Главные вкладки

    Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
    статья по рисованию

    Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования// Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования: Сборник материалов II международной научно-практической конференции. Ч. 2.  – Архангельск, 2015 – с. 444-448.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_v_sbornik.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Н.В. Штаборова Н.В.,

    воспитатель МБДОУ   МО «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 131 «Радуга»,

    Российская Федерация, г. Архангельск

    «Процесс организации художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения ФГОС ДО»

    Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в образовательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения [1].

    Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения у детей дошкольного возраста показало ее актуальность на современном этапе развития общества.

    Согласно ФГОС ДО, режим пребывания детей в образовательной организации включает: ежедневную организацию жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающих личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.  

    В связи с этим, в новом учебном году, было проведено анкетирование родителей. Его анализ показал, что большинство родителей заинтересованы в художественно – эстетическом развитии своих детей через рисование. Для наиболее эффективного решения данной задачи было решено использовать в работе с детьми нетрадиционные техники рисования.  Выявление различных подходов к проблеме развития у детей дошкольного возраста творческого воображения показало, что оно возможно только при условии систематической работы в данном направлении. Поэтому мной был разработан долгосрочный проект по рисованию нетрадиционными техниками для детей младшего дошкольного возраста.

    Цель моей работы – создать психолого-педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник рисования в условиях введения ФГОС ДО:

    1) формирование уверенности воспитанников в   собственных возможностях и способностях;

    2) использование в образовательной деятельности форм и   методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и     индивидуальным особенностям;

    3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности   каждого ребёнка;

    4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного   отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в процессе рисования нетрадиционными техниками;

    5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в   выборе методов и средств рисования нетрадиционными техниками;

    6)  возможность выбора детьми материалов;

    7) вовлечение семей   воспитанников в образовательный процесс.

    Задачи:

    1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
    2. Разработать систему по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
    3. Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.

    Проект по рисованию с применением нетрадиционных техник я реализую в блоке совместной деятельности, опираясь на основные принципы дошкольного образования, утверждённые в ФГОС ДО:

    1) образовательная деятельность выстраивается мной на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Детям представлена возможность в выборе средств изображения. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным;

    2) совместная деятельность протекает в форме сотрудничества где каждый воспитанник признаётся участником образовательных отношений. Именно такая форма работы с детьми позволяет вовлечь в образовательный процесс всех детей, т.к. это вызывает у них огромный интерес;

    3) поддержка инициативы воспитанников, которую они проявляют во время проведения совместной деятельности;

    4) сотрудничество с семьёй. Сотрудничество с семьями воспитанников осуществляется в двух направлениях:

    1. Вовлечение семьи в образовательный процесс. При работе в данном направлении используются различные формы: это и дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить ООД по рисованию в детском саду, но и принять в нем активное участие; организация конкурсов с последующими организациями выставок; семейные мастерские, где дети совместно с родителями рисуют нетрадиционными техниками, мастер-классы для родителей.  Эти мероприятия помогают сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле развития детей.
    2. Повышение педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, беседы. Также используются различные наглядные материалы: папки-передвижки, ширмы, стенды;

    5) формирование познавательных интересов и познавательных   действий ребенка в процессе рисования нетрадиционными техниками.

    Для успешной реализации моего проекта должна быть создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда. Требования к ней также прописаны в ФГОС ДО.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна   быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Групповое помещение оснащено всеми необходимыми для реализации проекта средствами и материалами. Это мольберт, магнитная доска, аудиоаппаратура, мультимедиа система, открытки, альбомы, демонстрационный материал, образцы изделий народного декоративно-прикладного искусства, книги и методические пособия. Дети могут в любое время подойти к уголку изобразительной деятельности, выбрать нужный размер, форму и цвет бумаги, материал, которым он будет рисовать. Т.е им. предоставлена возможность самовыражения.

    2)  Трансформируемость   пространства   предполагает     возможность изменений   предметно-пространственной   среды   в         зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся     интересов и возможностей детей;

    3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных   составляющих предметной среды. Природные материалы, используемые для рисования, служат детям и как предметы – заместители в игровой деятельности.

    4) Вариативность среды предполагает:

    В групповом помещении организован уголок по изобразительной деятельности с разнообразными красивыми материалами (акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, вата, кисти разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, различные виды тканей, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, цветная бумага, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки и т.д.), играми, народными  игрушками, что обеспечивает свободный выбор детей. Игровой материал постоянно пополняется и сменяется.

         5) Доступность среды:

    Уголок по изобразительной деятельности находится в свободной доступности для детей. Дети имеют возможность самостоятельно пользоваться   играми, игрушками, различными материалами и пособиями.

         6) Безопасность предметно-пространственной среды     предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности   и безопасности их использования.

    Реализуя проект, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. За первый год работы с детьми были освоены следующие техники рисования: отпечатки ладошками, рисование ватными палочками, набрызг, работа с трафаретами, отчетки фруктов и овощей, рисование губкой, щетинистой кистью, рисование мятой бумагой.

    На протяжении всего года дети участвовали в конкурсах различного уровня. Большинство работ были отмечены дипломами победителей, остальные - сертификатами.

    Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: организация образовательной деятельности по художественно – эстетическому воспитанию через рисование нетрадиционными техниками:

    1. . Способствует развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
    2. . Способствует реализации самостоятельной творческой деятельности детей, обогащает и расширяет художественный опыт, побуждает ребенка экспериментировать.
    3. . Развивает целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
    4. . Воспитывает положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, с семьей, к собственной деятельности, ее результату.
    5. . Способствует накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, изобразительного искусства.
    6. . Развивает способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

    Список информационных источников

    1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. –М.: Мозаика-Синтез, 2006.
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкальное воспитание в ДОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Дава...

    Особенности построения образовательного процесса в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Особенности построения образовательного процесса  в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

    Консультация: Музыкальное воспитание в ДОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Музыкальное воспитание в ДОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Музыкальное воспитание –это не воспитание музы...

    Музыкальное воспитание в ДОУ в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

    Музыкальное воспитание в ДОУ  в рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

    «Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...

    Статья "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

    В статье излагаются обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения, которые напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического соп...