Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ивченко Наталья Николаевна

Программа предусмотренна для работы с детьми с высоким уровнем тревожности. неуверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx67.83 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю председатель ППк

МБДОУ ДС №41 «Цветик - семицветик»

_________________________

Ушакова О.А.

   

                                                                                       

Коррекционно-развивающая программа по снижению уровня тревожности  у детей 5-7 лет.

Данная программа составлена педагогом-психологом МБДОУ ДС № 41 «Цветик - семицветик» Ивченко Н.Н.

Белая Калитва

2020-2021 у. г.

Коллективная/индивидуальная форма работы с детьми (с ребёнком):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Дата рождения

Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

  Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется психическое и физическое здоровье, происходит становление личности.

Поэтому, очень важно уже в раннем возрасте обеспечивать полноценное личностное развитие ребёнка. В этом возрасте ребёнку, кроме нормального ухода и питания, необходима эмоционально благоприятная обстановка, которая формирует у него чувство защищённости, внутренней свободы, доверия к окружающему миру. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Всё чаще у детей наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства.

Причины нарушения психического здоровья:

- аномальное, травматичное течение родов, при которых повреждаются отделы ЦНС ребёнка;

- биологически и социально незрелые родители;

- низкий уровень психологической и педагогической грамотности, явная невротизация и психопатизация определённого числа взрослых: родителей и педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением;

- кризисное переходное состояние нашего общества, ощущение неопределённости и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки;

- просмотры фильмов и телепередач, не предназначенных для детей (мистика, ужасы, боевики, негативные мультфильмы, новости) отрицательно воздействующих на психику ребёнка;

- сложности межличностных отношений в детском коллективе.

Факторы социальной среды начинают играть главенствующую роль в физическом и психическом развитии на втором году жизни ребёнка. И именно семья становится основополагающим звеном в формировании личности ребёнка. Принято считать, что «Семья даёт крылья и корни». Увы, большинство семей даёт такие корни, которыми в то же время и душат (не то, что крылья растят). Родители предъявляют к ребёнку завышенные требования, не дают ему преодоления трудностей, веру в себя, а буквально заражают робостью, неуверенностью, тревожностью, страхами, безволием. Если взрослые члены семьи, особенно мать и отец, находятся в постоянном стрессе, микроклимат семьи нервозный, неспокойный – всё это отражается на эмоционально-личностном развитии ребёнка, на его заниженной самооценке (самовоспитании, самоощущении, «Я» концепции). А человек с низкой самооценкой, заранее «Прогнозирует» свое поражение и уступает во всём без борьбы. Он постоянно зависит от чужого мнения, приспосабливается, считает себя недостойным. Всё зависит от того,  кем себя воспринимает ребёнок  неумехой, растяпой, слабаком, помехой всем (заниженная самооценка), или наоборот, сильным, способным преодолевать многое, многому научиться, победить (адекватная самооценка).

Очень важным социальным чувством человека является самоуважение, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. Самоуважение и уверенность в себе влияют также на эмоциональный фон любой деятельности, давая ей позитивную или негативную окраску. Ребёнок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко контактирует с взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.

Робость, неуверенность в своих силах отрицательно влияют на развитие познавательной сферы и коммуникативных навыков. Неуверенность в себе, застенчивые, замкнутые дети боятся, что не смогут выполнить задание хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками, потому что робость и застенчивость являются наиболее распространёнными причинами, осложняющими общение. Они могут оказаться тяжёлым душевным недугом, мешающим человеку жить полноценной гармоничной жизнью.

Психологи считают, что застенчивость и замкнутость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникла в определённый момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепилась, и привела к формированию чувства робости, неуверенности в себе.

Ещё одним фактором, отрицательно влияющим на эмоционально-личностное развитие ребёнка, является повышенный уровень тревожности и большое количество страхов. Страх и тревожность – неприятные, мучительные чувства, вызываемые реальной или мнимой угрозой. Это наиболее опасные эмоции, длительное воздействие которых может привести к нервно-психическим расстройствам. Как показывает практика, формирование детской тревожности зачастую является следствием неправильного воспитания ребёнка. Завышенные требования родителей, которым ребёнок боится не соответствовать; высоко тревожные родители желающие оградить ребёнка от реальной жизни – формируют у детей ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира, порождают страхи и повышенную тревожность. Существуют и другие причины, способствующие возникновению страхов и высокого уровня тревожности.

