Консультация для педагогов: "Профилактика тревожности дошкольника как фактор успешности воспитательного процесса в детском саду".
консультация по коррекционной педагогике

Обтягина Наталия Алексеевна

Тревога и беспокойство являются наиболее распространенными формами эмоционального неблагополучия, которые возникают у дошкольников. Особенности их проявления у ребенка негативно влияют на жизнь ребенка не только в период адаптации его к дошкольному учреждению, но и во время дальнейшего посещения детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ДЕТСКОМ САДУ.

Тревога и беспокойство являются наиболее распространенными формами эмоционального неблагополучия, которые возникают у дошкольников. Частота и особенности их проявления у ребенка негативно влияют на жизнь ребенка не только в период адаптации его к дошкольному учреждению, но и во время дальнейшего посещения детского сада.

Ситуативная тревожность появляется у большинства дошкольников при столкновении их с различными сложными, новыми или очень эмоциональными ситуациями. В  воспитательном процессе педагогам важно выявлять факторы, которые провоцируют тревогу ребенка и своевременно реагировать на них с целью изменения эмоционального фона образовательного пространства с отрицательного на положительный. Важно понимать, что складывающиеся в этот возрастной период механизмы аффективного отношения к миру имеют фундаментальное значение и служат основой для дальнейшего эмоционального развития ребенка. Вместе с тем, эмоциональные реакции, которые выражает и переживает дошкольник, являются важными, т.к. они закрепляются и становятся моделью его аффективного реагирования в различных ситуациях его повседневной жизни и будущем.

Тревога является одной из наиболее распространенных проблем психического самочувствия и состояния дошкольника, негативные последствия которых трудно увидеть сразу. Каждый дошкольник испытывает и имеет разнообразный опыт ситуаций, порождающих тревоги и негативные эмоциональные переживания. Особенно это проявляется в незнакомых ситуациях, где у дошкольника нет готовых приемов реагирования или опыта поведенческих реакций. Неоспоримым является тот факт, что указанные механизмы зарождаются в рамках семьи, а затем развиваются постепенно. При ошибках родительского воспитания ребенок приобретает навыки негативного эмоционального реагирования, избегания или наоборот, конфликтного поведения в ситуациях.

В условиях, когда в семье между родителями и ребенком складываются продуктивные формы взаимодействия и общении, то дошкольник учится противостоянию или преодолению трудных ситуаций. Исследования показывают, что у большинства детей с проблемой тревоги, по крайней мере, один из родителей имеет тревожный характер. У детей с двумя тревожными родителями риск развития тревоги в 7 раз выше, чем у детей, чьи родители не испытывают беспокойства.

Другим фактором, являются всевозможные стрессовые ситуации в семье, свидетелем или участником которых является и ребенок. Такие дети подвержены большему риску возникновения беспокойства и тревоги, в отличие от тех, у которых нет аналогичных примеров и ежедневного контекста. С приходом в дошкольное учреждение ситуация беспокойного ребенка только усугубляется, т.к. новое и незнакомое окружение добавляют негативных переживаний. Однако как любой опыт с позиции накопления усваивается дошкольником и позволяет ему в дальнейшем противостоять травмирующим ситуациям.

В указанном контексте важную роль приобретает эмоциональное отношение воспитателя к детям. Там, где существует благоприятная и спокойная эмоциональная атмосфера, и дошкольники чувствуют себя комфортно и позитивно настроены на занятия и игры в  воспитательном процессе и образовательном пространстве дошкольного учреждения. Отметим, что существует явная динамика снижения тревожности на протяжении дошкольного возраста, если существует определенная стабильность условий пребывания в детском саду. Доброжелательность во взаимоотношениях педагога с воспитанниками и развивающая, интересная программа и многие другие компоненты способны оказать положительное влияние на эмоциональное самочувствие на коллектив группы, так и каждого ребенка. Дошкольник от среднего к старшему возрасту приобретает разнообразные варианты поведенческих реакций, обогащается репертуар эмоций их сопровождающих, т.е. расширяются его возможности эмоциональной включенности в различные ситуации в детском саду.

