ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

 С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)  в образовательной системе были  введены основные принципы дошкольного образования, а так же цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nov.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения  адекватной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

 С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)  в образовательной системе были  введены основные принципы дошкольного образования, а так же цели и задачи.

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, а также обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность педагогов и психолога, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников, их успешное  развитие в открытом социально-педагогическом пространстве.

Таким образом, работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Целью работы педагогов становится - определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного детства; содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Создание  условий для успешной адаптации детей в дошкольном учреждении через расширение сферы контактов, обучения способам успешного социального взаимодействия.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности (психологической  культуры) родителей воспитанников и педагогов;

3. Психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

4. Выявление особых познавательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Оказание психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии и обучении, детям с ОВЗ, детям-инвалидам.  

6. Эмоциональное развитие ребенка, формирование его индивидуальности, формирование навыков конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.

7. Коррекция личностных особенностей с помощью стимуляции умственного, речевого, эмоционального и психомоторного развития ребенка в их единстве.

8. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников.

9. Осуществление психолого-педагогического просвещения среди родителей и педагогов по вопросам развития и воспитания детей, сохранения их психологического здоровья.

10. Обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагогов и психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

 Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Основное психологическое сопровождение образовательного процесса педагогом-психологом в ДОУ является:

Психодиагностика (цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса);

Психопрофилактика (цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса);

Коррекционная и развивающая работа (цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития);

Психологическое консультирование (цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития);

Психологическое просвещение (цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности).

Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном,  на игровые технологии и приемы.

Список источников

1. Чиркова Т.И. Психологическая с луба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М., 2001.

2. Истратова О.Н., Широкова Г.А., Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В статье излагаются обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения, которые напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического соп...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

«Создание мини-центра психологической разгрузки в группах дошкольного образовательного учреждения с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

ull;Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя и...

Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет  коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрос...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Обозначенные в рамках стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, ст...