Агресивный ребенок
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Агрессивный ребёнок
Консультация для родителей и педагогов
Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие.
Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пелёнки сухие - тогда он испытывает положительные эмоции.
Если же ребёнок испытывает по какой - либо причине дискомфорт, то он своё недовольство проявляет криком, плачем.
С возрастом ребёнок начинает проявлять свои протестные реакции в виде действий направленных на других людей.
Что же такое агрессия?
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.
Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного возраста?
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:
1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т. е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.
2. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.
И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.
Что означает такое поведение ребёнка и откуда оно берётся?
Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?
Причины агрессивного поведения:
Заболевание центральной нервной системы
Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.
Рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением:
Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.
Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
Направьте его энергию в положительное русло: в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег).
Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.
На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.
Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»).
Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.
Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребёнка может и не коснуться.
Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ваш ребёнок.
Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые играют дети.
Разговаривайте с ребенком. Ведите себя корректно. Ведь ребенок берет с вас пример и проецирует ваше поведение в детском саду. Старайтесь распознавать свои эмоции и их причины, чтобы ваш ребенок учился этому, глядя на вас. В будущем этот навык ему очень пригодится. Разговаривайте друг с другом, объясняйте, что и почему вывело вас из себя: «Я сегодня очень разозлилась…», «Я вижу, что ты сильно разозлился, потому что…». Так дети сами начнут пояснять свои эмоции, вместо того, чтобы просто кричать и плакать: «Я злюсь, когда у меня отнимают игрушки», «Я разозлился, потому что у меня не получилось…».
Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками. И главное любить и понимать своего ребенка.
Игры для снижения агрессивности ребенка
1. «Игрушка в кулаке».
(Игра способствует снятию напряжения и переключает на положительные эмоции).
Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.
2. «Тух-тиби-дох»
(Когда ребенок напряжен и зол на кого-то).
Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу: «Тух-тиби-дох».
Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.
3. «Час «можно», «Час тишины»
(Эта игра дает возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины»).
Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины». В это время ребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих. Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно», лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.
4. «Коробка злости» или «мешок злости». Покричать в «коробку злости». Что это такое? Берем коробку, вместе с ребенком даем ей название (например «коробка злости»). Украшаем ее так, как хочет малыш. Затем объясняем, что когда ребенок будет злиться, то ему можно в эту коробку кричать все, что он захочет, чтобы злость осталась в ней, а потом вместе выпускаем весь негатив в окошко (например, открыв коробку около окна). Будет лучше, если вы продемонстрируете малышу как это сделать на собственном примере.
5. Нарисовать злость. Также полезно это делать всей семьей, поговорить во время рисования о форме, цвете, запахе этой злости, спросить у ребенка, что он хочет сделать с рисунком (порвать, выбросить, спрятать).
6. Побить «подушку-злюшку» или боксерскую грушу. Это помогает снять напряжение через тело.
7. Слепить злость и сломать ее (можно придумать ей название, проговорить, почему она появилась и прочее).
8. Игра «Рвака». Предложить ребенку стопку старых газет и журналов, разрешив рвать, мять и топтать их. Можно показать пример. Это упражнение помогает выплеснуть негатив.
Также важно научиться выражать злость словами, причем речь не только о детях, но и о родителях. Постарайтесь и научите ребенка не говорить «плохие» слова. Замените такие слова, например, словами – овощами или фруктами, или др. словами. Такая игра будет смешной и поможет разрядить обстановку. «Ты редиска», «ты груша», «ты морковка» и т. д.
Для борьбы с агрессией нужны:
• Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.
• Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.
• Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу.
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-своему.
Запомните «золотые» правила воспитания:
• Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
• Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
• Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
• Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агресивный ребенок
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хоч...
Агресивный ребенок.
Характеристика поведения агрессивного ребенка, особенности проявления агрессии, игры для преодоления агрессивности....
Агресивный ребенок
А-грессия-деструктивное, протеворечащее нормам и правилам существованием людей в обществе,приносящее физический и моральный ущерб людям....
Агресивный ребенок
Агресивный ребенок...
Буклет "Если ребенок агресивный"
Информация для родителей,как влиять на агресивного ребенка...
картотека игр с агресивнным ребенком
игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного ...
ВОСПИТАНИЕ МЕДЛИТЕЛЬНОГО РЕБЕНКА (ЛЕВШИ, АГРЕСИВНОГО РЕБЕНКА, РЕБЕНОК С «ХАРАКТЕРОМ») В ДОУ
Медленные дети такие разные : флегматики и меланхолики, беспокойные и спокойные. Все они требуют большого терпения, внимания, тактичности и помощи взрослых. В первую очередь необходимо выделить,...