Вместе с тем, отметим, что указанные характеристики являются индивидуальными, а также заметно различаются у дошкольников. Например, для одних детей характерно «легкое переключение» с привычной ситуации на новую и незнакомую. Они не теряются в ситуации общения или установления контакта, в игровой деятельности со сверстниками или взрослыми. Выраженная активность позволяет им испытывать положительные эмоции, непосредственно их проявлять и иметь хороший настрой. Однако другая группа детей является полной противоположностью. Так, им сложно установить контакт, они теряются в незнакомой ситуации (в новой игре, с новыми людьми и т.д.), в силу меньшей пластичности их психики или недостаточного положительного эмоционального опыта в семье. Они представляют группу риска с точки зрения эмоционального реагирования со знаком минус. Для таких детей характерными являются ситуативная тревога, беспокойство, чрезмерные волнения, систематическая застенчивость. В их поведении постоянно проявляется настороженность, а включение ребенка в новую ситуацию, игру, общение или выполнение непривычных или трудных заданий представляет для дошкольников определенную трудность. Для таких детей возможна и моральная тревога, которая основана на страхе и чувстве  вины. Они становятся неуверенными, что сочетается со страхом наказания, которое проявляется в уклончивых формах поведения. Мы соотносим различие указанных типов эмоционального реагирования с индивидуальными и возрастными особенностями дошкольников и разными моделями воспитания их в семье.

В рассматриваемом контексте для воспитателя является важным и обязательным знание и учет указанных характеристик тревожных детей в процессе организации воспитательно-обучающей работы и всех ситуаций жизнедеятельности в группе детского сада. Дополнительной информацией для воспитателя может стать уточнение эмоционального климата семьи такого ребенка. Отношение родителей к ребенку является определяющим фактором в развитии определенных типов привязанности и модели выражения эмоций. С другой стороны, социализация в группе детского сада также дает ребенку определенный эмоциональный настрой и аффективный опыт, который впоследствии становится очень влиятельным. Так, проявления тревожности и беспокойства ребенка являются важными показателями для родителей и воспитателей при организации его поведения, а также выборе мер, направленных на снижение тревожности дошкольника.

В качестве приемов работы воспитателя с целью снижения тревожности и ее профилактики у детей могут выступать следующие рекомендации. Для педагога важно, словом и делом поддерживать ребенка в его практической и игровой деятельности. При этом необходимо развивать у дошкольника чувство уверенности. Для беспокойного ребенка важно соблюдать стабильность и последовательность в предъявляемых требованиях. В новых обстоятельствах необходимо объяснять и обсуждать перемены, говорить с тревожным ребенком об этих изменениях, готовить его к ним, принимая во внимание его чувства. Отметим, что отсутствие информации зачастую является источником тревоги дошкольника. В указанном контексте воспитателю можно обсуждать с детьми предстоящий день: планы, занятия, т.к. это дает им положительные послания относительно их возможностей справляться с чем-то и тем, что предстоит сделать. Педагогу желательно не критиковать детей, а направлять их поступки в правильную сторону. Все это, поможет тревожным детям осваивать без страха новые виды деятельности, настраиваться на успех в делах. Важно формировать у дошкольников адекватную самооценку, не сравнивать их с другими детьми, т.к. все они разные и особенные.

Воспитателю важно проявлять терпение и самому сохранять позитивный эмоциональный настрой в образовательном пространстве дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная адаптация детей к детскому саду – как фактор эмоционального благополучия.

Мой педагогический стаж -23года. В МАДОУ ЦРР№ 7 работаю с 1990г. В моём данном докладе раскрыта актуальность проблемы «Успешная адаптация детей к условиям детского сада», раскрыто состояние рабо...

Модель организации учебно-воспитательного процесса в детском саду на день

Составляющие плана ежедневной работы воспитателя в группе в соответствии с ФГОС ДО...

«Проблема психологического здоровья педагога как одного из важнейших факторов успешности воспитательно-образовательного процесса в ДОО»

Представлен план-конспект консультации для педагогов с элементами техники правополушарного рисования...

Использование информационно-коммуникативных технологий  в образовательном и воспитательном процессе нашего детского сада

Использование информационно-коммуникативных технологий  в образовательном и воспитательном процессе нашего детского сада...

Самостоятельность один из факторов успешной адаптации ребёнка в детском саду.

Как влияет самостоятельность ребёнка на его успешную адаптацию в детском саду. Советы родителям по воспитанию самостоятельности в ребёнке....

Презентация на тему "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в детском саду"

Цель моей презентации- распростронение педагогического опыта в данном вопросе....