Конечно, всё это отнюдь не способствует нормальному развитию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребёнка, реализации его творческих способностей и мешает взаимодействию с взрослыми и сверстниками. И, если вовремя не скорректировать эти проблемы, то они будут осложнять всю последующую жизнь ребёнка.

По данным психологических исследований, в возрасте одного-трёх лет, заметно, нервным является каждый четвёртый ребёнок без особых различий по полу. В дошкольном возрасте нервным определяется каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка (под понятием «нервность» понимается комплекс характеристик повышенной или пониженной внешней активности, неустойчивого настроения, замкнутости, робости, тревожности и т.д.). Реальной необходимостью, для таких детей, стала социально-психологическая адаптация и корректировка личностных проблем: повышение самооценки, снижение уровня тревожности, становление чувства уверенности в себе и своих силах, развитие коммуникативных навыков.

Актуальность проблемы и поиска путей оказания помощи детям привели к созданию системы работы «Коррекционно-развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста с эмоционально-личностными нарушениями: робостью, неуверенностью, замкнутостью, тревожностью, страхами».

Особенности программы: направленность на конкретные эмоциональные нарушения, поэтапное расположение коррекционного материала, дифференцированный подход к ребёнку с учётом его личностных нарушений в эмоциональной сфере: диагностика, изотерапия, индивидуальные беседы по содержанию работы, распределение ролей персонажей сказок и психологических этюдов, направленные тематические мини-дискуссии.

В структуре занятий наряду с традиционными методами и приёмами использовались инновационные: ритуалы начала и конца занятия, психокинетическая разминка и разгрузка, релаксация, психологические этюды и упражнения, элементы дискуссии, приёмы саморегуляции, рефлексия, сказкотерапия, цветотерапия..

На таких занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, лучше понимать чувства друг друга, выражать свои эмоции в речи, мимике, движении, рисунке. Эмоциональная разрядка, снижение «психического и физического напряжения, «обыгрывание» глубоко спрятанных в подсознании страхов, робости, неуверенности помогают детям осознать свою значимость и положительный образ своего «Я», стать увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, способствуют развитию коммуникативных навыков, снижению уровня тревожности.

Цель данной программы: коррекция личностных особенностей детей (замкнутость, робость, неуверенность); снижение уровня тревожности; снятие существующих страхов.

Данная программа полностью взята из книги Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2016. – 72 с. – (Растём здоровыми), поскольку разработана с учётом Базового компонента деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации и полностью соответствует  моему видению решения обозначенной проблемы.

Задачи программы:

  • Формирование позитивного отношения к своему «Я».
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Укрепление у ребёнка уверенности в себе и своих силах.
  • Снижение уровня тревожности.
  • Снятие существующих страхов.
  • Обучение произвольной саморегуляции.
  • Обыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.
  • Открытие у ребёнка собственных резервов для преодоления и устранения тревожности, замкнутости.
  • Снижение психологической напряжённости.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Необходимыми  условиями  коррекционного процесса являются:

  • Обеспечение родителями и педагогами эмоционально положительного фона  развития и обучения
  • Соблюдение режима, достаточное время для сна
  • Регулярное посещение дошкольного учреждения

Основные этапы работы:

  1. Этап сбора и анализа информации.
  2. Этап планирования
  3. Проведение коррекционно- развивающей работы.
  4. Диагностический.
  5. Оформление выводов.

  • Программа состоит из 28 занятий. При соблюдении режима проведения — 1 занятия в неделю, цикл рассчитан на учебный год.
  • Время проведения занятия — 25 - 30 минут.
  • Оптимальное число детей группы — 5-6 человек, возраст — 5 —7 лет. Занятия могут проходить и индивидуально. В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме.  

Структура занятий:

  • Ритуал начала занятия
  • Психокинетическая разминка.
  • Основная часть состоит из 3-4 этапов:

- упражнения

- этюды

- игры

- беседы

- театрализованная деятельность

- изотерапия

- работа с пластилином

- сказкотерапия

- музыка

- цветотерапия.

