Антропова, Ю.С.Шевченко, у детей с аллергопатологией наблюдается незрелость эмоциональной сферы, нарушения личностного развития, такие как: пониженная самооценка, высокая тревожность, агрессивность, инфинтилизм, пассивность либо чрезмерная активность, низкий коммуникативный статус. Как следствие, происходит нарушение взаимоотношений с окружающей действительностью, что в свою очередь, без необходимой коррекционной поддержки может способствовать социальной депривации.

     В связи с тем, что дети с аллергопатологией очень часто пропускают ДОУ (по причине заболеваемости, длительных обследований, лечения в стационарах, курортно-санаторного лечения) для нашего ДОУ является актуальным:

- интеграция содержания образовательных областей;

- цикличность пройденных тем (темы повторяются в течение года);

- организация совместной деятельности взрослого и детей (большой объем материала дети усваивают в ходе совместной деятельности):

1. Непосредственно организованная деятельность, реализуется в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

2. Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляется в ходе режимных моментов.

Большинство бронхолегочных заболеваний имеют в основе психосоматическую природу. Нервно-психические факторы считаются одними из самых существенных в возникновении приступов заболевания. Поэтому, оказывая психологическое влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка можно существенно улучшить физическое состояние.

Сохранение и укрепление его психологического здоровья, эмоционально-личностное развитие, формирование социальной успешности будет способствовать обеспечению равных стартовых возможностей при поступлении в общеобразовательную школу, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Работа педагога-психолога в образовательном учреждении является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью организацию работы, обеспечивающую формирование положительного эмоционального состояния с использованием возможностей современных образовательных технологий, как основу психологического здоровья воспитанников.

В рамках психологического сопровождения оздоровительно-образовательного процесса организуются:  

- диагностика на всех этапах развития воспитанников в дошкольном учреждении;  

- организация мероприятий по облегчению адаптационного периода;  

- организация коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование эмоционально-личностной сферы и обеспечение комфортного пребывания в условиях дошкольного образовательного учреждения

Форма организации занятий 1 и 2 блоков подгрупповая. Продолжительность деятельности для детей 5-6 лет – 2 раза в неделю – 25 минут, для детей 6-7 лет – 2 раза в неделю – 30 минут.

Данное направление включает в себя три блока, условно обозначенных как:

- «Я» - развитие самосознания;

- «Я и другие» - развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, умения взаимодействовать с окружающей действительностью;

- «Я и мои эмоции» - развитие эмоциональной сферы личности.

     Для полноценного процесса образования, реабилитации ребенка с аллергопатологией крайне важен принцип преемственности, взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

     Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется позиция родителей и педагогов.

      Соблюдение строгой диеты, ограничение посещения многих общественных, культурно-массовых развлекательных мероприятий, присутствие у родителей страха за состоянием ребенка (например: ожидание приступа бронхиальной астмы), необходимость постоянно контролировать физическое состояние ребенка, проведение курсов медикаментозной поддержки, накладывают свои отпечатки на развитие детско-родительских отношений.

      Многие родители, не имея возможности решить ряд ситуаций, переживают тревогу, гнев, допускают аффективные вспышки, отстраненность, игнорирование личностных проблем ребенка, что также способствует формированию проблем, во взаимоотношениях родителей и детей. (Ю.Ф.Шевченко, Ю.Ф.Антропов, И.В.Крюкина и др.). Особое значение в развитии детей с аллергическими заболеваниями, приобретает характер отношений к ним родителей. В психологической литературе описана достаточно обширная феноменология нарушений родительского, и в частности, материнского отношения к детям с проблемами в развитии и здоровья.

       Нарушения в эмоциональных контактах ребенка с близкими взрослыми, приводит к возникновению у него внутренного дискомфорта, создают угрозу стабильности и устойчивости его отношений к миру, что в итоге приводит к значительным искажениям в развитии ребенка, и зачастую к ухудшению здоровья, в частности проявления аллергопатологии (Г.М.Бреслов, М.И.Буянов, А.Я.Варга, А.И.Захаров и др.).

     Исходя из этого, работа с родителями, семьями воспитывающих детей с аллергопатологией, является максимально значимой.  

В рамках психолого-педагогического направления работы с детьми с аллергопатологией используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы. Проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятий.

