«Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
статья на тему

Мельниченко Надежда Александровна

«Эффективные формы и методы   экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников  и обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_melnichenko_n.a.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Современное дошкольное образование направлено на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения ребенка, что напрямую связано с ростом профессионального  уровня педагогов. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В системе интеллектуального образования экологическому развитию детей дошкольного возраста отводится одно из важнейших мест. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Как воспитать положительное отношение к природе, как не навредить, а сохранить и приумножить? Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Экологическое воспитание включает в себя следующие направления:

создание условий для осуществления деятельности по экологическому воспитанию;

профессиональная подготовка педагогов;

взаимодействие с родителями воспитанников;

работа с социумом.                                                                                        

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду (при организации образовательного процесса, в режимные моменты, прогулки, процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности воспитанников).

М.И. Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром [2, с. 24].

В связи с этим  необходимо взаимосвязано решать две задачи – профессиональное развитие воспитателей, их эколого-педагогической компетентности и как, следствие, качественного образования у дошкольников экологической культуры.

Управление методической работой невозможно без педагогической диагностики, задача которой – выявить уровень готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников. Начальная диагностика воспитателей показала: наибольшие затруднения вызвала методика организации игровых обучающих ситуаций по экологии- у 56% педагогов;

организация семейных проектов экологической направленности- 32%; организация деятельности детей на экологической тропе ДОУ- 20 %; методика проведения экологических досугов -12%;

методика применения моделей в экологии-12%;

организация опытнической деятельности  детей - 6% педагогов.

Исходя из данных результатов, был предусмотрен дифференцированный подход в системе методической работы с педагогическими кадрами, что обусловило:

создание микро групп с целью учёта контингента педагогов;

разработку комплекса методических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих методическое обучение воспитателей.

творческая микро группа (куда вошли педагоги с высоким уровнем готовности к экологическому образованию дошкольников) участвовала в подготовке методических мероприятий, разработке рекомендаций, планировании опытно-экспериментальной деятельности с живыми и неживыми объектами природы. С начинающими педагогами работа ведется индивидуально: консультации, собеседования. Подбор методической и познавательной литературы, планирование и анализ образовательной деятельности с воспитанниками группы, самостоятельной деятельности.

В практике работы нашего детского сада существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства.  Наряду с традиционными, использовались  инновационные формы работы («копилка» педагогического мастерства,  мастер-классы, проектная деятельность, создание банка инновационных идей, творческие конкурсы,  издательская деятельность).

Такая целенаправленная работа с педагогическими кадрами дала положительные результаты: повысилось  качество образовательной работы с детьми, а соответственно и уровень развития каждого воспитанника.

       Учитывая тот факт, что детское экспериментирование, как и игра, является естественным путем «добывания информации» в ДОУ был проведен  смотр-конкурс «Лучший центр науки «Юный исследователь».

  В каждой возрастной группе  были созданы опытно-экспериментальные центры «Юный исследователь». Это мини-лаборатории оснащенные оборудованием и материалами таким образом, чтобы   дети  могли  в совместной и самостоятельной деятельности добывать новые знания,  имели право выбора, тем самым развивая  в себе инициативность и творчество.

В мини – лабораториях  дети  знакомятся  со свойствами воды, воздуха, почвы, бумаги, магнита   через различные опыты, игры – эксперименты.

В своей работе педагоги используют игровые образовательные ситуации:

 «В некотором царстве, в подземном государстве» (знакомство с полезными ископаемыми); «Необычное путешествие Листочка» (круговорот веществ в природе); «Сказка о том, как растение с ветром подружилось»  (способы распространения семян); «Сказка о волшебных хлорофилловых зернах»  (потребность растения в свете).

        В опытно-исследовательской деятельности у детей расширяются элементарные представления о химических и физических свойствах и явлениях; развиваются элементарные математические представления; происходит знакомство с основными чертами рельефа планеты и др.  Дети, фиксируя результаты опытов, наблюдений, учатся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Для положительной мотивации деятельности дети используют различные стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-тайна, сюрприз;

-мотив помощи;

-познавательный мотив (почему так?);

-ситуация выбора.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер и многое другое. Педагоги не всегда торопятся с ответом, а способствуют тому, чтобы дети нашли его самостоятельно [2, с.3].

    Стандарт дошкольного образования, по которому начали работать детские сады, позволяет реализовать систему экологического воспитания, включая ее во все образовательные области работы с дошкольниками.    В образовательной области «Познавательное развитие» дети знакомятся со свойствами песка, глины,  строят из  них удивительные замки, пещеры, здания, воплощая свои замыслы, развивая творческий потенциал. В игровых образовательных ситуациях «Пекарня», «Гончарная мастерская» в интересной и доступной форме дети познают свойства полезных ископаемых.

      Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования предусматривают формирование у детей к концу дошкольного периода представления о живой и неживой природе, знаний из области естествознания.

В непосредственно образовательной деятельности «Желтая страна», «В царстве Нептуна» дети знакомятся со свойствами песка, воды, камня. Кроме того педагоги используют ландшафтные макеты. Такая форма наглядности помогает лучше усвоить материал, повысить у детей познавательный интерес.

      Развивая речевые и творческие способности, в форме игры, педагоги с детьми, сочиняют  стихи, которые помогают закрепить полученные знания,  дают положительный эмоциональный настрой на новую деятельность.

Угощенье из песка

Мы в песочнице сидели,

Выпекали пироги

Из песка месили тесто

С добавлением воды.

Наш пирог большой и пышный

Подрумяненный кругом

Мы кота позвали в гости

Угощали пирогом…

   Стихотворение «Зеленые друзья» педагоги придумали с детьми после работы по проекту «Зеленые друзья, живущие рядом» (комнатные растения).

Комнатные растения-легкие жилища,

Пусть дышится нам чище,

Они изящны и красивы,

Пусть расцветают всем на диво…

    Осуществляя связь с образовательной областью «Речевое развитие»,  используются произведения детских писателей и поэтов,которые помогают разобраться в природных явлениях через постановку проблемы и решение этой проблемы – ответов на вопросы. Так, например, стихотворение  С.В. Михалкова «Моя тень», педагоги  используют  во время проведения   экспериментальной деятельности  (опыты с тенью в солнечную и пасмурную погоду) с детьми  на прогулке.

За мною следом ходит тень,

Куда бы я не шел…

Прочитав последнее четверостишие…

Но тень за мною не пошла:

Был сер осенний день

До ночи в складках простыни

Спала лентяйкой тень

Педагог задает детям вопрос причинно-следственного характера, предполагающий дальнейшее их рассуждение.

- Почему тень не пошла за героем стихотворения?

Дети высказывают свои предположения, думают, рассуждают.

Стихотворение С.В. Михалкова «Облака» заставляет ребенка задуматься, почему облака «ветерку послушные», затем дети делают опыты с вертушкой,  перышком, семенами ясеня.

      Нелегко, но увлекательно сочинять с детьми сказки. После  цикла  наблюдений и опытов  по теме: «Части растений», дети старшей группы совместно с воспитателем  придумали экологическую сказку «Кто важнее?», в которой корень, стебель, лист, цветок  и  плод спорят между собою, кто из них важнее. Эту познавательную  сказку, проиллюстрированную  моделями функций органов живого, воспитатели используют в работе для обобщения и закрепления знаний детей по данной теме. Интересна и увлекательна сказка придуманная педагогами с детьми подготовительной к школе группы  «Всему свой черед»  (о превращении гусеницы в бабочку). Эта сказка оформлена в книге-пособии, которым пользуются педагоги в своей работе при изучении лексической темы «Насекомые».

       Придумывание сказок развивает у детей связную речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, развивает устойчивый интерес к наблюдениям.

       Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. [3, с. 4].

       Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Сделать родителей активными участниками образовательного процесса помогают активные формы работы, такие как, проектная деятельность. В детском саду были проведены познавательные творческо - исследовательские проекты  «Зеленые друзья, живущие рядом», «Юный исследователь», «Свойства дерева», «Домашние животные» и др. Родители приняли участие в конкурсах,  выставках, совместных творческих работах. Проектная деятельность способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Наиболее эффективными методами являются игровое взаимодействие родителей и детей, обращение к опыту родителей, обсуждение различных точек зрения на вопрос, ролевое проигрывание ситуаций. Хорошо зарекомендовали себя  выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», участие  родителей  в оформлении уголка природы, мини-лаборатории, библиотечки.

 Экологические природоохранные  акции «Покормите птиц», «Берегите первоцветы», «Елочка - зеленая иголочка» расширяют опыт природоохранной деятельности, поддерживают стремление активно и самостоятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы.

Воспитанники детского сада принимали активное участие в международном конкурсе «Будни лесника». Ежегодно в апреле месяце   дети совместно с родителями участвуют в городской благотворительной акции «Весенняя неделя добра», в рамках которой облагораживают территорию детского сада, изготавливают скворечники, кормушки для птиц. ДОУ активно сотрудничает с МГТУ, экологическим факультетом.