  • Релаксация или психокинетическая разгрузка.
  • Ритуал окончания занятия.

УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Количество часов

1

Тайна моего «Я»

1

2

Что тебе нравится в себе

1

3

Как мы боремся с трудностями

1

4

Тренинг «Я и мои друзья»

1

5

Настоящий верный друг

1

6

Моя семья

1

7

Беседа о настроении

1

8

Волшебные слова

1

9

Цвет моего настроения

1

10

Радуга и настроение

1

11

В сказочной стране Настроении

1

12

Хорошее настроение

1

13

Учимся общаться без слов

1

14

У нас в гостях Незнайка и Знайка

1

15

Беседа о страхах

1

16

Как я могу победить свой страх

1

17

Мы фантазёры

1

18

Волшебные рисунки

1

19

Мой страшный сон

1

20

Сон – это не страшно

1

21

Тренинг «Темнота»

1

22

У страха глаза велики

1

23

Мой смешной страх

1

24

Мой страх … становится смешным

1

25

Не боюсь я ничего

1

26

Скоро в школу

1

27

Тренинг «Школа»

1

28

Маски

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

№ занятия

Содержание занятия

Задачи

Материал

Стр. книги Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2016. – 72 с.

1

1. Игра «Улыбка»

  • Сплочение группы
  • Снятие эмоционального напряжения
  • Создание доброжелательной атмосферы на занятии.
  • Формирование позитивного отношения к своему «Я».
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Развитие интереса к себе.
  • Развитие словаря ребёнка, отражающего качества характера и внешности

Зеркала; фломастеры; ½ листа цветного картона (сложен пополам); разноцветные бумажные цветы; клей; кисти.

Стр. 13.

2. Упражнение «Знакомство»

3. Игра «Узнай себя»

4. Психокинетическая разминка «Волшебные цветы»

5. Упражнение «Паспорт эмоций»

  1. Изотерапия – рисование автопортрета.
  1. Рефлексия.
  2. Ритуал окончания занятия. (игра «Пожелания»).

2

  1. Игра «Улыбка»
  • Развитие интереса к себе.
  • Формирование позитивного отношения к своему «Я».
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности;
  • Снижение психологической напряженности.
  • Открытие собственных резервов для преодоления или устранения тревожности.
  • Обогащение словаря (черты характера и внешности)

Стр. 15.

  1. Разминка Игра «Круг друзей»
  1. Беседа «Что тебе нравится в себе?»
  1. Упражнение «Горячий стул»
  1. Игра «Подарок»
  1. Прогрессивная релаксация «Полёт»
  1. Рефлексия.

Ритуал окончания занятия

3.

1. Игра «Улыбка»

  • Продолжение формирования позитивного отношения к своему «Я».
  • Обучение произвольной саморегуляции.
  • Укрепление уверенности в себе и в своих силах.
  • Открытие собственных резервов для преодоления тревожности.
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Развитие словаря (черты характера и внешности).

Стр. 17

2. Беседа «Как надо бороться с трудностями»

3. Упражнение «Разыгрывание ситуаций»

4. Упражнение «Закончи предложение»

5. Упражнение «Самолёт»

6. Рефлексия.

  1. Ритуал окончания занятия.

4.

1. Игра «Улыбка»

  • Формирование позитивного отношения к своему «Я».
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Развитие понимания, как влияет собственное поведение на взаимодействие с окружающими.
  • Развитие интереса и дружелюбного отношения к сверстникам.
  • Продолжение формирования коммуникативных и социальных навыков.

Картинки с изображением птиц, рыб, зверей; зеркала по количеству детей.

Стр. 19.

2. Д.и. «Мы разные»

3. Беседа «Мы разные»

4. Упражнение «Назови то, что тебе нравится в себе»

5. Игра «Ласковое имя».

6. Игра «Подарок»

7. Упражнение «Солнышко»

8. Рефлексия.

   Ритуал окончания занятия.

5.

1. игра «Улыбка».

  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Развитие наблюдательности (как влияет собственное поведение на окружающих и на развитие взаимопонимания).
  • Формирование коммуникативных и социальных навыков.
  • Создание доброжелательной атмосферы на занятии.

Пять маленьких игрушек.

Стр. 21.