Подвижные и спортивные игры. Проводятся ежедневно как часть физкультурных занятий, а так же на прогулке, в групповой комнате – малой и со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, а так же местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем игры с бегом, прыжками, мячом, игровые задания с элементами спортивных игр: из волейбола и баскетбола – броски мяча в парах, тройках, двумя руками из-за головы, от груди, снизу, броски мяча в баскетбольное кольцо. Благодаря этому укрепляются мышцы верхнего плечевого пояса, спины, дыхательные мышцы, улучшается подвижность грудной клетки. Игровые задания из футбола: ведение и передача мяча ногой в паре, удары по воротам. Эти упражнения помогают укрепить мышцы и улучшить подвижность голеностопного сустава.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание духовного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Задача педагога состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Занятия рекомендуется сопровождать спокойной классической музыкой (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз. Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. На занятиях физкультурой дыхательные упражнения применяются 1:2, 1:4, т.е. после 2-4 общеразвивающих упражнений одно упражнение на дыхание. Дети выполняют вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой, дыхательные упражнения с произнесением звуков вибрации, динамические дыхательные упражнения с удлиненным выдохом.

Бодрящая гимнастика. Проводится ежедневно, после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитание правильной осанки, обширное умывание.

Утренняя гимнастика. Проводится ежедневно 6-8 мин. С музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия. Проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад, 2-3 раза в неделю в спортивном зале и на спортивной площадке. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Оздоровительный бег. Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, для детей старшего возраста. Необходимо начинать заниматься в теплое время года. Бег чередуется с ходьбой, во время ходьбы выполняются дыхательные упражнения (вдох через нос, удлиненный выдох через рот, губы трубочкой), темп медленный и средний.

Самомассаж. Это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяем им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушает ребенок и взрослый. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки читаются, обсуждаются с детьми. Дети очень любят “олицетворять” их, обыгрывать. Для этого можно использовать кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсудить с взрослым.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе – формирует у воспитанника привычку к здоровому образу жизни.

II Раздел. Физкультурно-оздоровительная работа.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены шесть блоков:

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия;

2.Непосредственно-образовательная деятельность;

3. Самостоятельная деятельность детей;

4.Спортивно-массовые мероприятия;

5.Внегрупповые (дополнительные виды мероприятий);

6.Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.

В специально организованном обучении, где взрослые выступают в качестве партнера- инициатора, используются различные варианты физкультурных занятий: традиционные, игровые, сюжетные, тематические, комплексные, итоговые, физкультурно- познавательные.

В совместной деятельности взрослого и детей, включены разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги.

Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности.

Рационально организованная деятельность по физическому воспитанию позволяет получать положительную динамику физической подготовленности детей. Для организации и проведения физкультурных, музыкально-ритмических занятий функционируют музыкальный и физкультурный зал, оснащенные необходимым спортивным и музыкальным оборудованием.

Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движения и игр детей. В зимнее время на участках строятся горки, снежные постройки для развития двигательной активности детей. На спортивной площадке расчищается участок для проведения физкультурных занятий на воздухе и лыжня. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.

Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям ФГОС и САНПиН, охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

В учреждении создается здоровьесберегающая инфраструктура: физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации программы, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.

В ДОУ ведется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения, систематически проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников. Для сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни в ДОУ обновляется среда, регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», «Семейные старты», в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование.

Физкультурные занятия способствуют формированию у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, развиваются такие физические качества, как скорость, сила, гибкость, выносливость и координация.

Оздоровительно-профилактическая работа

                                                                 

•        Профилактика нарушений осанки.   Упражнения на профилактику нарушений осанки у детей включаются в физкультурное занятие с использованием методик: фитбол-гимнастики; батута; фитнес-данса. Лечебные игры Галанова А.С. используются как руководителем физического воспитания на занятиях физкультурой, так и воспитателями в группах.

•        Профилактика плоскостопия.  Упражнения на профилактику плоскостопия включаются в физкультурное занятие.  Используются методики прыжковых и беговых упражнений на мягкой основе; самомассаж с использованием специального инвентаря; массажные и контрастные дорожки. Лечебные игры Галанова А.С. используются как руководителем физического воспитания на занятиях физкультурой, так и воспитателями в группах.

•        Профилактика заболеваний дыхательной системы. Используются лечебные игры Галанова А.С., которые включаются в физкультурное занятие, а так же проводятся воспитателями в группах.

•        Обучение детей оздоровительным методикам: приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу – проводится как на физкультурных занятиях, так и воспитателями в группах. Обучение детей проводится под наблюдением врача.

