картотека дыхательной гимнастики для старшего возраста.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тарасенко Валентина Николаевна

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dyhatelnoy_gimnastiki.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

 КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

 для старшего возраста.

 

Воспитатель:  Тарасенко В.Н.

 

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеваниями органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков (по Б. Толкачеву). В детском саду со старшими дошкольниками можно частично использовать методику парадоксального дыхания А.Н. Стрельниковой (в игровой форме), задержку дыхания (по К.П. Бутейко) и некоторые дыхательные упражнения йогов. В конце занятий можно проводить релаксационное дыхание составляют длина, частота и соотношение между вдохом и выдохом. Вдыхать и выдыхать можно и ртом и носом. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации.

Инструкция к выполнению:

  • Эти упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник непременно должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота.
  • Правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Внимание: шея ни в коем случае не должна быть судорожно напряжена! Вы должны убедиться сами, что она действительна расслаблена.

Дыхательные упражнения выполняются от 2 до 5 минут. Заниматься можно стоя, сидя и лежа на спине.

«К солнышку» (П. Б. Толкачеву)

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю.

Ну а руки опускаю,

Воздух выдыхаю.

Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе «Ф-ф-ф…»

Комплекс дыхательных упражнений «Гуси»

(по А.Н. Стрельниковой)

При выполнении этих дыхательных упражнений на каждый поворот или покачивание делается энергичный вдох. На выдохе внимание не фиксируется. Каждое упражнение выполняется 8-16 раз.

Вышли гуси на луга,

Закричали: «Га-га-га»

Упражнение 1. «Ключичное (верхнее) дыхание»

         В процессе овладения верхним дыханием рекомендуется положить ладони на ключицы и следить за подъемом и опусканием ключиц и плеч.

 Исходное положение – сидя (стоя, лежа) выпрямиться голова, шея, спина должны располагаться на одной линии. Прежде чем сделать вдох, следует выдохнуть воздух из легких. После выдоха сделать медленный вдох через нос, поднимая ключицы и плечи и заполняя воздухом самые верхние отделы легких.

При выдохе плечи медленно опускаются вниз.

Упражнение 2. «Грудное (среднее) Дыхание»

Для того, чтобы легче освоить методику среднего дыхания, можно положить ладони на обе стороны грудной клетки и следить за ее опусканием и расширением.

Исходное положение – такое же, как и в предыдущем упражнении. Сделать выдох через нос, ребра при этом опускаются, затем – полный и продолжительный вдох, расширяя грудную клетку. Плечи и живот при вдохе должны оставаться неподвижными (не допускать выпячивания живота). Затем снова выдох и снова вдох.

Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом

Упражнения 1. «Мобилизующее дыхание»

Исходное положение – стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох – такой же продолжительности, как вдох. Затем постепенно увеличить фазу вдоха

Упражнение 2. «Ха – дыхание»

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперед, руки сбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «ха!».

Упражнение 3. «Замок»

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Сделать вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом:

Упражнение 1. «Отдых»

Исходное положение – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Сделать вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1 – 2 минут. Затем выпрямиться.

Упражнение 2. «Передышка»

В течение 3 минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можно даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием. Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное и физическое состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами саморегуляции:

  • «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик губам и, раздувая  щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как   увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу.

  • «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно вы – дохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

  • «Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

  • «Штанга»

Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз.

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу легче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу,  выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можем поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

  • «Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой насосом надувает это мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воз  дух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – у мяча поднимается голова, после                 четвертого – надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса.…Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем дети меняются ролями.

  • «Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

Ребята, я хочу загадать вам загадку:                

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им загадку, а  вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимите руки над головой, а на третью, четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем. А теперь выступаем. Здорово получилось!»

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

Цель. Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфу и кровообращение в легких.

Основные правила:

  1. Дышать с удовольствием, положительные эмоции – это оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении - это увеличивает его положительное действие.
  3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
  4. Дышать носом.

Упражнение 1

  1. Погладить крылья носа от кончика к переносице - вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (пять-шесть раз).
  2. Сделать восемь-десять вдохов и выдохов сначала через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м – м - мо», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. При выдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
  5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба – бобу» и «г – м – м - ма».
  6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (три-четыре раза).
  7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (пять-шесть раз).
  8. Полоскание горла 1,5-процентным раствором морской соли.

Упражнение 2

  1. «Трактор». Воспроизведение звучания мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).
  2. «Стрельба». Представить, что мы находимся в тире и стреляем из пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-п» (укрепляются мышцы глотки).
  3. «Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и разноцветные огни фейерверком рассыпаются в воздухе. Энергично произнести «п-б-п-б» (укрепляются мышцы губ).
  4. «Соня». Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снижает стрессовые состояния).
  5. «Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).
  6. «Упрямый ослик». Дети делятся на «осликов» и «погонщиков». Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются – не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов, но те начинают кричать: «Й-а, й-а». «Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» - обращается погонщик к ослику. Ослик, получает желаемое, прекращает кричать (Звук «и» укрепляет связки гортани). Упражнение, кстати, очень эффективно воздействует на взрослых людей, страдающих храпом.
  7. «Плакса». Один ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы», другой обращается к нему со словами:

Что ты плачешь – «ы» да «ы»?

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

После этого плакса перестает плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга).