2. Беседа «О настоящих друзьях»

3. Игра «Будь щедрым»

4. Беседа о комплиментах.

5. Игра «Комплименты»

6. Рефлексия

7. Ритуал окончания занятия.

6.

1. игра «Улыбка»

  • Воспитание желания быть внимательным и заботливым к своим родным.
  • Формирование социальных навыков, развитие осознания влияния собственного поведения на окружающих.
  • Активизация процесса самопознания.
  • Укрепление уверенности в себе и своих силах.
  • Развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.

Иллюстрации с изображением членов семьи; листы бумаги; цветные карандаши; картинки с изображением солнца.

Стр. 23.

2. Психокинетическая разминка «Солнечные лучики».

3. Изотерапия (Рисование «Моя семья»).

4. Беседа о семье.

5. Кинетическая разгрузка «Утреннее фото»

6. рефлексия.

7. Ритуал окончания занятия.

7.

1. Игра «Улыбка»

  • Формирование представления о внутреннем мире человека, его переживания, настроении, эмоциях.
  • Научение распознавать настроение по внешним признакам.
  • Подведение к пониманию связи переживаний человека с определёнными обстоятельствами.
  • Воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека.
  • Способствовать сплочению детского коллектива.
  • Развитие навыка передачи в речи впечатлений и отношений к настроением..

Картинки с пушистиками (гномики с разным настроением), фотографии людей с разным настроением.

Стр. 25.

2. Беседа о настроении.

3. Игра «Комплименты»

4. Игра «Подарки»

5. Рефлексия

6. Ритуал окончания занятия.

8.

1. Игра «Улыбка»

  • Формирование осознания важности вежливой речи для общения.
  • Побуждение к осмыслению нравственной стороны экспрессивно-речевого обращения к окружающим, к осознанию, что словом можно порадовать и обидеть человека.
  • Развитие умения и желания вежливо и приветливо общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Продолжать формировать у детей чувство эмпатии.

Предварительная подготовка: чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», стихов А.Кондратьева «Добрый день».

Стр. 27.

2. Разминка (игра «Ток»).

3. Тренинг по закреплению правил вежливого общения.

4. Игра «Комплименты»

5. Рефлексия.

6. Ритуал окончания занятия.

9.

1. Игра «Улыбка»

  • Научение восприятию эмоционального состояния человека и соотнесению его с природными явлениями и цветом.
  • Развитие умения чувствовать и понимать окружающих.
  • Способствование осознанию ценности личности человека, его эмоций и переживаний.
  • Воспитание чувств эмпатии.
  • Развитие творческих способностей и воображения.

Краски и кисти; картинки с пушистиками; круги из бумаги разного цвета  (красного, жёлтого, оранжевого, синего, зелёного, коричневого, чёрного); иллюстрации с изображением погоды (по одной на каждого ребёнка); картинки с грустным и весёлым клоуном.

Стр. 31.

2. Беседа «Настроение, цвет и погода»

3. Игра «На что похоже настроение?».

4. Чтение рассказа «Я хочу сказать слово» В.Сухомлинского.

5. Изотерапия «Цвета моего настроения»

6. Психокинетическая разминка «Клоуны»

7. Рефлексия.

Ритуал окончания занятия.

10.

1. Игра «Улыбка».

  • Расширение знаний о влиянии цвета на красоту окружающей природы.
  • Научение видеть прекрасное в природных явлениях.
  • Развитие понимания, как влияют собственные эмоции на настроение.
  • Укрепление уверенности в себе и своих силах.
  • Развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.
  • Обогащение словаря словами, отражающими красоту природных явлений.

Картинки с изображением радуги (дождя, молнии); лист ватмана, округлые полоски цветной бумаги (красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цвета); разноцветные бумажные цветы, бабочки, клей; кисти; мольберт.

Стр. 33.

2. Психологическое вхождение.

3. Беседа о временах года.

4. Чтение стихотворения А.Венгера «Цвета радуги».

5. Беседа «Цвет и настроение».

6. Рефлексия.

7. Ритуал окончания занятия.

11.

1. Ритуал вхождения.

