Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
проект на тему

Новик Елена Григорьевна

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Корсаковского городского округа Сахалинской области

Инновационный проект:

«Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Срок реализации 1 год

                                                                     Автор проекта:

        воспитатель

                                                        Новик Елена Григорьевна

г. Корсаков

2018

Введение

Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям.

Й. Этвёш

Актуальность:

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.

Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ — одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Актуальность ее решения обусловлена насущной потребностью модернизации системы дошкольного образования, повышением его качества.

Анализ литературы показывает, что изучению этой проблемы посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежных исследований. Результаты исследований, показали, что, компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера дома и в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С.Л. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.). С.Л. Новоселова показала, что «введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. Компьютер, по ее мнению, перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с детьми в детском учреждении. Успех же компьютеризации во многом зависит от метода ее введения на тех или иных уровнях образования и, разумеется, от качества техники и методики ее применения, соответствия человеческим возможностям.

Ученые отмечают, что использование информационных технологий в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов коррекции имеющихся проблем в психическом, личностном развитии ребенка: активизируют и восстанавливают высшие психические функции, повышают мотивацию деятельности, ее регуляцию ребенком. К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.

В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедиа технологии.

Мультимедиа, как отмечается в литературе – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер. Обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения: видео, звук, речь.

Какие же мультимедийные средства используются в работе с детьми и родителями в современном ДОУ? Это цифровой фотоаппарат, видеокамера, проекторы, компьютеры, принтер, CD и DVD проигрыватели.  Причем некоторыми видами этой сложнейшей техники могут пользоваться не только педагоги, но и под их руководством и сами дошкольники.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя может дать возможность внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, информационные технологии значительно расширят возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. В этот процесс вовлекаются и родители – начинают активнее участвовать в групповых проектах. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованием современного развивающегося общества.

Цель проекта:

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения.

Задачи проекта:

  • способствовать эффективному использованию информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
  • предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к оргтехнике, информационным ресурсам, программным средствам;
  • эффективно использовать педагогический потенциал;
  • создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ;
  • апробировать технологии мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширить использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
  • создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

Методы реализации:

•        изучение и систематизация инновационных педагогических технологий, реальная оценка возможностей и перспектив применения их в МБДОУ;

•        приобретение необходимого оборудования и материалов для применения инновационных педагогических технологий;

•        проведение различных методических мероприятий - педагогических советов, консультаций, мастер-классов, семинаров-практикумов, открытых мероприятий, участие в конкурсах, направленных на формирование преобразовательной деятельности педагогов и внедрение ее в практику МБДОУ;

•        интеграция различных видов деятельности с использованием инновационных педагогических технологий;

•        профессиональное развитие и саморазвитие педагогов.

Сроки реализации:

1 год

Участники:

Педагоги, дети, родители

Ожидаемые результаты:

Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.

Повышение эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через:

- используемое программное обеспечение;

-повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).

Возможные риски

Методы устранения

Пассивное отношение к проблеме участников образовательного процесса

Индивидуальная работа со всеми участниками процесса, формирование мотивации

Отсутствие профессиональной подготовки педагогических кадров по реализации программы

Организация повышения квалификации педагогов ДОУ на КПК, семинарах и т.д.

Недостаточное материально-техническое обеспечение

Обеспечение материально-технической базы

Этапы реализации проекта:

Этап первый – стартовый

-подготовка простейших дидактических материалов, документации, оформление родительских уголков.

- систематизация документов в домашнем компьютере

- знакомство с программами:

Nootebook,

Microsoft Office Word,

Microsoft Office PowerPoint,

Paint.NET – растровый графический редактор рисунков и фотографий,

Этап второй –

- открытие возможностей с выходом в Интернет.

Третий этап – творческий

-овладение технологиями «созидания».

-повышение умений педагогов в составлении презентаций, буклетов, способствующих повышению эффективности занятий.

Четвертый этап – систематизация создаваемого материала на качественно новом уровне.

Проведенный мониторинг уровня знаний педагогов об ИКТ показал следующие результаты:

Первый этап – 24%;

Второй уровень – 36%;

Третий уровень – 28%;

Четвертый уровень – 24%.

Результаты проекта:

Творческими педагогами разрабатываются конспекты НОД с использованием ИКТ в воспитательно-образовательном процессе, имеют место НОД с детьми с использованием компьютерных технологий.

