Развитие навыков фасилитации
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Палей Олеся Яковлевна

Цель: развитие у педагогов фасилитативных умений.

Задачи:

  • повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей;
  • исследование сути процесса обучения фасилитации;
  • поиск общих тактик и стратегий, необходимых для успешной работы ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fasilitatsiya2.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

ВСТРЕЧА №2.

«Развитие навыков фасилитации»

Дата:20.11.2015г.

Ведущий: Палей О.Я. педагог-психолог.

Цель: развитие у педагогов фасилитативных умений.

Задачи:

  • повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей;
  • исследование сути процесса обучения фасилитации;
  • поиск общих тактик и стратегий, необходимых для успешной работы ДО.

1.Игра – приветствие.

2. Упражнение «Обучение фасилитации»

3.Упражнение «Что означает быть фасилитатором?»

4. Упражнение «Ограничения применения фасилитации»

5.Упражнение «Как стать эффективным фасилитатором?»

6.Упражнение «Что делать, когда возникают непредвиденные обстоятельства?»

 7.Подведение итогов, общий вывод.

Используемая литература: «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», 2014,№4.; Г.Б. Монина, Е.К.Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг»; Ю.В.Атемаскина, Л.Г.Богославцев «Современные педагогические технологии в ДОУ».

Приложение. Встреча №2.

1.Игра-приветствие «Подари улыбку»

Цель: положительный настрой на эффективное взаимодействие участников тренинга.

2.Упражнение « Обучение фасилитации»

Цель: исследование сути процесса обучения фасилитации.

Аналитический практикум

Организуется работа в парах.

Задание 1

Ответьте на вопросы: каким образом вы приобрели навыки фасилитации? Что, каким образом и в какой мере повлияло на этот процесс?

  • приобретенный ранее опыт;
  • формальное образование и подготовка;
  • мастер-классы и курсы тренингов;
  • повседневная жизнь;
  • семейный опыт и др.

Задание 2

Среди участников аналитического практикума организуется обмен мнениями о становлении навыков фасилитации.

Отвечающие дополняют высказывания друг друга, детализируя свои представления по заданной теме.

Оценивание

Участники по очереди говорят о том, чему они научились в процессе выполнения данного упражнения, что им пригодится в работе и в повседневной жизни.

Завершение

Участникам предоставляется 5 минут для вербализации возникших вопросов, выражения чувств и эмоций.

3.Упражнение  «Что означает  быть фасилитатором?»

Цель: исследование действий и переживаний участником фасилитации.

Деловая игра «Консультант и клиент»

В ходе работы в парах участники разыгрывают соответствующие роли. Задача «консультанта» состоит в том, чтобы используя различные методики( открытые вопросы, проверка правильности понимания предоставленной информации, проявление эмпатии, рефлексия и др.), «разговорить» своего «клиента». Через 5 минут происходит смена ролей.

Оценивание

« Клиенты» характеризуют уровень развития навыков фасилитации у «консультантов», результаты работы пар обсуждаются группой. Всем участникам предлагается рассказать о полученном опыте и возможностях его использования. В процессе осмысления работы в роли «консультанта» нужно, прежде всего, оценить уровень развития своих навыков, а рассказывая о роли «клиента», сделать акцент на своих переживаниях и чувствах.

Завершение

Участникам предоставляется 5 минут для вербализации возникших вопросов, выражения чувств и эмоций.

4.Упражнение «Ограничение применения фасилитации»

Цель: поиск исследования ситуаций, ограничивающих применение фасилитации.

Анализ ситуации

Работа проводится в группах 4-5 человек. Необходимо проанализировать описание ситуаций (общее для всех групп) и определить те, в к5оторых использование фасилитативного подхода было бы неуместным и неэффективным. Предлагается привести примеры случаев из своей практики.

Для обсуждения отводится 10 минут. Выбранный группой секретарь записывает выводы, сделанные участниками в ходе обсуждения, на большом листе бумаги или (при наличии проектора) набирает текст на компьютере. Фасилитатор организует общее обсуждение итогов работы каждой группы.

Если в ходе дискуссии кто-либо из участников настаивает, что в одной из выбранных общим решением ситуаций фасилитативный подход все же применим, он должен привести соответствующие примеры.

Оценивание

Все участники по очереди говорят о том, чему они научились в процессе выполнения данного упражнения, что им пригодится в работе и в повседневной жизни.

Завершение

Участникам предоставляется 5 минут для вербализации возникших вопросов, выражения чувств и эмоций.

5.Упражнение « Как стать эффективным фасилитатором?»

Цель: поиск общих тактик и стратегий, повышающих эффективность работы консультантов, индивидуальных рецептов.

Тренинг

Участники разбиваются на пары. Задача одного из партнеров состоит в том, чтобы три раза задать своему визави вопрос « Что вам необходимо для того, чтобы стать более эффективным фасилитатором?» и выслушать его ответы. Очередной ответ не должен повторять предыдущий. Таким образом, участники тренинга получают возможность осмыслить и проанализировать свои действия в качестве фасилитатора. Затем происходит смена ролей в парах.

    После того как все пары выполнят задание, образуется общий круг инициируется обсуждение. Результаты обсуждения ведущий записывает на большом листе бумаги, на доске или набирает текс на компьютере. В итоге выявляются общие для всех затруднения и проблемы отдельных участников тренинга. В первом случае определяются ориентиры для корректировки программы обучения группы, во втором – вырабатываются отдельные рекомендации отдельным участникам , ведущий и члены группы помогают им наметить личные цели, связанные со стремлением фасилитатора стать более эффективным.

Оценивание

Все участники по очереди говорят о том, чему они научились в процессе выполнения данного упражнения, что им пригодится в работе и в повседневной жизни.

Завершение

Участникам предоставляется 5 минут для вербализации возникших вопросов, выражения чувств и эмоций.

 6.Упражнение «Что делать когда, возникают непредвиденные обстоятельства»

Цель: определение стратегии действия в сложных ситуациях.

Анализ проблемной ситуации

Работа проводится в группах 4-5 человек. Каждому члену группы выдается общее описание сложных ситуаций и предлагается ответить на вопрос, как бы они действовали в подобных случаях. Участники должны стремиться к тому, чтобы ответы были разнообразными, возможно противоречивыми. Каждая группа должна выбрать секретаря, который по ходу обсуждения будет фиксировать его основные моменты.

Оценивание

Все участники по очереди говорят о том, чему они научились в процессе выполнения данного упражнения, что им пригодится в работе и в повседневной жизни.

Завершение

Участникам предоставляется 5 минут для вербализации возникших вопросов, выражения чувств и эмоций.

7.Подведение итогов, обсуждение полученных знаний , выражение собственных чувств и эмоций, полученных в процессе совместной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Развитие навыков фасилитации (семинар-практикум)

Хороший фасилитатор знает разницу между успешным и провальным групповым занятием. Поэтому для любого человека, который ответственен за фасилитацию, очень важно изучать и приобретать навыки фасилитации...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

Развитие навыков фасилитации

Цель: развитие у педагогов фасилитативных умений.Задачи:повышение эффективности совместной деятельности педагогов и родителей;исследование сути процесса обучения фасилитации;поиск общих тактик и страт...

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А.М.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А....