  • Формирование представления о внутреннем мире человека.
  • Развитие умения чувствовать и понимать окружающих людей.
  • Формирование умения анализировать и оценивать поведение товарища с точки зрения эталонов и образцов поведения.
  • Повышение самооценки.
  • Воспитание чувства эмпатии.
  • Развитие творческих способностей и воображения.

Фея Грустинка – переодетый взрослый за ширмой (крепость); портреты Грустинки и Весёлки; карта страны веселья (оранжевого цвета); карта страны печали (чёрного цвета); иллюстрации с грустными и весёлыми лицами детей; центр малой тактильности; напольные дорожки; панель «Времена года»; ребристый мостик; клубок шерстяных ниток.

Стр. 36.

2. Игра «Ласковое имя»

3. Игра «Клубочек».

4. Упражнение «Превращение».

5. Игра «Иголка и нитка».

6. Упражнение «Ласковые лапки»

7. Упражнение «Солнечные лучики».

12.

1. Игра «Улыбка».

  • Развитие умения создавать хорошее настроение при помощи речи, средствами изотерапии и арттерапии.
  • Расширение знаний о способах улучшения настроения.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  • Закрепление позитивного отношения к своему «Я».
  • Развитие чувства эмпатии.
  • Развитие творческих способностей, воображения.

Гуашь разного цвета; ватман; нетрадиционные музыкальные инструменты (бусы, колокольчики, ключи, мячики, пуговки); аудиозапись песни Шаинского «Улыбка».

Стр.38.

2. Беседа о настроении.

3. Игра «Ласковое имя».

4. Игра «Обезьянки».

5. Слушание песни В.Шаинского «Улыбка».

6. Изотерапия «Моё настроение».

13.

1. Игра «Улыбка».

  • Формирование представлений об общении без слов.
  • Развитие умения осознавать свои эмоции и распознавать эмоциональные состояния других людей, передавать их через невербальные формы общения.
  • Создание возможностей для самовыражения без слов.
  • Развитие языка жестов, мимики, пантомимики.
  • Развитие навыков совместной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу, коммуникативных навыков.

Стр. 40.

2. Беседа «Учимся общаться без слов»

3. Этюд «Заколдованный ребёнок».

4. Игра «Иностранец».

5. Упражнение «Через стекло».

6. Этюд «Вот он какой».

7. этюд «НЕ знаю»

8. Психофизическая разгрузка «Расслабление»

9. Рефлексия.

Ритуал окончания занятия.

14.

1. Игра «Улыбка».

  • Снижение психологической напряжённости.
  • Повышение самооценки.
  • Снижение уровня робости, неуверенности у детей.
  • Укрепление у ребёнка уверенности в себе и своих силах.
  • Содействие двигательной раскрепощённости.

Кукла Незнайка;  шляпа для Незнайки; очки для Знайки; волшебная палочка.

Стр. 42.

2. Разминка «Связующая нить»

3. Игра «Незнайка»

4. Упражнение «Подумай и ответь».

5. Этюд «Гроза»

6. Псикоррекционная разрядка «Врасти в землю»

7. Релаксация «Отдых на поляне».

8. Рефлексия.

Ритуал окончания занятия.

15.

1. Игра «Улыбка».

  • Обыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.
  • Открытие собственных резервов для преодоления или устранения тревожности.
  • Снятие существующих страхов.
  • Укрепление уверенности в себе и своих силах.
  • Снижение эмоционального напряжения.

Фотографии лиц людей, выражающих разные эмоции; пиктограммы с разными эмоциями.

Стр. 45.

2. Разминка «Приветствуем по имени».

3. Беседа «Расскажи о своём страхе».

4. Игра «У страха глаза велики».

5. Этюд «Страшно».

6. Психологическое вхождение «Улыбка и страх».

7. Упражнение «Закончи предложение»

8. Психокинетическая разгрузка  «Воздушный шарик».

9. Рефлексия.

Ритуал окончания занятия.

16.

1. Игра «Улыбка».

  • Снижение психологической напряжённости.
  • Снятие существующих страхов.
  • Обучение произвольной саморегуляции.
  • Обыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.
  • Открытие собственных резервов для преодоления и устранения тревожности.

Краски; кисти; фломастеры; карандаши; бумага.

Стр. 47.

2. Упражнение «Сочиняем истории»

3. Изотерапия «Мой страх в клетке».

4. Упражнение «Ха».

