«Проблема психологического здоровья педагога как одного из важнейших факторов успешности воспитательно-образовательного процесса в ДОО»
консультация на тему

Леонова Екатерина Александровна

Представлен план-конспект консультации для педагогов с элементами техники правополушарного рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonova_e.a._konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с № 124 «Мотылёк»

План-конспект

 групповой консультации для педагогов 

на тему: «Проблема психологического здоровья педагога как одного из важнейших факторов успешности воспитательно-образовательного  процесса в ДОО»

(с элементами техники правополушарного рисования)

Разработал

Педагог-психолог

Леонова Е.А.

Цель: способствовать профилактике синдрома профессионального «выгорания» педагогов.

Задачи:

- ознакомить педагогов с понятием «синдром эмоционального выгорания» (основные симптомы, причины возникновения и развития);

- осветить итоги анкетирования педагогов по соответствующе тематике;

- ознакомить с элементами технике правополушарного рисования как одним из эффективных приемов саморегуляции эмоционального состояния.

Предварительная работа: анкетирование педагогов «Определение нервно-психической устойчивости (НПУ) (разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова); анкетирование «Эмоциональное выгорание педагога» (В.В. Бойко).

Материалы и оборудование: презентации («Проблема синдрома эмоционального выгорания», «Результаты анкетирования педагогов», «Правополушарное рисование в картинах»); столы, стулья, листы бумаги (по 3 на каждого участника), кисти-щетина (1,5,10), гуашь, вода, салфетки).

Ход работы:

№ п/п

Деятельность педагога-психолога

Деятельность педагогов

I Вводная часть

1.

Организационный момент:

Упражнение «Имя - профессиональное качество» (создание положительной атмосферы, поднятие самооценки педагогов, акцентирование внимания на ценности каждого участника).

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое - либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

        II Основная часть

2.

Мини-лекция о понятии «синдром эмоционального выгорания», его основных симптомах, причинах возникновения и развития.

Педагоги слушают лекцию совместно с мультимедийной презентацией по соответствующей теме.

3.

Оглашение результатов анкетирования педагогов:  определение нервно-психической устойчивости (НПУ) педагогов; определение эмоционального выгорания.

Каждому педагогу раздается его анкета с результатами. По ходу выступления педагога-психолога (устно и презентация) участники сравнивают свои результаты с нормой по тому или иному показателю (например, 3 фазы эмоционального выгорания и их симптомы) и отмечают выявленные проблемы, характерные только для них.

4.

Использование презентации, в которой содержатся картины, написанные с помощью техники правополушарного рисования.

Педагогам предлагается во время просмотра презентации выбрать сюжет, который им понравился больше всего.

5.

Приглашение педагогов попробовать себя в качестве художников.

Упражнение «Я все могу» (поднятие самооценки участников).

Педагоги занимают места за столами, где уже находятся все необходимые материалы.

Перед началом работы все педагоги начинают произносить фразу «Я все могу» (от шепота до крика).

6.

Показ элементов правополушарного рисования. Включение спокойной классической музыки (на фоне работы) и постоянный контроль: педагоги не должны критиковать себя, они должны удивляться, восхищаться и отключаться от правил.

Педагоги с учетом показанных элементов и с включением фантазии начинают «творить картины»

 III Заключительная часть

7.

Организация выставки полученных работ.

Рефлексия мероприятия.

Педагогом (желающим) предлагается высказывать свои ощущения, что изменилось в их состоянии.

Выводы: техника правополушарного рисования позволяет управлять воображением, визуальным и пространственным восприятием. После занятия педагоги отмечали высокий эмоциональный подъём и желание двигаться вперёд. Обобщая все высказывания педагогов в ходе рефлексии можно определить круг проблем, которые побеждает правополушарное рисование:   хроническая усталость, заниженная самооценка и неудовлетворённость собой, состояние стресса, перевозбуждение,  подавленность.

Следует отметить, что все педагоги по разному включались в данную технику. Кому то было достаточно предложенных элементов, и они сразу начинали вносить что-то свое, гармонирующее с сюжетом. Другие педагоги, напротив, на первой своей картине воплощали только предложенные элементы и постоянно повторяли: «Да не умею я рисовать, особенно кисточками». Особенно трудности проявились у стажистов, которым очень трудно было уйти от правил, отвлечься от инструкций. Но с каждым новым мазком, «пирожком» (элемент техники) они погружались в сочетание красок, линий, форм, что уже к последней картине забывали о своей неуверенности и радовались словно дети!  

Также была прослежена тенденция: педагоги, находящиеся в зоне риска в отношении сохранности своего психологического здоровья, первые эмоционально положительно откликнулись на правополушарное рисование. Это в свою очередь свидетельствует об эффективности применения данной техники в борьбе с «эмоциональным выгоранием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения на уроках математики в школе.

Игры –головоломки ,или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Долгое время эти...

Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков....

Консультация "Психологическое здоровье педагога как залог профессиональной успешности"

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности де...

Готовность к обучению в школе – важный фактор успешности ребенка

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Физиологическая готовность – это физическое состояние ребенка, его состояние здоровья, физическое развитие.Психологическа...

Психологическое здоровье педагога как фактор его профессиональной эффективности.

Психологическое здоровье воспитателя – это такое состояние благополучия педагога, при котором  он способен реализовывать все свои творческие способности, в стрессовой ситуации способен спра...

Сохранение и укрепление психологического здоровья педагога - залог успешного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Проблема сохранения психического здоровья педагогов является особенно актуальной. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание пблагоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе чвляется...