III Раздел. Медико-профилактическая работа.

Медико-профилактическая работа с детьми, имеющими аллергические заболевания, строится на основе диагноза, данных о состоянии здоровья детей, уровня их физического развития, анализа заболеваемости. Из содержания медико-профилактической работы исключаются процедуры, основанные на применении веществ, способных вызвать рецидив аллергического заболевания: фитотерапия, ароматерапия и др.

Медико-профилактическая работа включает следующее:

1. Гипоаллергенное питание. 

Питание детей, имеющих аллергические заболевания, осуществляется с учетом особенностей заболевания; исключением продуктов, вызывающих аллергическую реакцию; в соответствии с рекомендованным примерным 10-дневным меню. Индивидуальные противопоказания вносятся в индивидуальную медицинскую карту и в аллерголист, дубликат которого находится в группах.  На основании этих данных производится индивидуальное питание детей.

2. Рефлексотерапия.

Ежедневное проведение воспитателями оздоровительных гимнастик (дыхательной, пальчиковой), игрового массажа, самомассажа пальцев, лечебно-профилактических игр и упражнений (профилактика заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата). На занятиях по физической культуре помимо оздоровительных гимнастик и упражнений, которые обязательно включаются в каждое занятие. Регулярно с детьми проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом.

3. Закаливание.

Система закаливания, реализуемая в ДОУ, основана на принципах постепенности, сезонности, учета возраста и состояния здоровья детей.                                                                             Система периодически корректируется медицинскими работниками ДОУ в соответствии с условиями и состоянием здоровья воспитанников.                                                                                                   Система включает в себя все виды закаливания:

•        Естественные физические факторы: режим проветривания в течение дня, режим теплового комфорта, выбор одежды детей в помещении и на улице.

•        Воздушное закаливание: воздушные ванны после сна, сон без маечек, воздушно-солнечные ванны на прогулке (весенне-летний период).

•        Водное закаливание: обширное умывание.

•        Процедурное закаливание: босохождение, хождение по дорожке-массажеру.

4. Организация среды.

К организации среды в ДОУ предъявляются следующие требования:

•        Гипоаллергенность среды: исключение животных, рыб, птиц; цветущих растений; мягких игрушек; наличие гипоаллергенных подушек и одеял.

•        Обеспечение экологической безопасности среды: обязательная сертификация всего оборудования, игрового и обучающего материала.

•        Гигиеническая организация среды: в соответствии с требованиями СанПиНа (подбор мебели по росту, достаточная освещенность, организация пространства для реализации потребности детей в двигательной активности, соблюдение режима проветривания и графика уборки помещений и др.).

5. Использование вариативных режимов дня.

В ДОУ используются следующие режимы дня:

•        Сезонный режим: на холодное время года (сентябрь-май) и на теплое (июнь-август). В теплый период исключаются организованные формы работы с детьми.

•        Оздоровительный режим: включает оздоровительные мероприятия и процедуры. Согласуется с врачом.

•        Индивидуальный режим: после перенесенного заболевания. Назначается врачом.

•        Щадящий режим: на период адаптации; для детей с III и IV группой здоровья (указывается в листе здоровья); после тяжелого и продолжительного заболевания. Назначается врачом.

Организация совместной работы детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Реализация программы предполагает взаимодействие всех участников оздоровительно-образовательного процесса: воспитателей всех возрастных групп, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, логопедов, музыкального руководителя, медицинских работников, помощников воспитателей и обслуживающего персонала, где координаторами системной работы являются заведующий детского сада и старшие воспитатели.

Начальным этапом в работе с родителями является формирование мотивации и подготовка их к работе по сохранению и укреплению здоровья у детей с бронхолегочной патологией и аллергическими заболеваниями. В рамках этой работы проводятся консультации, практикумы, дискуссии, где рассматривается актуальность, сущность разнообразие и своеобразие использования современных здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также особенности организации этой работы дома.

Решаются вопросы:

- актуальные вопросы здоровьесбережения детей с бронхолегочной патологией.

- психологические особенности и проблемы развития детей с заболеваниями дыхательных путей;

- оптимизация оздоровительно - образовательного процесса на основе применения современных здоровьесберегающих технологий; - особенности взаимодействия воспитателя и родителей с детьми с бронхолегочной патологией.

Основные формы работы с родителями:

1.  Анкетирование родителей.

2. Беседы.

3. Индивидуальное консультирование родителей.

4. Разработка консультаций просветительского характера (психологические особенности, общение, проблемы взаимодействия) для родителей.