5. Релаксация «Летняя ночь».

6. Рефлексия.

7. Ритуал окончания занятия.

17.

1. Игра «Улыбка».

  • Осознание положительных черт своего характера.
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Укрепление уверенности в себе и своих силах.
  • Развитие ассоциативного мышления, воображения, умения фантазировать.
  • Формирование умения передавать свои эмоции и чувства в речи.
  • Формирование умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.

Фломастеры; цветные и простые карандаши; листы бумаги.

Стр. 49.

2. Рисование «Каракули».

3. Упражнение «Составь загадку».

4. Игра «Фантазёры».

5. Рефлексия.

6. Ритуал окончания занятия.

18.

1. Игра «Улыбка».

  • Развитие ассоциативного мышления.
  • Развитие воображения, творческих способностей
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Укрепление у ребёнка уверенности в себе и своих силах.
  • Открытие у ребёнка собственных резервов для преодоления страхов и устранения тревожности.
  • Развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных и подручных средств.

Фломастеры; бумага; клубки ниток 3-х цветов.

Стр. 50.

2. Рисование с помощью клубка.

3. Упражнение «Цвет – чувство»

4. Рисование живых линий.

5. Рефлексия.

6. Ритуал окончания занятия.

19.

1. Игра «Улыбка».

  • Продолжение работы по снятию страхов.
  • Обыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.
  • Открытие собственных резервов для преодоления тревожности.
  • Укрепление уверенности в своих силах.

Карандаши, фломастеры, бумага.

Стр. 51.

2. Беседа «Мой страшный сон»

3. Изотерапия «Мой страшный сон».

4. Психокинетическая разгрузка.

5. Этюд «Гномики испугались».

6. Рефлексия.

7. Ритуал окончания занятия.

20.

1. Игра «Улыбка».

  • Обыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.
  • Открытие собственных резервов для устранения тревожности.
  • Укрепление уверенности в своих силах.
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.
  • Развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств.

Фломастеры, цветные карандаши, рисунки «Мой страшный сон».

Стр. 53.

2. Игра «Солнечные лучики».

3. Психологическое вхождение «Волшебная палочка».

4. Беседа по рисункам «Мой страшный сон».

5. Упражнение «Дыши и думай красиво».

6. Изотерапия «Я свой страшный сон изменю».

7. Релаксация «Волшебный сон».

8. Рефлексия.

Ритуал окончания занятия.

21.

1. Этюд «Темнота».

  • Снятие страха перед темнотой.
  • Обучение произвольной саморегуляции.
  • Обыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.
  • Открытие у ребёнка собственных резервов для преодоления или устранения тревожности.
  • Укрепление у ребёнка уверенности в себе и своих силах.
  • Освоение новых ролей.

Стр.55.

2. Этюд «Робкий цыплёнок»

3. Этюд «Смелый львёнок».

4. Этюд «Ночные звуки».

5. Этюд «Весёлые артисты»

6. Рефлексия.

7. Ритуал окончания занятия.

22.

1. Игра «Улыбка».

  • Продолжение работы по разрушению патологических стереотипов – повышенного уровня тревожности, страхов.
  • Развитие произвольной саморегуляции.
  • Укрепление чувства уверенности в себе, своих силах
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Закрепление позитивного отношения к своему «Я».
  • Развитие творческого воображения.

Картинки с изображением Бабы-Яги, собаки, волка, паука, змеи. Фломастеры, бумага, аудиозапись «Голоса природы».

Стр. 56.

2. Чтение рассказа С. Фонькина «Как побороть страх».

3. Этюд «У страха глаза велики»

4. Изотерапия «Мой страх».

5. рефлексия.

6. Ритуал окончания занятия.

23.

1. Игра «Улыбка»

  • Снятие существующих страхов.
  • Обыгрывание негативного опыта и освобождение от последствий травмирующих событий.
  • Открытие собственных резервов для преодоления или устранения тревожности.
  • Укрепление уверенности в себе и своих силах.

Цветные карандаши, бумага.

Стр. 60.

2. Этюд «Что в углу?»

3. Упражнение «Сочинение историй».

4. Изотерапия «Мой страх становится смешным».

5. Рефлексия.

6. Ритуал окончания занятия.