Упражнение 3

  1. «Большой и маленький». И.п. - основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть вверх руки. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой!»). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижать к коленям голову («Какой я маленький!»).
  2. «Паровоз». Ходить по комнате, согнутыми руками имитируя движение колес паровоза, и произносить: «Чух-чух». Двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произношения.
  3. «Аист». И.п. - основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, горделиво вынести, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося: «Ш-ш-ш» (шесть-семь раз).
  4. «Дровосек». И.п. - основная стойка. На выдохе руки складывают топориком и поднимают вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки опустить, наклониться, позволяя рукам прорезать пространство между ног, произнести «бах» (пять-восемь раз).
  5. «Гуси летят». Медленная ходьба, имитирующая шлет: на вдохе руки-крылья поднимать, на выдохе опускать, произнося: «Г-у-у» (восемь-десять раз).
  6. «Гуси». И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка расставлены и отведены назад. На выдохе наклониться вперед; глядя вперед и вытягивая шею, произнести «бах» (пять - восемь раз).
  7. «Часы». И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со словом «тик» наклониться влево до предела, чтобы правый бок растянулся, как резиновый. Со словом «так» вернуться в и.п., сделать глубокий вдох, затем то же вправо.
  8. «Часы». И.п. - сидя по-турецки. Положив руки на затылок, произнести «тик», выдохнуть и наклониться влево. Выпрямиться, сделать вдох и произнести «так». Затем наклониться вправо.

Упражнение 4

  1. «Погреемся». И.п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны. Быстро скрестить руки перед грудью, произнося: «У-х-х! У-х-х!»; вернуться в и.п. (восемь-десять раз).
  2. «Мельница». И.п. - стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно вращать прямыми руками, произнося: «Ж-р-р»; с увеличением темпа движения увеличивается и скорость произношения. Вернуться в и.п. (шесть-семь раз).
  3. «Конькобежец». И.п. - стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибать то левую, то правую ногу; при этом всем телом разворачиваться в сторону согнутой ноги и произносить звук движущихся коньков: «К-р-р» (пять-шесть раз).
  4. «Сердитый ежик». И.п. - стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа («П-ф-ф-ф», затем «Ф-ф-р») (три-пять рая).
  5. «Лягушонок». И.п. - стоя, ноги вместе. Представить, как лягушонок делает быстрые, резкие прыжки, а в перерыве квакает. Слегка присесть, вдохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперед. На выдохе протяжно произнести: «К-в-а-а-к».
  6. «В лесу». И.п. - основная стойка. Представить, что пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными интонациями прокричать: «А-у-у».
  7. . «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з». Представить, что пчелка села на нос, руку, ногу (звук и взгляд направлять на пчелку).
  8. «Великан и карлик». Встать прямо, поднять руки, потянуться насколько возможно, сделать глубокий вдох; опустить корпус вперед - вниз, согнув ноги в коленях, расслабленно опустить руки до самого пола. Сделать глубокий выдох; сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, спину выпрямить; откинув голову назад, сделать глубокий вдох. Затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать выдох; сесть, сложив ступня к ступне, руки на коленях; раздвинутые колени прижаты к полу; на выдохе набрать полную грудь воздуха, гордо выпрямить плечи, высоко поднять голову; на выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней ног.

Упражнение 5

  1. «Поиграй на трубе». И.п. - стоя прямо, ноги вместе, руки согнуты перед собой (как бы держат трубу). Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши  наигрывать: «Ту! Ту! Ту!» (15-20 секунд).
  2. «Косарь». И.п. - стоя  прямо, нога врозь, слегка согнутые руки подняты вперед, пальцы сжаты в кулаки. Подражая движениям косаря, поворачиваться направо и  налево, делая широкие, размашистые движения руками, и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х! Ж-у-х»». Выполнять в среднем темпе (пять-восемь раз).
  3. «Дровосек». И.п. - стоя прямо, широко расставить ноги, руки поднять, пальцы сцепить над головой. Быстро наклониться вперед, опуская руки между ногами (пять-восемь раз).
  4. «Лови комара». И.п. - стоя прямо, ноги врозь, руки опушены. Хлопать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, нал головой, произнося: «З-з-з-з! З-з-з-з!» (четыре-пять раз).
  5. «Помаши крыльями, как петух». И.п. - то же. На вдох поднять руки в стороны, на выдох хлопать руками по бедрам, произнося: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» (пять-шесть раз).
  6. «Паровая». Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками, приговаривая: «Чух-чух!» (20-30 секунд).
  7. «Погреемся». И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой правое плечо, развести руки в стороны, обхватить плечи руками, произнося: «Б-р! Б-р! Б-р!», опустить руки. Выполнять в среднем темпе (четыре – шесть раз).
  8. «Вертушка». И.п. - стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками, приговаривая: «Х-р-р-р! Х-р-р-р!». Выполнять в среднем темпе (пять-семь раз)
  9. «Маятник». И.п. - сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо- влево, приговаривая: «Т-а-к! Т-а-к!». Выполнять в среднем темпе восемь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастов.

Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков....

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИДЛЯСТАРШЕЙ ГРУППЫ      «Дровосек» Цель: развитие плавного, длительного выдоха.Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. Н...

Картотека дыхательных гимнастик для старшей компенсирующей группы

Картотека дыхательных гимнастик старшей компенсирующей группы «Качели»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в об...

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯСТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе детского сада

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе детского сада...

Картотека Дыхательной гимнастики в старшей группе.

Картотека Дыхательной гимнастики в старшей группе....