Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
статья по коррекционной педагогике

Коссе Светлана Федоровна

Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с особенностями развития дети с ОВЗ нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, у них отсутствует интерес к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сфор­му­ли­ро­ва­н­ное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития ано­мального и нормального ре­бенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и вос­пи­тания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких ус­ловий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально ор­га­ни­зо­ва­нного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики ребёнка с умственной отсталостью, учитывающее зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.

Основные задачи коррекционно-развивающего направления в работе с детьми с нарушенным интеллектом:

  • создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • коррекция отклонений в развитии познавательной сферы (развитие внимания; ручной моторики, зрительного восприятия, мышления);
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
  • коррекция отклонений в развитии эмоционально–личностной сферы (обучение приемам саморасслабления, релаксации и саморегуляции; формирование способности управлять своим эмоциональным состоянием).
  • формирование умения общаться и умения выполнять элементарную инструкцию, развитие коммуникативных навыков.
  • профилактика вторичных отклонений в развитии ребёнка.
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей данной категории.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В статье рассмотренны основные вопросы посвященные работе с детьми испытывающих трудности в здоровье: основные этапы работы,задачи, условия созданные для развития детей....

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Статья посвящена особенностям работы  педагога - психолога с детьми воспитывающихся в детском саду компенсирующего типа....

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ФГОС

Ключевые слова: предметно-развивающая среда, психологическое сопровождение , социализация дошкольников, зона ближайшего развития, зона актуального развития, образовательный менеджмент, социокультурная...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога – психолога по ФГОС

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и худож...