Психологическая поддержка и сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного комплекса.
статья по коррекционной педагогике на тему

Голованова Елена Ивановна

Модель коррекционно – развивающей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konf._ovz_kommentarii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка и сопровождение детей с ОВЗ в условиях образовательного комплекса

«Если я чем – то на тебя не похож,

Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент – Экзюпери.

Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности  обучения в школе. Выявление отклонений в развитии и раннее начало  комплексной помощи позволяют корректировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой  становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.         

В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии ФГОС является обеспечение доступности качественного образования. Одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-образовательную среду.

Понятно, что нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера работало на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание новых методик, профессиональной подготовки педагогов, организация развивающей среды, преемственность между детским садом и школой, создание индивидуальной программы, тьютор.

В нашем дошкольном отделении дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в группы с нормально развивающимися детьми, где они имеют возможность общаться со сверстниками. Т.о. с  раннего возраста попадая в сообщество здоровых сверстников, они продвигаются вместе с ними и достигают более высокого уровня социализации.

Одной из центральных задач в развитии нашего учреждения является формирование у педагога  толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. 

В детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это, прежде всего партнеры.

В инклюзивных детских садах специалисты проводят много времени внутри группы и занятия построены на взаимодействии. Основная идея – наладить социальную жизнь детей. Однако приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается.  Мы формируем толерантность в следующих целевых группах. Специалисты, работающие с детьми: педагог – психолог, учитель-логопед, врач – педиатр, медсестра воспитатели, инструктор по физической культуре, инструктор по бассейну, музыкальный руководитель, родители, дети.

Т.к. наш сад посещают дети, которым нужен многогранный, комплексный вид помощи. То эту поддержку и помощь детям  предоставляем в  психологическом  сопровождении.

Цель психологического сопровождения.   Помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Содержание психологического сопровождения. Реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачи психологического сопровождения.

  1. Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
  2. Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
  3. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения.
  4. Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, познавательных процессов у детей.
  5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в образовательный процесс.
  6. Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

Основные этапы процесса психологического сопровождения. 

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).  2 этап
  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
  • Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап  Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Принципы работы с детьми с ОВЗ

Личностно-ориентированный подход к детям,  родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.          

Гуманно-личностный – всестороннее уважение и    любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Принцип конфиденциальности – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы ДОУ, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.

Методы и формы работы с детьми

Сказкотерапия, игротерапия, арт –терапия, релаксация, песочная терапия, психогимнастика.

Так же, семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Формы и методы работы с родителями: анкетирование, консультирование, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы. Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях.  Проведение совместных праздников.   Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений.  Использование информационных стендов для родителей.  Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик».   Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке.  Организация выставок книг и игрушек.   Размещение информации на сайте учреждения; разработка памяток с рекомендациями.

23 – 24 слайд.  Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:

преимущества социального характера:

  • развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
  • обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
  • развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества психологического характера

  • исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества медицинского характера: 

  • подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
  • исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

преимущества педагогического характера: 

  • рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
  • активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:

  • Повышение профессионального  уровня  воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
  • Положительную динамику  оздоровления детей  с ОВЗ и  успешная  их социализация  в образовательное пространство дошкольного учреждения.
  • Создание единой  психологически-комфортной  образовательной  среды для детей с разными стартовыми возможностями.
  • Повышение  педагогической  компетентности  родителей детей с ОВЗ.
  • Разработка  методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

Мы понимаем, для родителей важно найти людей, которые понимают их проблемы и поддерживают.

Наша задача помочь родителю воспринимать ребенка таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты - пусть заметные не сразу, а через длительный срок. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Психологическое сопровождения детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении»

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля ...

Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...

Статья "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В статье излагаются обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения, которые напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического соп...

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов ...

Педагогический совет на тему: «Социально-психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях компенсирующего детского сада»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов  в области коррекционной деятельности.Задачи:1.Согласовать действия воспитателей и специалистов посредством интеграции, с целью разв...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения

Обобщение опыта работы по теме "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения....