Педагогическая деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
статья по аппликации, лепке

Наталья Викторовна Башлык

Важность продуктивой деятельности в гармоничном развитии личности, а так же, как влияет  коллективная продуктивная деятельность на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая  деятельность воспитателя Дошкольного Образовательного Учреждения согласно Требованиям  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка.

Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность ребенка»

(В.В. Давыдов,советский педагог и психолог,академик и вице-президент

Российской академии образования,доктор психологических наук,профессор.)

Основные  принципы  установленные ФГОС ДО:

  •  поддержка  разнообразия  детства;
  •  сохранения уникальности и само ценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  •  полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

 Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Из выше сказанного могу сделать вывод, что, для  реализации основных принципов предложенных в ФГОС ДО очень подходит такая деятельность в ДО как, коллективная творческая деятельность - это эффективный метод воспитания, обучения и развития воспитанников, основанный на позитивной деятельной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. В ней можно выделить существенные признаки  деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

       Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей). В своей работе я стараюсь, основываться на интересах и игре детей, предлагать им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность, даю возможность детям  прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, стимулирую интеллектуальное развитие ребенка.

 Я читаю, что совместное коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают определенные трудности при общении с другими детьми, быстрее наладить диалог с ними, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость. В процессе выполнения коллективных работ  дети учатся договариваться о выполнении совместной работы, учатся уступать друг другу, помогать, подсказывать по ходу работы. В своей работе я уделяю большое внимание коллективной творческой деятельности для развития социальной активности личности каждого воспитанника, и это можно достигнуть через продуктивную деятельность детей.                                                                                                    

Продуктивной деятельностью в ДОУ называют деятельность детей под руководством педагога, в результате которой появляется определенный продукт.

Продуктивная деятельность необходима для гармоничного развития всех сторон личности.  Продуктивная деятельность на мой взгляд дает особое образное познание окружающего мира, а это как известно имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста. Я считаю, что для положительного результата необходимо создать эмоционально-положительные эмоции, развить интерес к продуктивной деятельности, познакомить с сенсорными эталонами, формировать восприятие окружающего мира, активизации словаря, развитие мелкой моторики руки, давать возможность проявлять инициативу и конечно воспитывать умение выполнять совместную деятельность.

Продуктивная деятельность включает в себя:

- рисование

- аппликация

- лепка

- конструирование из строительного материала и конструкторов

- конструирование из бумаги

- создание разного рода поделок

- создание макетов из природного материала и бросового материала

Рассмотрим каждый вид деятельность:

- рисование: дети рисуют с большим удовольствием, используют выразительные средства рисунка (цвет, сходство с изображенным предметом, отношение рисующего к объекту, изображению).

- лепка –это объёмное изображение предметов, которое очень привлекает детей, так как задействованы все анализаторы сразу.

- аппликация – дети в ДОУ знакомятся с простейшими и сложными формами разнообразных предметов, которые они вырезывают и наклеивают, что требует от них огромной работы мысли и воображения.

- конструирование- особенно связанно с игровой деятельностью, так как часто сопровождается процессом конструирования и так же продукты конструирования дети часто используют в игре. Главное в конструирование выступает аналитико- синтетическая деятельность по обследованию предметов, это очень важное. Так как дает понятие ребенку о структуре объекта и его частях, понять, как их собрать и соединить. Конструирование из бумаги уточняет знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятие о стороне, углах, центре, приемам сгибания, складывания, разрезания, склеивания. Конструирование из природного материала развивает творческое воображение.                                                              

Эти виды деятельности развивают не только образные формы мышления, но и такие качества ,  как , целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность  почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

- уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. 

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. 

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школеПродуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребёнка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.                              

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремлённости в работе, умении довести её до конца.

Так же в процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности. Так как благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Продуктивная деятельность имеет огромные образовательно-воспитательные возможности и развивает физические, умственные и нравственные способности детей ( А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.А. Парембская ,

 Я.З. Неверович). Продуктивная деятельность создает условия вживания в определенный образ и поиск собственного образа «Я» с другими «Мы» (И.С.Кон). Это отвечает требования ФГОС ДО, по которому требуется подготовка творческих, мыслящих и социально адаптированных людей.

Для успешного выполнения заданий могут быть применены следующие методы и приемы, направленные на коллективное взаимодействие и сотрудничество в продуктивной деятельности:
1) использование мотивационного компонента при постановке задач (сделать для кого-то подарок, поделку);
2) формирование у детей способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (умение выслушивать и считаться с мнением других при изготовлении коллективных панно, коллажей);
3) игровые проблемные ситуации (реализуя данные ситуации, педагог воздействует на чувство сострадания, которое доступно в дошкольном возрасте, побуждают детей к сочувствию, сопереживанию при решении поставленной задачи); 
4) ситуации морального выбора (когда осознание важнейших нравственных категорий постигается дошкольниками с опорой на конкретные действия в отношении сверстников: помощь в завершении начатой поделки и т.д.). 

