"Фитбол - гимнастика, как одно из средств укрепления и сохранения здоровья ребенка"
материал по физкультуре на тему

Меньшикова Маргарита Владимировна

Описание опыта работы по теме "Фитбол - гимнастика, как одно из средств укрепления и сохранения здоровья ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_moego_opyta.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГЛЯДЯНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК»

ПРИТОБОЛЬНОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Фитбол-гимнастика, как одно из средств

укрепления и сохранения здоровья ребенка

Опыт работы

                                                           2018 г.

Описание опыта работы по теме:

«Фитбол-гимнастика, как одно из средств укрепления и сохранения здоровья ребенка»

За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья        детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. В настоящее время практически здоровые дети составляют 3-4 процента, 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы. Причин данной проблемы множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы дошкольного учреждения. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования,  задачи образовательной области «Физическое развитие» включают в себя:

-приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений;

-овладение подвижными играми с правилами;

-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами;

-формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Чтобы выполнить все эти требования, передо мной стала актуальная проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья и физического развития воспитанников через повышение двигательной активности. Именно этим критериям, по моему мнению, отвечает фитбол - гимнастика.  

Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что новое для дошкольного учреждения оборудование имеет ряд преимуществ, среди другого физкультурного инвентаря. Занятия с мячом-фитболом не просто укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, но и позволяют решать достаточно актуальную для современного дошкольника задачу - формируют правильную осанку.

 Фитбол - позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества. Он отличается особой уникальностью как тренажер, так как совмещает в себе компоненты, которые можно варьировать: упругость, цвет, вес и размер. Фитбол позволяет выполнять упражнения из разных исходных положений: сидя, лежа, лежа на спине или животе, упражнения в движении, различные виды бросков и т.д.

Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях [9]. Гимнастика на фитболе укрепит мышцы спины, сделает позвоночник здоровым, гибким и сильным. А здоровый позвоночник - залог свободного распределения нервных импульсов по организму и нормального функционирования нервной системы. Занятия на мяче укрепляют и развивают все группы мышц, улучшают общий тонус. Плотная и упругая и в то же время неустойчивая поверхность мяча стимулирует работу вестибулярного аппарата, развивает равновесие и учит соблюдать ритм движения. Оздоровительный эффект упражнений на мячах достаточно высок. В первую очередь следует отметить их тренирующее и активизирующее воздействие на моторные рефлексы.  В первую очередь следует отметить их тренирующее и активизирующее воздействие на моторные рефлексы ребенка. Осуществляемая ребенком в процессе упражнений на мяче механическая вибрация укрепляет позвоночник, оказывает положительное воздействие на межпозвонковые диски, повышает подвижность суставов и эластичность окружающих тканей.

В детской практике фитболы используются за рубежом уже около пятидесяти лет, в нашей стране немногим более восьми. Впервые методика фитбол-гимнастики была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т.С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников», которая была апробирована в течение пяти лет в детских садах города С.-Петербурга. В этой программе авторы описали физиологическое воздействие фитболов на организм ребенка и методику проведения занятий, высокая эффективность которых была продемонстрирована в работе с дошкольниками.

В своей работе я стремлюсь максимально помочь каждому ребенку, осуществляя комплексную работу по укреплению и сохранению здоровья детей. Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, сказкой, проговариванием стихов в фитбол-гимнастике развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Целью представленной мной работы является оздоровление детей  дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы использования фитбол-гимнастики в дошкольном возрасте.

2. Разработать схему взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса (детьми, родителями, воспитателями и специалистами).

3. Определить этапы освоения упражнений.

4. Провести диагностику двигательного развития детей старшего дошкольного возраста для определения эффективности фитбол-гимнастики.

    С древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечений.

В настоящее время накоплен значительный опыт по применению мячей. Мячи большого размера - фитболы, или гимнастические мячи, - появились сравнительно недавно.

Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач - физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.

Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес - гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике, медицине. Так и в дошкольной педагогике новой формой работы по физическому воспитанию является фитбол-гимнастика.

