Поддержка и сопровождения детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Тушевская Ольга Валентиновна

Ресурсное обеспечение поддержки и сопровождения детей с ОВЗ, методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, физкультурно-оздоровительные и здоровьесберегающие условия, формы и методы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soprovozhdenie_detey_s_ovz.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка и сопровождения детей с ОВЗ

Учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Тушевская Ольга Валентиновна

"В каждом человеке солнце, только дай ему светить"

 Сократ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)».

Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, двигаться вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывать возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывать помощь и поддержку.

Сопровождение детей с ОВЗ, что для этого необходимо:

  • Со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое.
  • Со стороны родителей самого ребенка: как ребенок должен посещать школу, чему должны его там учить, как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др.
  • Со стороны родителей других детей: не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения, получат ли обычные дети необходимые знания и т.п. Со стороны ребенка с ОВЗ: найдет ли он друзей, не будут ли обижать, сможет ли хорошо учиться и т.д.

Чтобы попытаться решить хотя бы часть этих проблем, необходимо организовать систематическое, непрерывное, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. В Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 7 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

функционирует 11 групп, из них 4 группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития),  которые начали свою деятельность с сентября 2017 года.

Целью организации комбинированных групп было создание условий, способствующих эмоциональному благополучию ребенка с ОВЗ, и оказание социально-педагогической помощи его родителям.

Реализация системы комплексного психолого - социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ предусматривает создание специальных условий: организационных, кадровых, психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических, информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 42, 79).

В ДОУ разработана общая стратегия, которая соединяет, «состыковывает» основные блоки образовательной деятельности детей с ОВЗ.

Ресурсное обеспечение поддержки и сопровождения детей с ОВЗ:

Кадровое обеспечение: учителя-логопеды, педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

Методическое обеспечение:

  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей 5 -7 лет с тяжелыми нарушениями речи
  • Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей 5 -7 лет с задержкой психического развития
  • Рабочая программа педагога-психолога с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития
  • «Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для детей 5-7 лет с задержкой психического развития»
  • Диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях  инклюзивного образования (Е.А. Петрова, Г.Г. Козлова) (приложение 1)
  • Системно-векторный мониторинг

Материально-техническое обеспечение:

  • оснащенные кабинеты специалистов – учителей-логопедов, педагога-психолога, учителя-дефектолога;
  • интерактивные доски, экраны, ноутбуки, принтер черно-белый и цветной;
  • световой стол для рисования песком;
  • набор для познавательного развития «Интошка»;
  • игровые деревянные панели;
  • интерактивный пол;
  • спортивные тренажеры.
  • Игры на речевое дыхание
  • Кинезиологические упражнения (они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.
  • Развитие слухового внимания (барабанные палочки)

Физкультурно-оздоровительные и здоровьесберегающие условия:

Развитие координации, правильное движение рук и ног

  • Лестница координации
  • Коврик «Ладошки-стопы»
  • Балансеры

Оздоровительные и познавательные задания

  • Тематическая дорожка здоровья «Времена года» (приложение 4)

Познавательное развитие, сенсорное восприятие:

  • Интерактивный пол (игры на внимание, на закрепление материала, для познавательной деятельности)
  • Игры с камешками Марблс (развитие внимания, памяти, развитие мелкой моторики; развитие восприятия, наглядно-образное мышления, логическое мышления, пространственного воображения; формирование умения сравнивать и анализировать; формирование познавательного интереса; развитие умения ориентироваться в таких понятиях, как цвет, величина, количество; развитие воображения;
  • Набор для познавательного развития «Интошка» (сенсорное восприятие, математическое развитие, мелкая моторика)

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование на морских камешках (совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое)
  • Рисование песком на световом столе

Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации, представителей администрации и родителей (законных представителей).

Формы и методы работы с родителями: анкетирование, консультирование, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы. Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях.  Проведение совместных праздников.   Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений.  Использование информационных стендов для родителей.  Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик».   Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке.  Организация выставок книг и игрушек.   Размещение информации на сайте учреждения; разработка памяток с рекомендациями.

Конечным итогом деятельности каждого специалиста должна стать не только оценка эффективности собственной деятельности, но и конкретные рекомендации, а по возможности и непосредственное включение собственной профессиональной деятельности, ее элементов во фронтальную или индивидуально ориентированную деятельность с детьми по воспитанию и социализации включенного ребенка.

Согласно выстроенной модели нашей работы мы ожидаем следующие результаты:

  • Повышение профессионального  уровня  воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
  • Положительную динамику  оздоровления детей  с ОВЗ и  успешная  их социализация  в образовательное пространство дошкольного учреждения.
  • Создание единой  психологически-комфортной  образовательной  среды для детей с разными стартовыми возможностями.
  • Повышение  педагогической  компетентности  родителей детей с ОВЗ.
  • Разработка  методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

Чем тщательнее продуман процесс сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, тем больше вероятность того, что данный процесс будет успешен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы поддержки и сопровождения талантливых детей, как необходимое условие развития их творческого потенциала.

В статье рассказывается  о необходимости создания системы поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях ДОУ....

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ» Консультация

Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности  ДОУ...

Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ при сопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС

Организация психолого-педагогической поддержки педагогов ДОУ присопровождении детей с ОВЗ в том числе, и детей с РАС...

Направление «Реализация национального проекта «Образование». «Поддержка семей, имеющих детей».Совершенствование модели социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи за счет расширения спектра современных, инновационных форм включен

Новизна и оригинальность данной идеи заключается в том, что, во-первых, на территории Пуровского района не так много подобных пунктов, а во-вторых, одним из приоритетных направлений развития образован...