Где же ИКТ помогает современному педагогу в его работе?

1. Подбор иллюстративного материала к НОД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

4.Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, а также обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Поэтому, говоря о подготовке к НОД, чаще всего ведут речь о подборе качественного иллюстративного материала. Воспитатели, работающие «по старинке», используют дидактический материал на бумажном носителе, который со временем изнашивается и теряет презентабельный вид.

Если нам нужен качественный демонстрационный материал, которого у нас нет в данный момент, именно в таких ситуациях компьютер выступает очередной раз в роли помощника. Используя компьютерный инструментарий, педагог осуществляет поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление.

Важно помнить, что использование компьютерных технологий не заменяет другие виды деятельности. От ролевых игр отказываться нельзя ни в коем случае: ребенок должен не только получить знания, но и закрепить их в играх соответствующей тематики.

Использование мультимедийного проектора и проекционного экрана предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления. Такой вид организации близок к традиционному. Все внимание детей сосредоточено на воспитателе, который с помощью проектора демонстрирует материалы НОД. Это могут быть наглядные пособия, видеоролики, фрагменты прикладных программных средств и т.д.

В нашем саду имеется всё необходимое оборудование, и я с удовольствие применяю его и в непрерывной - образовательной деятельности (приложение 1), и вне занятий, и в работе с родителями, и в процессе обмена опытом с коллегами.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.


Финансирование проекта

Реализация инновационного проекта опирается на существующий опыт работы дошкольного образовательного учреждения с педагогами, родителями. Вместе с тем, для развития и оформления этого опыта в инновационный образовательный ресурс, доступный для образовательных учреждений предполагается привлечение дополнительных ресурсов.

Направленность расходов

Сумма

Источники финансирования

1

Приобретение компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.

15.000

бюджетные средства ДОУ

ИТОГО:

15.000

бюджетные средства ДОУ


Список использованной литературы:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
  2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
  4. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
  5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  6. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
  7. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  8. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
  9. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
  10. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  11. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.
  12. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
  13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
  14. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  15. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

Приложение 1

Конспект НОД по развитию речи с использованием ИКТ

в старшей группе детского сада на тему:

«Музей почтовых принадлежностей» (с использованием интерактивной доски)

Цели:

1. Обобщить знания детей о работе почты, о почтовых принадлежностях, активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений.

2.Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

3. Продолжать формировать умение вести координированный диалог, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Предварительная работа: экскурсия на почту, беседа, рассматривание картинок, иллюстраций, мультимедийных презентаций.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, сумки для почтальонов, иллюстрации (открытки, газеты, журналы, бандероли, весы, письма, конверты для игры, конверты для гостей).

Ход НОД:

Педагог: Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Ребята, сегодня я вас приглашаю в музей. (на интерактивной доске иллюстрации (музей почты) все, что связано с почтой). Ребята, знакомы ли вам эти предметы? Что это? (Перечисляют). Как бы вы назвали этот музей?

Дети: Почта. (Дети садятся).

Педагог: Выберите любой понравившийся вам предмет и расскажите о нем. (на интерактивной доске иллюстрации, все, что связано с почтой. Ребёнок подходит к интерактивной доске и выбирает нужную ему картинку рассказывает о предмете)

Ребёнок: Письмо, (ребёнок выбирает на интерактивной доске картинку с изображением «письмо»). Оно для того, чтобы сообщить, передать свои мысли, чувства другому человеку, который находится далеко, в другом городе, селе. Письма бывают разные: простые, заказные. Заказные письма передают лично в руки человеку под роспись.

Письма также бывают электронные, СМС-сообщения, с использованием компьютера.

Ребёнок: Газета, (ребёнок выбирает на интерактивной доске картинку с изображением «газета») - для того, чтобы узнавать что-то новое, интересное. Узнают люди из газет о каких-то новостях, событиях в стране, городе.

Ребёнок: Журналы (ребёнок выбирает на интерактивной доске картинку с изображением «журналы»), бывают для взрослых и детей. В журналах печатают интересные рассказы, в них есть красивые картинки разного размера.

Ребёнок: Открытки, (ребёнок выбирает на интерактивной доске картинку с изображением «открытки»), они тоже бывают разного размера, разной формы.

Открытка - это открытое письмо с красивой, интересной картинкой.

Открытку посылают по почте без конверта, но надо наклеить марку.

