Главные вкладки

    Статья "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
    статья по логопедии на тему

    Голубева Елена Геннадьевна

    В статье излагаются обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения, которые напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Основные направления деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл logopedicheskoe_soprovozhdenie_fgos_do_.docx22.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Голубева Е.Г., учитель-логопед МДОУ «Детский сад №1 «Сказка»

    п. Советский РМЭ

    «Существовала некогда пословица,
    Что дети не живут, а жить готовятся.
    Но вряд ли в жизни пригодится тот,
    Кто жить, готовясь, в детстве не живет.»
    С. Я. Маршак

    Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

    При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

    Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

    Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

    Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

    Стандарт решает задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

    Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

    Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

    Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

    Цель коррекционно-логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

    На данный момент существует достаточное количество методик и методов для обследования речи ребёнка-дошкольника. Это пособие по диагностике речевых нарушений под редакцией Г.В. Чиркиной «Методы обследования речи детей» и практическое пособие Филичевой и Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», в котором имеется глава «Изучение детей с общим недоразвитием речи». Также существуют: «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, где тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет; «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями», авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.; «Методика диагностики языковой способности (для детей 3-7 лет)» Микляевой Н.В.; для раннего выявления интеллектуального развития существует методика Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития». Сюда относятся различные авторские методики (например: «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» Хваловой В.В..), нейропсихологические методы диагностики речи (к примеру, Фотековой Т.А. и Т.В. Ахутиной).

     Так какова же роль учителя-логопеда в процессе введения ФГОС нового поколения?

     Что делать, чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов?

    Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы: работа с литературой по своей специальности, просматривание сайтов для изучения и обмена опытом, посещение курсов и изучение нормативных документов. Также учитель-логопед должен периодически осваивать новые образовательные программы профессиональной переподготовки не реже, чем раз в пять лет; владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно - образовательном процессе.

     Какие основополагающие принципы и положения этих документов отражаются в нашей работе?

     В тексте ФГОС отмечено, что

    - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» . Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы;

    - «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ» и предполагает системно-деятельностный подход, лежащий в его основе.

    Важно то, что отмечено: предметные результаты по русскому языку должны отражать «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».

    Как должна измениться работа учителя-логопеда?

    Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».  

    В нашей работе должно быть место и инновациям, и традициям. Изменились цели образования, меняется ситуация в стране. "Ребёнок не должен. "Взрослые должны "- готовить ребёнка к жизни, учить учиться».

    Как сформировать учебную деятельность? Если дети сказок мало слышали, книги редко видели, на русском языке говорят плохо. А в первом классе им нужно усвоить объём знаний, который ребёнок обычно получает в течение двух лет.  Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально - ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учитель-логопед должен обязательно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

    Определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

    Ключевые слова: деятельностный подход; универсальные учебные действия; компоненты логопедического сопровождения; цели, задачи и направления логопедического сопровождения.

    Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

    В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. ФГОС строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:

    - придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

    - более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;

    - существенное повышение мотивации и интереса к учению;

    - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

    Компонентами логопедического сопровождения являются:

    - профилактика речевых нарушений;

    - логопедическая диагностика;

    - коррекция речевых дефектов;

    - формирование всех сторон (компонентов) речи;

    - развитие невербальных психических функций;

    - развитие эмоционально-волевой сферы;

    - формирование нравственных установок ребёнка.

    Целью логопедического сопровождения в ДОУ является коррекция и развитие устной речи.

    В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач:

      1. Провести логопедическую диагностику:

    - своевременно выявить речевые нарушения;

    - предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными

    речевыми нарушениями;

    - определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.

    2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи  детей-логопатов:

    - исправить дефектное звукопроизношение,

    - сформировать звукослоговую структуру слова,

    - развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)

      3. Сформировать лексический компонент речи:

    - уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

    - сформировать семантическую структуру слов;

    - развить лексическую системность и семантические поля;

    - сформировать парадигму словообразования;

    - закрепить учебную лингвистическую терминологию;

    - избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.

    Расширение словарного запаса рекомендуется осуществлять тематически с использованием разных частей речи.

      4. Сформировать грамматическую сторону речи:

    - устранить имеющиеся аграмматизмы;

    - закрепить категориальное значение различных частей речи;    

    - отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;

    - уточнить грамматическое значение слов;

    - сформировать грамматические и морфологические обобщения;

    - сформировать парадигму словообразования;

      5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

    - сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

    - расширить фразу до необходимого объёма;

    - развить навык построения связного речевого высказывания,   смыслового программирования.

    6. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

    - мышление - способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;

    - звуковой анализ и синтез;

    - свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;

    - зрительную и речеслуховую память;

    - временные и пространственные представления;

    - мелкую моторику;

    - динамическую организацию двигательного акта;

    - сенсомоторные взаимодействия.

    7. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

    - Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.

    Для достижения эмоционального комфорта необходимо  положительно воспринимать даже   незначительные положительные достижения ребёнка, психологически   поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.

    Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Рекомендуем приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений, Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.

    Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.

    8. Формирование коммуникативных умений и навыков:

    - самостоятельно планировать речевое высказывание;

    - точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

    - диалогические и монологические высказывания;

    - умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

    - отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    - обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    - воспитание толерантности, культуры речевого общения.

    9. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.

    Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:

    1. Диагностическое.

    К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности учителей-логопедов:

    - обследование речи детей; с целью определения индивидуального коррекционного маршрута.

    По результатам диагностики составляется речевая карта.

    2. Коррекционно-развивающее.

    К коррекционно-развивающему направлению относятся:

    - индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

    - работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

    - проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

    3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности.

    К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

    - консультирование педагогических работников;

    - консультирование родителей;

    - выступления на МО учителей-логопедов;

    - проведение открытых логопедических занятий;

    - выступления на родительских собраниях;

    - публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;  

    - работа по теме самообразования;

    - осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;

    - пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.

    Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

     Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

    Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014/2015 учебный год)

    Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год)...

    Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    В районной газете г.Беслана была выпущена статья, посвященная теме "Модернизация работы дошкольных педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

    «Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    «Эффективные формы и методы   экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников  и обучающихся»...

    «Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

    Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Обозначенные в рамках стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, ст...