5. Разработка рекомендаций по созданию условий обучения, воспитания и оздоровления детей с бронхолегочной патологией.

6. Организация семинаров, круглых столов для обучения, обмена опытом с участием медицинских работников.

7. Оформление письменных консультаций, наглядной информации на постоянно действующем стенде «Уголок здоровья».

Мониторинг результативности оздоровительно-образовательной работы с детьми с аллергопатологией.

 Важным этапом в работе системы сохранения и укрепления здоровья и физического развития воспитанников является оценка эффективности использования здоровьесберегающих технологий в развитии эмоционально-личностной сферы детей с бронхолегочной патологией.

Отвечая требованиям государственного образовательного стандарта, а именно, обеспечение единых стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу необходимо отслеживать влияние уровня физического, психологического развития и соматического здоровья ребенка на развитие его познавательных процессов.

Особенностью исследовательского мероприятия определено проведение анкетирования, наблюдения, диагностики не только с детьми, а так же с воспитателями и родителями. Это необходимо для того, чтобы получить более верную и точную информацию о проблемах физического и психолого – педагогического здоровья детей.

Мониторинг физического состояния детей проводится 2 раза в год: в начале и конце учебного года. В январе проводится промежуточная диагностика. Оцениваются и сопоставляются  данные по заболеваемости, группа здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития, приобретение двигательных навыков, физическое развитие и уровень развития физических качеств (сила, выносливость, ловкость, быстрота и гибкость).

      В ДОУ проводится ежегодный мониторинг «Здоровье воспитанников». Он включает в себя наблюдения и анализ всех составляющих оздоровительной работы (оздоровительных мероприятий, выполнения режимов, создания  условий, профессионального мастерства участников процесса, состояния здоровья детей, их знаний и умений, анкетирования родителей).

Старший воспитатель анализирует состояние оздоровительной работы в группах и ДОУ в целом, используя данные медицинских наблюдений, срезов педагога-психолога, собственного анализа. Врач анализирует степень влияния проводимой работы на укрепление здоровья детей по основным показателям. Заведующая, обобщая полученные данные, определяет качество работы ДОУ по укреплению здоровья воспитанников. На основе полученной информации определяются направления работы на следующий учебный год в целом по учреждению и по каждой возрастной группе.

Основными критериям оценки проведения оздоровительных мероприятий с детьми в ДОУ являются:

- показатели групп здоровья воспитанников;

- положительная динамика уровня заболеваемости детей

-положительная и соответствующая возрасту динамика физического и нервно- психического развития воспитанников.

Список используемой литературы:

1. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.

2. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.

3.  Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007

4. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989

5. Лукина Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями// сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. С.51-54.

6. Михайленко НЯ., Короткова НА Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М, 1991 г.

7. Осокина Т. И Физическая культура в детском саду. М, 1973 г. 25. Педагогические и медицинские проблемы валеологии./ сборник трудов международной конференции. Новосибирск, 1999. -423 с.26. Петровский В. А, Кларина Л М, Смывина Л А, Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении М, 1993 г.

8. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.-м.:Илекса,2003

9. Егоров Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009г. – М.:2009. С.233-235


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников: «Питание детей при аллергических заболеваниях».

Материал консультации будет полезен как для родителей, так и для педагогов ДОУ. Из материала публикации можно узнать об аллергических заболеваниях и о способах питания....

"Ребенок с аллергическими заболеваниями в детском саду"

Создание благоприятных условий для детей аллегриков в детском саду...

Аллергические заболевания у детей.

1.     Понятие об аллергии и аллергенах.2.     Аллергические реакции замедленного типа.3.     Аллергические реакции немедленного типа.4....

Аллергические заболевания у детей.

Сегодня число детей, страдающих аллергическими заболеваниями, постоянно возрастает. Такое явление объясняется многими факторами: плохая экология, широкое применение бытовой химии, использование всевоз...

Аллергические заболевания у детей.

Сегодня число детей, страдающих аллергическими заболеваниями, постоянно возрастает. Такое явление объясняется многими факторами: плохая экология, широкое применение бытовой химии, использование всевоз...

Аллергические заболевания и их профилактика. Консультация для родителей.

Цель консультации: знакомство с профилактикой аллергических заболеваний....

Оздоровительная программа для детей с аллергическими заболеваниями

Способствовать повышению уровня физического здоровья детей с аллергическими заболеваниями дошкольного возраста...