24.

1. Игра «Улыбка».

  • Снижение психологической напряжённости.
  • Обучение произвольной саморегуляции.
  • Открытие собственных резервов для преодоления и устранения тревожности.
  • Укрепление уверенности в себе и своих силах, повышение самооценки.

Пластилин.

Стр. 61.

2. Этюд «Страх».

3. Лепка «Мой страх … становится смешным».

4. Упражнение – тренинг «Я хочу».

5. Рефлексия.

6. Ритуал окончания занятия.

25.

1. Игра «Улыбка».

  • Преодоление страха перед ограничениями и самоограничениями.
  • Обучение самопроизвольной саморегуляции.
  • Укрепление чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Закрепление позитивного отношения к своему «Я».
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Выявление наличия остаточных страхов.

Карандаши, бумага, фломастеры.

Стр. 63.

2. Психологическое вхождение «возьми себя в руки».

3. Беседа «Ничего я не боюсь».

4. Рисование / лепка «Как я борюсь со страхами».

5. Чтение стихотворения Г. Семёнова «Счастливая ошибка».

6. Упражнение «ХА!»

7. Психофизическая разгрузка «Самолёт»

8. Рефлексия.

9. Ритуал окончания занятия.

26.

1. Игра «Улыбка».

  • Формирование позитивного отношения к школе.
  • Снятие робости неуверенности перед школой.
  • Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  • Снижение психологической напряжённости.
  • Развитие произвольной саморегуляции.

Карандаши, фломастеры, бумага.

Стр. 65.

2. Беседа о школе.

3. Изотерапия «Я иду в школу»

4. Игра «Волшебный клубочек».

5. Релаксация «Водопад».

6. Рефлексия.

7. Ритуал окончания занятия.

27.

1. Игра «Улыбка»

  • Снятие страхов перед школой.
  • Формирование позитивного отношения к школе.
  • Укрепление уверенности в себе и своих силах.
  • Обучение произвольной саморегуляции.
  • Снижение психологической напряжённости

Маски зайца, тигра, лисы, ёжика, волка, медведя.

Стр. 66.

2. Игра «Школа ля животных».

3. Рефлексия.

4. Ритуал окончания занятия.

28.

1. Игра «Улыбка».

  • Формирование позитивного отношения к своему «Я».
  • Снятие напряжения, мышечных и психологических зажимов.
  • Развитие активности, инициативы, снижение уровня тревожности.
  • Повышение самооценки.
  • Развитие коммуникативных и социальных навыков.
  • Закрепление умения передавать свои чувства с помощью изобразительных средств.

Белые бумажные маски, фломастеры, картинки-схемы с пантомимикой, настольные зеркала по количеству детей.

2. Упражнение «Выбери картинку и расскажи о его характере».

3. Изотерапия «твоя маска».

4. Упражнение «Ожившие маски».

5. Этюд «Мы герои мультфильмов».

6. Психофизическая разгрузка.

7. Рефлексия.

8. Ритуал окончания занятия.

Ожидаемый результат реализации программы.

Снижение индекса (уровня) тревожности (ИТ). Уменьшение количества существующих страхов. Повышение уровня самооценки, уверенности в себе и своих силах, овладение разнообразными средствами общения и способам конструктивного взаимодействия с взрослыми и детьми.

Методами и средствами оценки результативности программы являются следующие диагностические методики:

- «Анкета по выявлению уровня тревожности, робости, неуверенности у детей» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко);

- «Диагностика наличия страхов» (А.И.Захарова»);

- «Тест тревожности» (В. Амен, М. Дорки, Р.Тэммл);

- Тест «Лесница»

- Опросник для родителей и педагогов

- Наблюдение за ребёнком.

Динамика развития:

За прошедший период с ________________ по ________________ , произошли следующие изменения: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Рекомендовано: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Дата составления: ___________________________

Должность: _______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста "ЧУДО МЯЧ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность программы:«Чудо мяч» является авторизированной программой физкультурно–оздоровительной направленности, предполагает кружковой  уровень освоения знаний и практи...

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

программа работы с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна эмоций"

программа работы с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна эмоций"...

Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействиеформированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных      и семейных финансов....

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «АЗБУКА ФИНАНСОВ».

Формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....