О повышении уровня профессиональной компетентности педагогов говорят следующие факты:

-в группах пополнена и обновлена предметно-пространственная развивающая среда;

-улучшилось качество воспитательно-образовательного процесса;

-показатели качества познавательного развития детей характеризуются стабильностью с тенденцией постепенного увеличения.

ТАБЛИЦА

В 2016 году были повторно изучены возможные затруднения педагогов при организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

На основании анализа ответов педагогов, уровень затруднений по всем видам деятельности при организации экологического воспитания значительно снизился: методика организации игровых обучающих ситуаций по экологии вызвала затруднения у 4% педагогов;

организация семейных проектов экологической направленности- 0%; организация деятельности детей на экологической тропе ДОУ- 2%;

методика проведения экологических досугов -0%;

методика применения моделей в экологии-0%;

организация опытнической деятельности  детей - 2% педагогов.

Таким образом, комплексный подход к организации экологического образования в ДОУ, способствует становлению у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде.

       

Кроме того, с родителями проведены консультации «Детское экспериментирование, что это такое?», «Как научить ребенка исследованию?» мастер-классы «Играя, познаем», «Опыты на кухне», которые вызвали у родителей интерес и желание  развивать у  детей умения и навыки исследовательской деятельности.

      Таким образом, экспериментальная работа, которую мы проводим в детском саду, вызывает у детей интерес к исследованию, развивает экспериментальные способности, мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и  любознательность ребенка.

Развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала через детское экспериментирование

Аннотация

      В данной статье представлен опыт работы детского сада «Тополек» города Майкопа  по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей и творческого потенциала через опытно-экспериментальную деятельность с учетом требований ФГОС. Практический материал   педагоги могут использовать в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах с  целью  развития у ребенка детской инициативности, познавательных способностей, творческого потенциала и развития желания заниматься   игровым экспериментированием.

Ключевые слова: экспериментирование, исследовательская деятельность, опыты, игровая образовательная ситуация, мини-лаборатория, интеллектуальные способности.

 « Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму » 

Китайская пословица

 Лишение ребенка возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно складываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, способности обучаться в дальнейшем.

       Приоритетное направление нашего детского сада  - «интеллектуально-творческое развитие». Актуальной задачей  дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность [1, с.3].

Поэтому, развивая интеллектуальные способности у детей, мы отталкиваемся от важной особенности детства – потребности в познании. Детское экспериментирование, как и игра, является естественным путем «добывания информации». В каждой возрастной группе мы создали  центры «Юный исследователь».  Педагоги   оснастили мини-лаборатории оборудованием и материалами таким образом, чтобы   дети  могли  в совместной и самостоятельной деятельности добывать новые знания,  имели право выбора, тем самым развивая  в себе инициативность и творчество.

      В мини – лабораториях  дети  знакомятся  со свойствами воды, воздуха, почвы, бумаги, магнита   через различные опыты, игры – эксперименты.

В своей работе педагоги используют игровые образовательные ситуации:

 «В некотором царстве, в подземном государстве» (знакомство с полезными ископаемыми); «Необычное путешествие Листочка» (круговорот веществ в природе); «Сказка о том, как растение с ветром подружилось»  (способы распространения семян); «Сказка о волшебных хлорофилловых зернах»  (потребность растения в свете).

        В опытно-исследовательской деятельности у детей расширяются элементарные представления о химических и физических свойствах и явлениях; развиваются элементарные математические представления; происходит знакомство с основными чертами рельефа планеты и др.  Дети, фиксируя результаты опытов, наблюдений, учатся анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Для положительной мотивации деятельности дети используют различные стимулы:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-тайна, сюрприз;

-мотив помощи;

-познавательный мотив (почему так?);

-ситуация выбора.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно [2, с.3].

 Введение  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляет новые требования к образовательному процессу. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают овладение ребенком основными способами  познавательно-исследовательской деятельности.

          Опыты, игры-эксперименты привлекают детей, формируется творческая, самостоятельно мыслящая личность с аналитическим складом ума.

Работа по экспериментированию проходит через все образовательные области. Например,  валеологические знания дети получают   в игровой образовательной ситуации «Микробы». Они  узнают, как  размножаются микробы: делят комочек пластилина сначала на 2 части, затем каждую часть еще на 2 части и т.д., знакомятся с понятием эпидемия. Дети учатся защищаться от микробов с помощью марлевых повязок, но прежде  на опыте с зеркалом убеждаются, что мы выдыхаем воздух, в котором находятся частички воды, а у  больного человека  болезнетворные микробы.

       В образовательной области «Познавательное развитие» дети знакомятся со свойствами песка, глины,  строят из  них удивительные замки, пещеры, здания, воплощая свои замыслы, развивая творческий потенциал. В игровых образовательных ситуациях «Пекарня», «Гончарная мастерская» в интересной и доступной форме познают свойства полезных ископаемых.

