СТАТЬЯ "ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
статья

Недорезанюк Вера Александровна

В статье рассматривается понятие детская субкультура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnnaya_deyatelnost_v_detsadu.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Г.Смольникова

Е.Н.Воронова

В.А.Недорезанюк

ГБДОУ детский сад №8

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

    В настоящее время в современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Изменения в развитии общего образования сегодня требуют изменений в содержании и организации инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. Жизнь современной дошкольной образовательной  организации немыслима без опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий. Инновационная деятельность образовательных учреждений с вступлением в силу нового закона об образовании стала нормой (статья 20 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), инновационные процессы являются закономерностью развития и современного дошкольного образования.

      С января 2018 года наш детский сад получил статус городской экспериментальной площадки (распоряжение Комитета по образованию от 26.05.2017  №18-45-Р).    

      Мы выбрали на наш взгляд наиболее востребованную и актуальную тему для развития дошкольной системы образования: «Проектирование новых форматов образовательных режимных моментов в ДОУ с учётом обновления субкультуры дошкольного детства». Это сетевой проект трёх детских  садов – ГБДОУ детского сада общеразвивающего вида №8 Адмиралтейского района, ГБДОУ детского сада № 58 компенсирующего вида Петроградского района и ГБДОУ детского сада №10 Василеостровского района.

      Согласно ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование должно обеспечить развитие общей культуры ребенка, развитие разнообразных качеств его личности (физических, нравственных, интеллектуальных, эстетических, личностных), способствовать укреплению здоровья детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие и воспитание детей должно осуществляться с учетом социокультурной ситуации развития личности дошкольников, с учетом их образовательных потребностей и интересов. Дошкольное детство — это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

       Становление детской субкультуры рассматривается как стихийный процесс, протекающий под влиянием наблюдений детей за взрослым обществом, просмотра СМИ, слушания книг.

       Детская субкультура – совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

  • Помимо того, что содержание детской субкультуры имеет некоторую стабильность и передается от поколения к поколению (считалки, дразнилки, игры и др.), оно еще и динамично, так как формируется на основе того содержания, которое предлагают детям взрослые: книжки, мультфильмы, игрушки и др.
  • Дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста транслируют субкультуру исключительно через детский рисунок, детские поделки (например, секретики) и устное творчество.
  • Значительное место в детской субкультуре детей занимает игровая деятельность.
  • Эстетические элементы жизнедеятельности являются частью субкультуры (плетение венков, составление букетов, надевание «нарядной» одежды, выбор модели «красивой» прически, украшение детских уголков фотографиями, вырезками из журналов, постерами, плакатами, создание своими руками различных поделок).
  • В среде современных дошкольников почти не представлен такой важный компонент детской субкультуры, как детский фольклор. Дети не знают мирилок, дразнилок, страшилок и др., не умеют их использовать, а это как раз и есть то содержание, которое передается из поколения в поколение и обеспечивает некоторую стабильность в овладении правилами регуляции поведения и эмоциональных переживаний.

           За последние годы взрослое сообщество оказалось дистанцированным от проявлений детской субкультуры. Это проявляется в том, что в содержании дошкольного образования все более усиливаются моменты рассогласования культуры взрослого общества и деткой субкультуры. Тематическое содержание педагогического процесса дошкольной образовательной организации остается практически неизменным в течение последних 25-30 лет. Это ярко проявляется в выборе взрослым сообществом произведений детской художественной литературы, подборе сюжетно-ролевых игр и игрушек, тематике образовательной деятельности.

           Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривается как стандарт социализации и индивидуализации личности ребенка дошкольного возраста. При этом процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения ребенка в культуру и присвоения им доступного содержания культурного опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческим самовыражением, обусловленным становлением детской субкультуры. Таким образом, наблюдается явное противоречие. С одной стороны, детская субкультура формируется под влиянием культуры взрослого общества. С другой стороны, культурные формы, предлагаемые взрослыми, отражают содержание культуры, актуальное для прошедших десятилетий, не всегда принимаемое детским сообществом. Процесс становления детской субкультуры принимает все более стихийный характер, а проявления детской субкультуры часто не принимаются взрослым сообществом. Соответственно мир взрослых и мир детей часто существуют параллельно в образовательном пространстве детского сада. Это объясняет сложности включения педагогов в сюжетно-ролевые игры с детьми, проблемы поддержки инициативы и самостоятельности детей; приводит к доминированию организованных форм обучения над взаимодействием взрослых и детей в разных видах деятельности вне обучения (в культурных практиках как образовательных режимных моментах).

         Учитывая относительную закрытость и автономность детской субкультуры от влияния взрослого общества, при реализации темы опытно-экспериментальной работы выделены три основных формата образовательных режимных моментов в ДОУ с учетом обновления субкультуры дошкольного детства: организация клубов по интересам (для развития коллективных отношений у детей); мотивация детей к занятиям (на основе культурных практик); утренний приём и подготовка к дневному сну (на основе обновления репертуара детской художественной литературы, музыкальных произведений и тематики сюжетно-ролевых игр и игра-драматизаций, обустройства игровой зоны).

          Именно выделенные режимные моменты позволяют максимально приблизиться при реализации темы проекта опытно-экспериментальной работы к методологии федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и инструментовке его реализации.

          В нашем учреждении решением задач опытно-экспериментальной работы занимается рабочая группа,  в состав которой входят: заведующий - С.Г.Смольникова, заместитель по воспитательной работе – Е.Н.Воронова, педагог-организатор – С.Б.Лещенко, музыкальные руководители – О.Л.Нестерова, Л.Р.Стам, воспитатели – З.В.Иваненко, О.В.Ласкарева, В.А.Недорезанюк.

          Инновационная работа коллектива ГБДОУ детский сад №8   сопровождается  научными  руководителями: доцентами кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена  О.В.Солнцевой и С.А.Езоповой, профессором кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена  Т.И.Бабаевой.  

          В январе – феврале 2018г  прошёл I организационно-подготовительный этап работы, на котором были утверждены локальные акты по регламенту инновационной деятельности.

      С марта 2018г начался II этап проекта - диагностический, исследовательский. На данном этапе определены задачи исследования детской субкультуры, методы исследования, способы анализа и обобщения результатов.

     

         В настоящее время для выявления и представления особенностей субкультуры дошкольного детства, изучения интересов детей, их предпочтений проводится анкетирование родителей воспитанников образовательной организации, наблюдения за детьми, с целью выявления детских интересов, актуальных потребностей.

        Данная работа позволит более целенаправленно, внимательно изучить и удовлетворить потребности современных дошкольников, быть ближе  к   нашим детям. А знание детской субкультуры позволит взрослым, сохраняя   основные жизненные ценности быть современными, понимающими.

         В дальнейшем, мы планируем   знакомить общественость  со всеми  этапами опытно-экспериментальной работы коллектива ГБДОУ детский сад №8, представляя свой опыт, результаты, продукты инновационной и экспериментальной деятельности на образовательных мероприятиях различного уровня (городском, районном), публикациях в СМИ, в «Альманахе».

     

Список литературы:

1.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

3.Журнал «Консультативная психология и психотерапия», 2015, №4  Е.О.Смирнова «Современная детская субкультура».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчи...

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)  в образовательной системе были  введены основные принципы дошкольного образования,...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....

Статья "Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в младшей разновозрастной группе в МКОУ Нижнекарачанская СОШ"

Развивающая предметно-пространственная среда включает все окружающие ребенка предметы, влияющие на его, как эмоциональное, так и психическое и эмоциональное развитие, которое он п...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная задача методической службы - придать педагогической деятельности инновационную направленность, включить педагогов в творческий процесс передачи или использования передового опыта воспитания, ...