Фитбол-гимнастика проводится на больших мячах, выдерживающих вес до 300 кг. На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см, для детей от 5 до 6 лет— 50 см, от 6 до 7 лет— 55 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим [11].

Т.С. Овчинникова и А.А. Потапчук в своей программе «Двигательный игротренинг для дошкольников» описывают сенсорные особенности фитболов. Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по- разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.

Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Авторы практического пособия «Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова раскрывают вибрационный эффект фитбол- гимнастики. Механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека [9]. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается способность к самоконтролю и самоанализу. С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка) [7].

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки [12].

       КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ ФИТБОЛ - ГИМНАСТИКИ

                 ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора.

Фитбол - гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Оздоровительные задачи:

  • Адаптация организма к физической нагрузке.
  • Повышение уровня физической подготовленности детей.
  • Формирование у детей двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.
  • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов.
  • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки.

                                        Образовательные задачи:

  • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия.
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности путём использования фитбол - гимнастики и фитболов в подвижных играх.
  • Развитие представлений о физических свойствах фитбола, самоконтроле за своей осанкой.

                                         Воспитательные задачи:

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни; потребности в физических упражнениях и играх.
  • Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
  • Улучшение коммуникативной и эмоционально - волевой сферы.
  • Формирование здорового образа жизни в семье, новое отношение у родителей к воспитанию и образованию своего ребенка.

        Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • Словесные: объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен при выполнении движений).
  • Наглядные: показ, имитация, участие инструктора по физической культуре и воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.
  • Практические: упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь.
  • Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
  • Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
  • Смена способов выполнения упражнений.

            Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах.

Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на фортепиано или аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.

Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат».

В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия для уточнения построения в виде схемы или фотографии. Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений. С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе следует проводить в игровой и соревновательной формах. В результате возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.).

 

       В составлении своей программы «Оздоровление дошкольников посредством  фитбол – гимнастики» я опиралась на программу Е.Г.Сайкиной, С.В.Кузьминой - Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах», работу С.В.Кузьминой «Комплексное воздействие упражнений фитбол - аэробики на развитие физических способностей детей», пособие А.А.Потапчук, Т.С.Овчинниковой «Двигательный игротреннинг для дошкольников».

Для постепенного правильного освоения упражнений на фитболах мною организовано обучение детей дошкольного возраста по этапам, т.е. от облегченных исходных положений и простых упражнений на 1-м-2-м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-м этапе.

Этапы :

  • Этап начального обучения упражнения;
  • Этап углубленного разучивания упражнения:
  • Этап закрепления и совершенствования упражнения.

На начальном этапе (сентябрь - ноябрь) создаю предварительное представление об упражнении. На этом этапе рассказываю, объясняю и показываю упражнение, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение.

Название упражнения создает его образ, поэтому стараюсь под ритм выполнения упражнения разучивать четверостишья, потешки. Показ должен быть ярким, выразительным и понятным, в зеркальном изображении. Правильный показ создает образ - модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, что ребенок получил при просмотре, в дальнейшем, при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка термина сразу же воссоздает образ движения. Положительные эмоции при игровом методе обучения, похвала активизируют работу сердца и нервную систему ребенка. Нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций.

На данном этапе даю детям представления о форме и физических свойствах фитбола, обучаю правильной посадке на мяче, знакомлю с правилами работы с большим мячом. Учу основным исходным положениям фитбол-гимнастики. Для решения этих задач применяю упражнения: поглаживание, похлопывание, отбивание мяча на месте и с различными видами ходьбы и бега, с прокатыванием мяча по полу. С подбрасыванием и ловлей мяча. В работе использую стихи, потешки, простейшие музыкальные композиции «Облака», «Буратино», «Кошки-мышки».

Этап углубленного разучивания упражнения (декабрь - февраль) характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, совершенствованию ритма, свободного и слитного исполнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения.

На данном этапе обучаю детей сидя на мяче самостоятельно проверять правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу). Упражняю в прыжках на месте с мячом в руках на одной и двух ногах, сидя на мяче. Обучаю свободному выполнению ритмичных упражнений на фитболах с ритмичным подпрыгиванием, не отрывая стоп от пола, более сложным упражнениям с исходными положениями: руки в упоре сзади, мяч между ног; руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче; сидя на полу, руки крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу. Дети выполняют общеразвивающие упражнения в едином для всей группе темпе.