Ребёнок: Марка (ребёнок выбирает на интерактивной доске картинку с изображением «марка») - это маленький цветной кусочек бумаги, на который с обратной стороны нанесен слой клея. Её можно приклеить к любому письму, открытке.

Ребёнок: Посылка (ребёнок выбирает на интерактивной доске картинку с изображением «посылка»), для того, чтобы послать что-нибудь. Например, вещи, продукты. Вручается под роспись.

Педагог: Весы (педагог выбирает на интерактивной доске картинку с изображением «весы почтовые»). Что это? Как же они сюда попали? Этот наверно из другого музея? Разве они нужны на почте? (Взвешивают на них посылки, бандероли, письма). А кто доставляет почту?

Дети: Почтальон.

Педагог: Для чего нужна почта?

Ребёнок: Чтобы люди не забывали друг друга. Посылали письма, открытки друг другу. По почте можно и деньги посылать. Получать газеты, журналы.

Ребёнок: Почта связывает людей друг с другом.

Давайте поиграем с вами в игру «Добрая связь». После игры воспитатель читает стих: «Кто стучится в дверь ко мне. С толстой сумкой на ремне. С цифрой «5» на медной бляшке. В синей форменной фуражке?" Это он! Это он! Наш российский почтальон».

А у нас сегодня почтальонами будут Артем и Катя. Ребята, давайте сейчас напишем письмо, с помощью нашей «волшебной доски» и вместе отправим письмо с помощью интернета (ребята выбирают конверт, и пишут на доске письмо, отправляют его). (Приходят почтальоны).

Педагог:

Уважаемые почтальоны, ответьте нам на такой вопрос: Когда мы написали письмо, что делать дальше, чтобы оно дошло до адресата.

Ребёнок: «Письмо само никуда не пойдет.

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит, пролетит, проплывет тысяча верст пути»

Педагог: На чем доберется до нас письмо или посылка?

На доске разрезные картинки, которые вы должны собрать. И когда вы их соберете, мы узнаем, как же письмо доходит до адресата. (Почтальоны собирают на доске, детям раздают конверты с разрезными картинками, дети за столами их собирают). Что получилось? (Самолет, велосипед, собаки, поезд, верблюд и т.д.).

Педагог: Хочу поиграть с вами в игру «Веришь, не веришь» (на интерактивной доске педагог пролистывает соответствующие картинки)

Бывают почтальоны на ходулях? (Верю, потому что раньше почтальоны ходили на ходулях по пескам и болотам).

В некоторых странах нет профессии почтальона? (Не верю, потому что почтальоны есть везде).

Есть письмо длиной 5 метров? (Верю, оно хранится в Берлине в музее).

4.Раньше почтальонам помогали воробьи? (Не верю, бывают почтовые голуби, а не почтовые воробьи).

5.Работа почтальона бывает опасной? (Верю, им приходится работать в любую погоду. Могут напасть собаки и т.д.).

Педагог: (Подходит к интерактивной доске, выбирает на экране доски конверт, предлагает одному ребёнку встать и повернуться к гостям). Очень часто почтальоны в конвертах приносят красивые добрые слова. Очень хорошие слова я дарю их дети вам и нашим гостям. Предлагаю Серёже украсить наш конверт на доске, как он хочет, чтобы конверт был красивый, красочный (ребёнок выбирает на интерактивной доске нужный ему цвет и раскрашивает конверт) Посмотрите, на нашей «волшебной» доске есть фломастеры, маркеры. Серёжа, выбери, пожалуйста, и укрась конверты. Потому что такие красивые слова хочется подарить в красивом, необычном конверте. (Работа под музыку). Красивый у нас получился конверт. Каждый из вас превратился сейчас в почтальона и со своей улыбкой подарите свое письмо гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса по физической культуре в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Виды двигательной деятельности в ДОУ:-Утренняя гимнастика;- Физкультурные занятия;- Физкультурные минутки;- Динамические паузы;- Прогулка;-Подвижные игры с правилами, с элементами спортивных игр;- Спо...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В законе «ОБ образовании в Российской Федерации» отмечается важная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.  Признание приоритета семейного воспитания требует и ...

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...

«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Примерный перечень нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов образовательных организаций, регламентирующих образовательный процесс в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дош

Публикация перечня нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня и локальных актов удобно составлена в виде таблицы: содержит название документа, структуру и краткий обзор. Помощь ...