Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ильиных Ирина Александровна

Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poznavatelnogo_razvitiya_detey_srednego_vozrasta.docx369.26 КБ

Предварительный просмотр:

   

Цель программы – создание условий и содействие развитию познавательной сферы дошкольников средствами комплексно разработанных психологических игр и упражнений.

Задачи программы:

  1. Развивать наглядно-образное и логическое мышление.
  2. Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия.
  3. Развивать воображение детей, произвольное внимание и память.
  4. Создать условия для положительной мотивации к дальнейшему процессу обучению детей.

Этапы осуществления программы:

  1. Проведение индивидуальной психологической диагностики дошкольников. На первом этапе работы диагностика необходима, как способ выявления особенностей психологического развития детей данной возрастной группы. Полученные результаты фиксируются в сводной таблице.
  2. Результаты психологической диагностики доводятся до сведения руководителей ДОУ и педагогов, работающих с этими детьми этого возраста, с целью разработки плана совместных действий по осуществлению развивающих занятий.
  3. Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики, рекомендации по выявленным проблемам развития и воспитания детей.
  4. Формирование группы для проведения занятий по программе.
  5. Проведение занятий.
  6. Повторная психологическая диагностика детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности занятий.
  7. Консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка, при реализации поставленных задач отдано предпочтение игровым методам, что очень привлекает и заинтересовывает дошкольников. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики и подготовки руки к письму.  Упражнения подобраны,  с учетом разнообразия и вариативности, сгруппированности по принципу «от простого к сложному», что позволяет постепенно подготовить ребенка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности.

Занятия проходят в кабинете педагога-психолога один раз  в неделю (12 занятий). Группа состоит из 6-8 человек, ее состав в течение всего цикла занятий не меняется.

Тематическое планирование

Познавательное развитие детей 4 – 5 лет

Основные задачи:

1 развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие и память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

2 учить работать по вербальному и зрительному образцам;

3 развивать кратковременную и долговременную память;

4 учить распределять внимание между несколькими объектами;

5 развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную  координацию, графические навыки;

6 учить находить фигуру по заданным признакам;

7 учить устанавливать простые логические связи, находить закономерности, классифицировать предметы, подбирать к ним родовые понятия;

8 развивать способность управлять движением рук по показу, представлению, словесной инструкции;

9 формировать произвольность действий, учить детей согласовывать свои действия и действиями взрослого и сверстников.

На этапе проведения психологической диагностики используются следующие методические материалы: «Почтовый ящик» (восприятие), «Запоминание картинок» (зрительная память), «Запоминание слов» (слуховая память ), «Доска Сегена» (наглядно-действенное мышление), «Разрезные картинки», « Недостающие предметы» (наглядно-образное мышление).

Продолжительность каждого занятия составляет 20 минут.

1. «В гости к Мишке»

Цель: 

1. Развитие  зрительного восприятия.

2. Совершенствование  навыков счета и сравнения.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

4. Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.

5. Закреплять умения находить заданные силуэты, используя способы наложения и приложения.

Упражнения:  «Парные картинки»,  «Выложи платочек», «Бусы», «Запоминай-ка»,  «Подбери тень».

2. «Лисичка-сестричка»

Цель:

1. Развитие  восприятия, внимания, памяти, и  мышления.

2. Развитие мимики и пантомимики.

3. Формировать умения работать по алгоритму.

4. Развитие умение согласовывать свои действия с действиями сверстника.

Упражнения:  «Отгадай загадку», «Повтори слова», «Что слышно?», «Выложи рисунок», «Скажи ласково», «Зевака».

3.  «Заюшкина избушка»

Цель:

1. Развитие  восприятия (цвет, форма, величина).

2. Развитие произвольного внимания, мышления.

3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4.  Воспитывать нравственно-волевые качества.

5. Совершенствовать навыки общения.

Упражнения: «Вспомни, что видел на картинке», «Дорисуй и раскрась», «Что сначала, что потом», «Большой-средний-маленький», «Наоборот».

4.  «Колобок»

Цель:

  1. Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма).
  2. Развитие целенаправленного внимания.
  3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
  4. Развитие общей и мелкой моторики.

5 . Совершенствование коммуникативных навыков.

