Модель организации взаимодействия детского сада и семьи в области укрепления и сохранения здоровья ребенка.
статья (подготовительная группа)

выступление на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.

                                                Павловская  Г.И воспитатель

                                                Котова Я. В         воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 33 Красносельского района г. Санкт – Петербурга.

Здоровый ребенок  это счастье родителей. Нет задачи сложнее, важнее, как вырастить здорового ребенка. Состояние здоровья дошкольников в последние годы стремительно ухудшается. Это подтверждается и данными официальной статистики. Уменьшается численность дошкольников, чье физическое развитие соответствует возрасту. Почти каждый ребенок, посещающий  ДОУ, имеет те или иные проблемы со здоровьем.

 Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к своему здоровью и поэтому повышается актуальность взаимодействия семьи и детского сада по укреплению и развитию здоровья ребенка. Известно, что главным образцом для ребенка являются его родители. Все они мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, но не всегда прилагают для этого соответствующие усилия.  Снижение показателей здоровья детей, на наш взгляд, можно объяснить недостаточным уровнем культуры здоровья в самой семье.

Во ФГОС ДО определен  принцип партнерского взаимодействия с родителями. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Укрепление здоровья ребенка, его психологическое, эмоциональное состояние,   остается на всю жизнь. Поэтому так важно, чтобы это были не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база. Если с раннего детства приучать ребенка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, прививать полезные привычки, можно быть уверенным, что ребенок вырастет здоровым, что, несомненно поможет ему добиться больших успехов в любой сфере жизни.

Вся наша  работа по сохранению и укреплению здоровья детей включает в себя несколько направлений:

- Соблюдение режима дня: правильный,  соответствующий возрастным возможностям ребенка  режим укрепляет здоровье, предохраняет от переутомления.

- Воспитание культурно – гигиенических навыков: формируем умение одеваться, правильно пользоваться ложкой, навыкам здорового питания, используем  для этого разные формы : дидактические игры, чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, игры – инсценировки.

- Питание: организация рационального питания.

-Закаливание: прием детей на улице в теплое время года,

утренняя гимнастика на улице в теплое время года, двигательная активность на прогулке, подвижные игры, спортивные  игры,  физкультминутки, гимнастика пробуждения, пальчиковая, дыхательная, корригирующая гимнастика, точечный массаж, релаксация, логоритмика, облегченная  форма одежды, босохождение,  обширное умывание, полоскание горла.

- Организация двигательного режима, проведение физкультурно – оздоровительных мероприятий: физкультурные занятия, подвижные игры на прогулке, малоподвижные игры в группе,

самостоятельная двигательная активность в физкультурном уголке группы.

В своей работе, организуя сотрудничество с семьей, особое внимание уделяли следующим положениям:

- единство детского сада и семьи в вопросах сохранения здоровья достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы  в ДОУ, направленное на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

- систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

- индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей, распространение лучшего опыта семейного воспитания.

- Заинтересовать и побудить родителей включиться в процесс по формированию здорового образа жизни.

- взаимное доверие.

В своей работе применяем  разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

- индивидуальный подход: анкетирование – как форма взаимодействия с родителями используется 2 раза в год. Консультации родителей « Спортивный уголок дома», « Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка», « Питание ребенка – дошкольника», « Соблюдение режима в выходные дни», рекомендации, беседы ( индивидуальные и групповые). Оценивая полученные результаты по анкетированию в начале года, можно сделать вывод: подавляющее большинство родителей считают важным для своих детей занятия физической культурой  и готовы время от времени включаться в работу.

Вопросы  для анкет могут быть следующего содержания:

Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи? Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье? Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками? Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребенка? Какие виды закаливания вы проводите с ребенком в семье  и считаете наиболее важным? Сколько времени проводит ребенок на свежем воздухе в будни, в выходные дни?

- наглядно – информационные: педагогическая копилка, использование  видеозаписей  занятий на темы воспитания ЗОЖ, режимных моментов, оформление совместных альбомов, стенгазет, памяток, папок – передвижек, мини – книжек изготовленные родителями с детьми « Как я провел выходной день». Выставки детских работ « Наша прогулка в зимний лес» с родителями, родительские собрания « Забота о здоровье ребенка», выставка литературы для родителей « Рождаюсь, расту, развиваюсь».

- практические : совместное проведение спортивных досугов: « Папа, мама, я спортивная семья», праздников, экскурсий, вечеров « Играем вместе», театрализация сказок на тему здорового образа жизни, дня открытых дверей « Мы вместе», развлечений на воздухе совместно с родителями « Хоровод подвижных игр на воздухе», проведение игр которые лечат ,

педагогическая гостиная « Дыхание – основа здоровья»,  « Релаксационная гимнастика после сна», « Больше внимания осанке», « Что делать до прихода врача, или первая помощь ребенку», советы Айболита « профилактика плоскостопия».

- коллективные:  семейный клуб, конференции, мастер – классы, совместные занятия НОД, круглый стол « Режим дня в жизни ребенка», пополнение инвентарем спортивного уголка с помощью родителей. Для обратной связи мы организовали работу почтового ящика, где родители могут задать интересующие их вопросы. Это нам помогает откорректировать работу по физическому воспитанию в соответствии с запросами родителей. Мы убеждены, что наше взаимодействие с родителями в физкультурно – оздоровительной деятельности будет способствовать правильному физическому развитию детей , укреплению их физического и психического здоровья , снижению заболеваемости , улучшению качества детско – родительских отношений.

Литература:

1.Голицина Н.С, Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у детей. Москва 2010.

2.Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью.Москва2006.

3.Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни.Москва2013.