Этап закрепления и совершенствования (март -май) характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка.

Здесь применяются все предыдущие методы, однако ведущую роль приобретают методы повторного и вариативного выполнения упражнений, а также соревновательный и игровой.

Совершенствуется качество, техника выполнения упражнений из различных исходных положений Этап совершенствования упражнения или композиции можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение или композицию, можно применить в сочетании с другими, разученными ранее.

У детей, занимающихся с фитболами, отмечается снижение заболеваемости (Диаграмма 1), улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.

Диаграмма 1

Уровень заболеваемости (на одного ребенка)

В 2017-2018 учебном году я продолжаю работу по своей теме.

Фитбол-гимнастика является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

Результаты показали, что целенаправленное использование фитболов на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста обеспечивает положительные результаты, отраженные в мониторинге физического развития детей (Диаграмма 2).

Диаграмма 2

Уровень физического развития детей

Безусловно, фитбол-гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, способствует развитию творчества, детской фантазии и эмоционально раскрепощает детей.

К недостаткам использования фитболов на занятиях можно отнести следующее: проблемы с подбором мяча в соответствии с ростом детей; ограничения при фронтальной организации занятий с фитболом (проведение занятий по подгруппам, либо подбор упражнений, выполняемые из наименее травмоопасных исходных положений); трудности в регламентировании нагрузки при выполнении упражнений, связанных с удержанием равновесия.

С учетом вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  • проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в частности использование фитбол - гимнастики на занятиях по физической культуре для общего укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста и повышения у них интереса к занятиям физической культурой.
  • фитбол-гимнастика         позволяет решать самые разные оздоровительные,

воспитательные и образовательные задачи. Поэтому фитбол-гимнастика, как современная форма занятий, безусловно, имеет преимущество перед традиционными подходами.

Использование фитболов поможет мне эффективно осуществлять оздоровление и физическое развитие детей  дошкольного возраста.

Литература

  1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 176 с
  2. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. -М.: Школьная пресса,2005.-64 с
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с
  4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ. - М.: 5 за знания, 2005. - 112 с
  5. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 232 с
  6. Белкина В.Н., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль: Академия развития; Академия и Ко, 1998. - 256 с
  7. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. - СПб.: «ДИЛЯ», 2007. - 144 с
  8. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 105 с
  9. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: АРКТИ, 2006. - 104 с
  10. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. - М.: АРКТИ, 2004. - 261 с
  11. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. - Воронеж, 2007. - 85 с
  12. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. - СПб.: КАРО, 2006. - 136 с
  13. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: РЕЧЬ, 2002. - 176 с
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1988. - 747 с
  15. Петрова Н. Если ребенок плохо говорит. - СПб.: ДИЛЯ, 2005. - 128 с
  16. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. - СПб.: Речь, 2007. - 99 с
  17. Рунова М.А. Движение день за днем. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 96 с
  18. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах» учеб. -метод, пособ. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.209 с.
  19. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.- М.:ВЛАДОС, 2003.-320 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитбол - гимнастика, как одно из средств профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: «Как вырастить здорового красиво сложенного ребенка? Как можно и с помощью чего предупредить нарушение осанки?      Зд...

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства укрепления и сохранения здоровья детей.

В статье дано описание здоровьесберегающих технологий, которые успешно используют педагоги нашего детского сада в своей работе.Кроме этого дано краткое описание методики применения этих технологий....

Тема: «Формирование потребности семьи ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья»

Формирование потребности семьи  ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья....

Выступление на РМО «Фитбол-гимнастика в детском саду, как одно из средств укрепления и сохранения здоровья дошкольников»

         Основной целью моей работы стало внедрение в практику фитбол-гимнастику, как эффективное средство повышения двигательной активности детей и их физического разв...

Консультация для родителей Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Консультация для родителей  Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья....

Презентация Фитбол-гимнастика, как одна из здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ

Краткое представление фитбол-гимнастики в укреплении здоровья дошколят...