"Влияние экспериментально-поисковой деятельности на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста" (статья)
статья по окружающему миру по теме

Забияко Светлана Юрьевна

В статье раскрывается значение экспериментально-поисковой деятельности на  формирование познавательной сферы детей. Дети по своей природе являются  исследователями. Через исследования они получают представления о мире. Задача взрослых – помочь детям овладеть новыми способами экспериментально-поисковой деятельности, сделать открытия полезными для самих детей. Для этого педагог должен соблюдать следующие условия: учитывать возрастные особенности детей, интересы, давать возможность детям совершать самостоятельно открытия, Необходимо придерживаться определенных правил при выборе темы для экспериментальной деятельности: она должна быть интересна детям, увлекательна, неожиданная, недолговременна особенно для детей младшего дошкольного возраста. В ходе экспериментальной деятельности дети накапливают сенсорный и эмоционально-чувственный опыт, развивается их познавательный интерес.  Для этого необходимо наличие уголка экспериментирования со всеми присущими ему природными материалами, инструментами, атрибутами, описанными в статье. Перечислены формы работы по формированию поисковой деятельности, представлены задачи, решаемые в ходе экспериментально-поисковой деятельности и приведены способы их реализации во всех возрастных группах.  Дана структура детского экспериментирования. Для родителей и воспитателей сформулированы советы по развитию поисковой деятельности, от успеха которой зависит формирование познавательной сферы детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ВЛИЯНИЕ ПОИСКОВО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Статья

. Всем известно, что дети по своей природе – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; ломает игрушки, пытаясь узнать, что внутри; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это для него объекты исследования.

        Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения его представлений о мире.

        Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Важно, чтобы дети пытались сами устанавливать причинно-следственные связи и выражать  речи свои умозаключения. Следовательно, необходимо использовать практические методы.

        Многие из вас захотят познакомиться с конкретными соблюдаемыми правилами при выборе темы:

        Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки, получить удовольствие за собственные достижения). Вот почему педагог должен при разработке любого занятие точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно и самостоятельно.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не

способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

        Для реализации этой цели необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования).

        Основное оборудование уголка экспериментирования:

- объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

- разные виды бумаги;

- красители: гуашь, акварельные краски;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

- дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

- карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)

- индивидуальные дневники экспериментов.

Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

1. Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Фронтальные занятия.

4. КВН, развлечения.

5.Наблюдения в природе.

6. Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)

7. Беседы по теме «Путешествие капельки».

8. Целевая прогулка.

9. Экскурсия.

Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:

        1. Младший дошкольный возраст: необходимо начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).

        2. Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».

        3. Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях дети сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Образовательными задачами по возрастам, решаемые в ходе

поисково-экспериментальной деятельности являются:

        Младший дошкольный возраст:

- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать речь ребёнка, активизировать словарь;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Средства реализации: Игровые упражнения с элементами эксперименти-рования:  «Научи куклу Машу, как играть с водой», «Наливаем – выли-ваем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка», «Что спряталось в снегу?».

        Средний дошкольный возраст:

- способствовать углублению и расширению у детей конкретных пред-ставлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;

- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирова-ния с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окру жающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;

- развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;

- активизировать словарь ребёнка;

- развивать эмпатию, желание помочь другим;

- воспитывать аккуратность в работе.

Средства реализации: игровое упражнение с элементами эксперименти-рования «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.

Старший дошкольный возраст:

- систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;

- познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;

- способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);

- развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

- активизировать словарь ребёнка;

- воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

Средства реализации: игровые упражнения с элементами экспериментиро-вания «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, са-хар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.

Структура детского экспериментирования

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения

(отбор нужных средств, реализация в действии)

Подтвердилось                                        Не подтвердилось

Формулирование выводов                        Возникновение новой гипотезы,

(как получилось)                                предположений.

                                                                Реализация в действии.

                                                                Подтвердилось

                                                                Формулирование выводов

                                                                (как получилось)

Оформление этапов экспериментальной деятельности в дневниках экспериментирования.

Советы воспитателям и  родителям

по развитию поисково-экспериментальной    активности детей

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Не отказывайтесь от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка, способствуют потери интереса к экспериментальной деятельности.

Не указывайте на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. Помните, что в младшем дошкольном возрасте дается только положительная оценка деятельности.

Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Всегда помните, что поисковая деятельность ребёнка формируется до семи лет и от её положительных результатов, накопленного сенсорного опыта, полученных знаний и умений зависит не только успех дальнейшей учебной деятельности, но и дальнейшая жизнь ребёнка.

Любопытны наши дети!

Знать хотят про всё на свете:

Почему в реке вода?

Облака бегут куда?

Почему летают птицы

И не могут заблудиться.

Интерес чтоб не погас

Вся надежда лишь на нас

Тайн в природе очень много

Мы покажем к ним дорогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении.

Доклад из опыта работыРазвитие познавательной сферы детей дошкольного возраста путем дифференцированного подхода в обучении....

Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»

Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....

Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста.

Положительное и отрицательное влияние интернета на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста. Ефремова Ю.Г., учитель-логопед МДОУ №20, г. Железногорск...

Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)

Программа развития познавательной сферы детей дошкольного возраста "Развивайка" (средняя группа)...

Ибрагимова Г.Н., Воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Ибрагимова Г.Н.,ВоспитательМБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....