Проект на тему "Дыхательные упражнения как одно из средств укрепления здоровья".
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_proekt.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык»

городского округа город октябрьский Республики Башкортостан

Проект на тему:

«Дыхательные упражнения как одно

из средств укрепления здоровья»

                                                                                       

                                                                  Выполнила: учитель-логопед

                                                                        Рахимова Анастасия Алексеевна

г.Октябрьский, 2016 г.

   

Содержание проекта:

Паспорт проекта

         1. Введение

         1.1.Актуальность проекта

         1.2.Краткая характеристика проекта

         1.4. План мероприятий по реализации проекта

         2. Итоги реализации проекта

         3. Список литературы

         4. Выводы

         Приложение

         

 

   

Введение

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Речью называют правильное  использование лексики и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегуляции. Речь выполняет основную функцию  – коммуникативную, благодаря которой речь является средством общения и формой  существования мысли, сознания.

 Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Для коррекции нарушений речи созданы специальные коррекционные учреждения.

В нашем дошкольном образовательном учреждении создан логопедический пункт. Его основными задачами  являются:

  • своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста (воспитанников образовательного учреждения);
  • осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у воспитанников образовательного учреждения;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений.

 Паспорт проекта  

Наименование проекта

Дыхательная гимнастика как одно из средств укрепления здоровья

Тип проекта

Творческо-информационный

Состав участников проекта

Обучающиеся подготовительной группы № 7, № 12, учитель-логопед

Количество

Обучающиеся подготовительной группы № 7, № 12, зачисленные в логопедический пункт

Продолжительность

Краткосрочный, 01.11.16 – 30.11.16

Заведующий

Антонова Светлана Анатольевна

Разработчики проекта

Учитель-логопед Рахимова А.А.

Участники проекта

Обучающиеся подготовительной группы № 7, № 12, учитель-логопед

Степень распространенности проекта

МАДОУ ЦРР – детский сад № 14

Цель проекта

Создать условия для работы по совершенствованию физиологического и речевого дыхания дошкольников с ОНР с использованием игр и новых технологий

Задачи проекта

создать доверительные отношения в процессе совместной деятельности: логопед - воспитанник; обучать доступным средствам, развивающим речевое дыхание через игру; научить детей бережному отношению к себе и своему здоровью

Ожидаемые результаты проекта

Умение воспитанниками самостоятельно выполнять дыхательные упражнения через игру. Создание картотеки игр по развитию дыхания. Снижение уровня простудных заболеваний.

           

     

                  

Актуальность

Анализ реальной ситуации сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.  Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте.

Своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить цель исследования – разработать  комплекс работы по совершенствованию физиологического и речевого дыхания дошкольников с ОНР с использованием игр и новых технологий.

Объект исследования  – особенности речевого развития у детей дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования  – условия использования дыхательных упражнений в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаимодействия всех участников  педагогического процесса.

Мной разработан комплекс мероприятий по формированию у детей правильного дыхания, нацеленный не только на речевое развитие детей, но и на профилактику простудных заболеваний.

 

Цель проекта:

 - создание условий для работы по совершенствованию физиологического и речевого дыхания дошкольников с ОНР с использованием игр и новых технологий.

 

Задачи:

  • создать доверительные отношения в процессе совместной деятельности: логопед - воспитанник;
  • обучать доступным средствам, развивающим речевое дыхание через игру;
  • научить детей бережному отношению к себе и своему здоровью.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Умение воспитанниками самостоятельно выполнять дыхательные упражнения через игру.
  • Создание картотеки игр по развитию дыхания.
  • Снижение уровня простудных заболеваний.

Описание проекта

  Участники проекта: 

                  - воспитанники подготовительной группы № 7 с нарушениями речи,

                  - учитель-логопед.

  Тип проекта: краткосрочный.

  Вид проекта: творческо-информационный.

  Срок реализации: 01.11.2016 – 30.11.2016 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный: 

 - подбор и изучение литературы;

- разработка тематического плана реализации проекта.

2 этап основной: 

- разучивание точечного массажа,

- самомассажа,

- пальчиковой гимнастики,

- подготовка картотек «Дыхательная гимнастика», «Оздоровительные    

  упражнения для горла»,

- проведение занятий,

- использование различных дидактических игр на тему здоровье.

3 этап заключительный:

- оформление презентации проекта,

- оформление  картотек игр по формированию здорового образа жизни.

План мероприятий по реализации проекта

Согласно цели и задачам проекта разработан тематический план                          мероприятий по реализации проекта.

Проект реализуется по двум направлениям:

  • работа с детьми;
  • работа с педагогами детского сада.

1.Работа с детьми

Цель: 

  •   содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
  •   сформировать у детей элементарные представления о правильном дыхании;
  •   обучить выполнению дыхательных упражнений.

         2.  Работа с педагогами

Цель: 

  • познакомить с картотекой игр по развитию правильного дыхания;
  • реализовать знания и навыки, полученные в рамках проекта в работе с детьми.

        

Средства реализаций:

Консультации:

  •  «Дышим правильно»
  • «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей с ОНР».
  • «Условия для занятий дыхательной гимнастикой»
  • «Создание эмоционально благоприятной атмосферы  в группе для выполнения дыхательных упражнений»
  •  «Формирование речевого дыхания у дошкольников в процессе игровой деятельности»

Творческая мастерская:

  • Создание картотеки игр по развитию правильного дыхания.
  • Изготовление дидактических пособий по формированию речевого дыхания у детей.