Упражнения: «Колобки», «Сосчитай грибы», «Закончи сказку», «Похвали друга», «Зевака».

5.  «Высокий терем»

Цель:

1. Развитие  восприятия (цвет, форма, величина).

2. Развитие произвольного внимания, мышления.

3. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4.  Формировать умения работать по алгоритму.    

5.   Развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению.

Упражнения: «Низкий-высокий», «Дорисуй фигуры», «Разложи полоски», «Вспомни, кто где был», «Веселые клеточки».

                               

6. «Длинная и короткая дорожка к дому бабушке»

Цель:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Развитие речи, мышления и воображения.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Закреплять умения находить заданные силуэты, используя способы наложения и приложения.

 Упражнения: «В чем ошибся художник? », «Продолжи ряд», «Разложи полоски», «Вспомни, кто где был», «Найди тень».

7. «Пушистый котенок»

Цель:

  1. Развитие слухового, зрительного восприятия и памяти.
  2. Развитие внимания и наблюдательности.
  3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).
  4. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Упражнения:  «Разрезные картинки»,  «Нелепицы», «Платочки», составление рассказа по картинкам «Находчивый котенок».

8.  «В гости к бабушке»

Цель:

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие восприятия и мышления.

3. Развитие внимания и наблюдательности.

4. Развитие речи и мышления.

5.  Совершенствование коммуникативных навыков.

Упражнения:  «Кто,  где живет?», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Съедобное – несъедобное»,  «Парные картинки»,  «Запоминай-ка».

9.  «Садовые деревья»

Цель:

1.Развитие слухового и зрительного восприятия.

2. Развитие внимания и памяти.

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Деревья»; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие двигательных навыков.

Упражнения: «Найди времена года», «Найди отличия», «Весенние приметы», составление рассказа «Весна пришла», «Кто самый внимательный».

10. «Заборчик у зайки»

Цель:

1. Развивать зрительное восприятие, воображение, внимание, мышление.

2. Развивать речь, общую и мелкую моторику.

3. Совершенствовать навыки счета.

4. Формировать умения работать по алгоритму.

5. Совершенствовать навыки общения.

Упражнения: « Узкий-широкий», «Собери картинку», «Это правда или нет», «Веселый счет», «Детективы».

11. «Утята»

Цель:

1. Развитие  слухового восприятия, памяти  и мышления.

2. Развивать общую и мелкую моторику, мимику и пантомимику.

3. Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги, работать по образцу,  сравнивать группы предметов.

4.  Совершенствовать навыки общения.

Упражнения:  «Выбери уточку», «Кто, где живет?», «Слушай команду», «Найди отличия», «Срисовывание по клеточкам».

12.  «Мышкин дом»

Цель:

1. Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2. Развитие внимания,  памяти и мышления.

3. Развитие воображения и творческого потенциала.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

Упражнения: «Построй дом», составление рассказа «Кот и мышка»,  «Чего не хватает», «Дорисуй недостающие детали».

Обеспечение программы

  Список основной литературы
1. Говорова Р., Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. 1988. № 1. с. 23 – 31.
2. Говорова Р., Дьяченко О. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. 1988. № 4. с. 29 – 33.
3. Писаренко П. В. Скоро в школу. Внимание. – Донецк: ВЕКО, 2006.
4. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001.
5. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2008.


 2. Список дополнительной литературы
1. Башкирова Н. Тесты и упражнения для подготовки детей к школе. – СПб.: Питер, 2010.
2. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.
3. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Программа развития и обучения дошкольника: Тесты для детей 5 – 6 лет. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007.
5. Кряжева Н. Л. Готов ли ребёнок к школе? – Ярославль: Академия развития, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние экспериментально-поисковой деятельности на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста" (статья)

В статье раскрывается значение экспериментально-поисковой деятельности на  формирование познавательной сферы детей. Дети по своей природе являются  исследователями. Через исследования они по...

Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.

Доклад из опыта работыРазвитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении....

Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»

Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"

программа  развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Хочу все знать!"...

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"

программа развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста "Лаборатория профессора Ума"...

Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста. Ефремова Ю.Г., учитель-логопед МДОУ №20, г. Железногорск...