Коллективной работе по продуктивной деятельности предшествует предварительная работа, которая позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволяет сформировать у них яркие образы. Для этого можно использовать беседы, рассказы, экскурсии, составление рассказов, обсуждения о увиденном, прочитанном, рассматривание иллюстраций, репродукций и т.д. Подготовительный этап проводится на занятиях по развитию речи, экскурсиях в природу и т.д.

Существует несколько этапов работы по продуктивной деятельности:

1.Организационный этап.

Цель: организовать детей, настроить на работу, создать необходимый эмоциональный фон. Часто, учитывая возраст детей, использую игровые моменты (приходит сказочный герой, появляется волшебный сундучок, мешочек, дети отгадывают загадки и т.д.)

2.Основной этап. Это выполнение работы, планирование, выполнение и оценку коллективной работы.

Цель - предоставить детям воплотить свои замыслы в композиции и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей.

В зависимости от типа занятия (повторение, комбинированный тип занятия, новый материал, применение знаний, умений и навыков на практике, контрольный тип)  

В основном этапе присутствуют под этапы:

Вводная беседа (повторение ранее полученных знаний или знакомство с новым материалом;

Анализ задания; организация совместной деятельности и руководство ее процессом; составление коллективной композиции и ее анализ;  Заключительный  этап - это взаимодействие детей с уже завершенной работой.

Способы и приемы развития продуктивной деятельности в ДОУ, которые  я применяю в своей работе: игровые приемы, наблюдение, игровые упражнения, образовательные ситуации, экспериментирование и опыты, проектная деятельность.

Главной целью коллективных работ по продуктивной деятельности – это формирование у детей положительных взаимоотношений со сверстниками.

Перечислю задачи продуктивной деятельности:

Образовательные: обучить детей простейшему анализу, помочь овладеть последовательностью работы от элементарной к сложной, научить применять полученные ранее знания, умения и навыки на практике, научить способам создания и преобразования предметов, научить работать в коллективе;

Развивающие: способствовать развитию мелкой моторики, способствовать развитию творческой активности, развивать фантазию, воображение, правильное восприятие трудовых процессов;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к предметам и картинам как к результату своего труда, научить заботится о близких, сопереживать им, воспитывать устойчивое стремление к оказанию помощи, способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, помочь детям преодолеть неуверенность и страх перед незнакомым делом.

Немало важно привлекать к сотрудничеству родителей воспитанников, это необходимое требование ФГОС Доу - «… тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ..;  взаимодействие  с семьей в духе партнерства..», через консультации, папки-передвижки, выставки с участием родителей, изготовление поделок, развлечения, родительские собрания

       Подводя итог я могу сделать вывод, что благодаря   продуктивной деятельности у ребенка   развивается: речь ( усваивается  название форм, цветов, пространственных понятий, происходит обогащение словаря : в конце занятия происходит высказывания суждений ребенка о своей работе, и своих сверстниках), формируется инициатива самостоятельности. Развивается умственная активность, познавательная активность и интерес, происходит сенсорное развитие ( формирование представлений о предметах, их свойствах ,  качествах), развитие умения осуществлять трудовые действия, развитие мелкой моторики, создание у ребенка своего впечатления об окружающем мире и умение выражать свое мнение  о нем, развитие образного мышления, свойств мышления ( анализ, синтез, умение сравнивать), воспитание самостоятельности, целеустремленности, волевых качеств , формирование умения предвидеть будущий результат  стимулирование сотрудничества детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности.                                

И самое главное на мой взгляд интерес к коллективной деятельности можно развить у детей только тогда, когда сам педагог заинтересован в выполнении данной задачи и учитывает индивидуальность каждого ребенка. Только тогда когда все выше изложенное мной учитывает педагог в своей работе с детьми,  коллективная  творческая деятельность способствует развитию социальной активности личности.

Список  литературы:

  1. Выгодский Л. С.. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991 г.
  2. Долматова Л.А.. Проектная деятельность взрослых и детей в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения.-  СПб, 2011.
  3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2010.
  4. Лопатина Л. В.. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПБ.,  2014 г.
  5.   Нищева Н.В.. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием  речи.  – СПб, Детство – ПРЕСС 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на тему «Мастерская добрых дел»

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 10 человек и длилась 25 минут, что соответствует нормам СанПина. На данной непосред...

«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

  Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...

дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохран...

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...

«Создание мини-центра психологической разгрузки в группах дошкольного образовательного учреждения с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

ull;Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя и...

Современный взгляд на игровую технологию согласно требованиям Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.

Современный взгляд на игровую технологию согласно требованиям Федеральному Государственному Образовательному Стандарту  Дошкольного Образования....