Дыхательные упражнения

перед началом занятия:

  • Дыхательные и звукодыхательные игры, как фрагмент образовательной деятельности.
  • Звукоречевые игры как фрагмент образовательной деятельности.
  • Дыхательные игры в процессе самостоятельной деятельности детей.

       

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Результаты проекта

  • Привлечение внимания к проблеме
  • Создание картотеки игр по развитию дыхания
  • Снижение уровня простудных заболеваний

                                           Выводы

Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а  так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает  общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

 Закономерным результатом работы над правильным  дыханием является исправление недостатков звукопроизношения. Наряду с этим мы обратили внимание на то, что по мере адаптации детей в речевой группе наблюдается существенное снижение у них заболеваний верхних дыхательных путей. В основе этого явления лежит принцип вентиляции легких и воздухоносных путей, то есть происходит своего рода проветривание, что не позволяет мокроте скапливаться и задерживаться в полости рта.

  По результатам исследования,  анализ заболеваний детей ОРВИ показал, что наблюдается снижение количества пропущенных дней каждым ребенком.            

Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией, дошкольного образовательного учреждения решала следующие задачи:

 Улучшила функцию внешнего (носового) дыхания.

 Выработала более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Развила фонационный (озвученный) выдох.

 Развила речевое дыхание.

 Тренировала речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Целенаправленное формирование правильного физиологического и речевого дыхания включало  различные виды деятельности: звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия, звукодвигательные игры, звукоречевые игры, как фрагмент логопедического занятия.

Интерес детей поддерживался игровой формой их проведения, а так же использованием наглядного материала.

При систематических занятиях у детей сформировалось кинестетическое представление о правильном направлении дыхательной струи. Правильное дыхание способствовало тренировке мягкого неба, образованию звучной плавной речи.  В процессе выполнения дыхательных упражнений происходила оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышался общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказалось и на речевом дыхании. Используя        данные  методические    рекомендации,    можно        проводить    работу       над    формированием  правильного дыхания в виде дыхательных игр  

и упражнений, используя компьютерные технологии, с целью коррекции речи у детей с речевой патологией.

Таким образом, вышеописанная система в работе с родителями позволяет не только успешно заниматься коррекцией речи, но и эффективно проводить оздоровительную работу по снижению заболеваемости детей. В дальнейшем мной планируется осуществлять поиск новых методов, приёмов и средств оптимизации коррекционного процесса в работе с детьми с ОНР.

Литература

  1. Афонькина С.Ю. Анатомия человека (Текст)/С.Ю.Афонькина.- СП.Б., 2005.-(Серия «Узнай мир»)
  2. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет.[Текст] / - М.: «Карапуз», 2003
  3. Банникова, Л.П. Программа оздоровления детей в ДОУ. Методическое пособие/ Л. П. Банникова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-48с.
  4. Богина, Т. Дыхательная гимнастика/ Т. Богина // Дошкольное воспитание.- 1994.-№6.-С.10.
  5. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ: Программно-методическое пособие. [Текст] / - М.: «Центр педагогического образования», 2007.
  6. Воротилкина И.М Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. [Текст] / - М.: «Энас», 2006.
  7. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. [Текст] / - СПб.:  «Корона принт», 2003.
  8. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/ Т.Г. Карепова.-Волгоград: Учитель, 2010.-170с.
  9. Казина, О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей (Текст)/ О.Б.Казина.- Ярославль, 2005
  10. Подольская Е.И. дыхательная гимнастика и точечный массаж/ Е.И. Подольская// Дошкольное воспитание.-№ 8.-С.64
  11. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В . [Текст] / - М.:  «Мозаика-Синтез», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Закаливание организма-одно из лучших средств укрепления здоровья"

Папка- раскладушка для родителей. Вней родители смогут познакомитьсяс температурным режимом помещенния, с прогулками на воздухе и с роциональной одеждой при закаливании детей....

"Фитбол - гимнастика, как одно из средств укрепления и сохранения здоровья ребенка"

Описание опыта работы по теме "Фитбол - гимнастика, как одно из средств укрепления и сохранения здоровья ребенка"...

Консультация " Физические упражнения, подвижные игры – как средств укрепления здоровья ребенка"

Физическое воспитание в ДОУ использует весь арсенал возможных средств для укрепления здоровья ребенка: правильное питание, прогулки на свежем воздухе, гигиена и, конечно же, упражнения....

«Использование спортивных игр и упражнений на занятиях по плаванию как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Плавание - одно из эффективных средств закаливания ребёнка, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебан...

Сообщение «Спортивные игры и упражнения, как средство укрепления здоровья детей. Подвижные игры: прошлое, настоящее и будущее»

    В возрасте 3-7 лет дети, как правило, обладают неуёмной энергией и буквально неистовым желанием постоянно двигаться.      Спортивные, подвижные игры - отл...

Опыт работы "Кинезиологические упражнения, как средство укрепления здоровья дошкольников"

В данном докладе представлены комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения дл...

Выступление на РМО «Фитбол-гимнастика в детском саду, как одно из средств укрепления и сохранения здоровья дошкольников»

         Основной целью моей работы стало внедрение в практику фитбол-гимнастику, как эффективное средство повышения двигательной активности детей и их физического разв...