      В непосредственно образовательной деятельности «Желтая страна», «В царстве Нептуна» дети знакомятся со свойствами песка, воды, камня. Кроме того используются ландшафтные макеты. Такая форма наглядности помогает лучше усвоить материал, повысить у детей познавательный интерес.

      Развивая творческие способности, во время игр, педагоги с детьми, сочиняют  стихи, которые помогают закрепить полученные знания, развивают речевые навыки, дают положительный эмоциональный настрой на новую деятельность.

Угощенье из песка

Мы в песочнице сидели,

Выпекали пироги

Из песка месили тесто

С добавлением воды.

Наш пирог большой и пышный

Подрумяненный кругом

Мы кота позвали в гости

Угощали пирогом…

   Стихотворение «Зеленые друзья» педагоги придумали с детьми после работы по проекту «Зеленые друзья, живущие рядом» (комнатные растения).

Комнатные растения-легкие жилища,

Пусть дышится нам чище,

Они изящны и красивы,

Пусть расцветают всем на диво…

    Осуществляя связь с образовательной областью «Речевое развитие»,  используются произведения детских писателей и поэтов, помогают разобраться в природных явлениях через постановку проблемы и решение этой проблемы – ответов на вопросы. Так, например, стихотворение  С.В. Михалкова «Моя тень», педагоги  используют  во время проведения   экспериментальной деятельности  (опыты с тенью в солнечную и пасмурную погоду) с детьми  на прогулке.

За мною следом ходит тень,

Куда бы я не шел…

Прочитав последнее четверостишие…

Но тень за мною не пошла:

Был сер осенний день

До ночи в складках простыни

Спала лентяйкой тень

Педагог задает детям вопрос причинно-следственного характера, предполагающий дальнейшее их рассуждение.

- Почему тень не пошла за героем стихотворения?

Дети высказывают свои предположения, думают, рассуждают.

Стихотворение С.В. Михалкова «Облака» заставляет ребенка задуматься, почему облака «ветерку послушные», затем дети делают опыты с вертушкой,  перышком, семенами ясеня.

      Нелегко, но увлекательно сочинять с детьми сказки. После  цикла  наблюдений и опытов  по теме: «Части растений», дети старшей группы совместно с воспитателем  придумали экологическую сказку «Кто важнее?», в которой корень, стебель, лист, цветок  и  плод спорят между собою, кто из них важнее. Эту познавательную  сказку, проиллюстрированную  моделями функций органов живого, воспитатели используют в работе для обобщения и закрепления знаний детей по данной теме. Интересна и увлекательна сказка придуманная педагогами с детьми подготовительной к школе группы  «Всему свой черед»  (о превращении гусеницы в бабочку). Эта  книга-пособие была представлена  на выставке книг-самоделок города и признана одной из лучших.

       Придумывание сказок развивает у детей связную речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, развивает устойчивый интерес к наблюдениям.

      В кружковой работе «Разноцветные ладошки», путешествуя по стране «Выдумляндии», взаимодействуя с природными естественными материалами, дети  понимают, насколько создания природы не похожи друг на друга и по-своему уникальны. Происходит сближение ребенка с природой, рождается ощущение насколько ценным и важным является для нас окружающий мир. Дети фантазируют, воплощают свой замысел в поделке, развивая при этом мышление, творческое воображение, учатся бережно относиться к природе и ко всему живому.

        Сделать родителей активными участниками образовательного процесса помогли проведенные творческо- исследовательские проекты  «Зеленые друзья, живущие рядом», «Юный исследователь», «Свойства дерева». Были организованы выставки  совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала и бумаги на тему: «Фантазируем и экспериментируем вместе», «Природа и фантазия».

       Кроме того, с родителями проведены консультации «Детское экспериментирование, что это такое?», «Как научить ребенка исследованию?» мастер-классы «Играя, познаем», «Опыты на кухне», которые вызвали у родителей интерес и желание  развивать у  детей умения и навыки исследовательской деятельности.

      Таким образом, экспериментальная работа, которую мы проводим в детском саду, вызывает у детей интерес к исследованию, развивает экспериментальные способности, мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и  любознательность ребенка.

Список литературы:

1.Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками.- Москва: Центр педагогического образования, 2012.- 64с.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста.-Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)  в образовательной системе были  введены основные принципы дошкольного образования,...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная задача методической службы - придать педагогической деятельности инновационную направленность, включить педагогов в творческий процесс передачи или использования передового опыта воспитания, ...

«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...