Психологическое здоровье педагога как фактор его профессиональной эффективности.
статья по информатике на тему

Банман Жанна Михайловна

Психологическое здоровье воспитателя – это такое состояние благополучия педагога, при котором  он способен реализовывать все свои творческие способности, в стрессовой ситуации способен справиться с проблемой с наименьшими затратами, готов  продуктивно работать , внося вклад в свое сообщество. Возможные направления психологической поддержки личности воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье педагога как фактор его профессиональной эффективности.

В последнее время в обществе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления здоровья. Причиной этому являются низкие показатели здоровья населения нашей страны. Поэтому политика государства все чаще нацелена на укрепление и сохранение здоровья людей. Не секрет, что для представителей различных профессий фактор здоровья является приоритетным. Не являются исключением и работники сферы дошкольного образования, а именно педагоги.

Что же такое здоровье? Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное психическое и физическое благополучие. При этом, если  физическое здоровье – это физическое благополучие, спокойное и счастливое, то психологическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.  А значит психологическое здоровье воспитателя – это такое состояние благополучия педагога, при котором  он способен реализовывать все свои творческие способности, в стрессовой ситуации способен справиться с проблемой с наименьшими затратами, готов  продуктивно работать , внося вклад в свое сообщество.

К сожалению, педагоги дошкольных образовательных организаций не могут не испытывать интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок, что приводит к переутомлениям, стрессам и как следствие к появлению синдрома эмоционального выгорания. А значит, мы можем говорить о том, что  педагоги находятся в группе риска в отношении психического нездоровья. Особенно опасным является то, что нарушения психического здоровья педагогов отражаются  на здоровье  детей и их родителей.

Какие же факторы влияют на развитие у воспитателя психологического нездоровья?

- ежедневное эмоциональное перенапряжение, неспособность справиться со своими эмоциями;

- несоответствие между интеллектуально-энергитическими затратами  и морально-материальным вознаграждением;

- высокая степень ответственности за жизнь и здоровье ребенка;

- самоотверженная помощь воспитанникам и их родителям;

- работа с детьми разных групп здоровья;

-переполненность групп;

- конфликтные ситуации с родителями.

- невозможность совместить работу и домашние заботы.

Все это влияет на эмоциональный фон педагога,  снижает устойчивость к стрессу и, как следствие приводит к психологическому нездоровью.

Поэтому психологическая поддержка личности воспитателя является одной из наиболее актуальных и перспективных направлений деятельности педагога-психолога.  Она может осуществляться в форме: мастер-классов, дискуссий, педагогических мастерских, тренингов,  квестигр.

Примерное планирование  мероприятий «Я,ты,мы»

Периодичность: 1 раз  месяц

Продолжительность: 30 минут

Месяц

Название мероприятия

Цели

Сентябрь

«Давайте поиграем»

-Развитие чувства принадлежности к группе, позитивный настрой группы на совместную работу, позитивного восприятия участниками.

- Снятие эмоционального напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения.

Октябрь

«Сеанс психофизической настройки»

Развитие чувства принадлежности к группе, позитивный настрой группы на совместную работу, позитивного восприятия участниками.

- Снятие эмоционального напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других.

Ноябрь

«Высокая энергия»

- Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

-Снятие эмоционального напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей.

Декабрь

«Избавление от тревог»

-Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

-Снятие эмоционального напряжения.

- Осознание своих эмоциональных переживаний.

Январь

«Гора с плеч»

-Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

- Снятие психического напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей.

Февраль

«Приятные минутки»

-Снятие эмоционального напряжения.

-Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе окружающих.

- Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Март

«Ласточка»

-Коррекция эмоционального состояния через освоение приемов снятия эмоционального и мышечного напряжения.

- Снятие психического напряжения.

- Формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения видеть и подчеркивать положительные качества других людей.

Апрель

«Напарники»

-Снятие эмоционального напряжения.

-Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе окружающих.

- Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Май

«До новых встреч»

-Снятие эмоционального напряжения.

- Освоение позитивных формул поведения и отношения к себе окружающих.

-Формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

 

Такие мероприятия снимают эмоциональное напряжение у педагогов,  развивают чувство принадлежности к группе, позитивный настрой группы на совместную работу, снимают психическое напряжение. К тому же  у педагогов формируются навыки позитивного межличностного общения, развивается умение согласовывать собственное поведение с поведением других, умение видеть и подчеркивать положительные качества других людей, также педагоги осваивают умения. Воспитатели осваивают позитивные формулы поведения и отношения к себе окружающих. Это помогает воспитателям сохранять, восстанавливать или укреплять свое психологическое здоровье.  А значит, они будут активно реализовывать все свои замысли и идеи,  продуктивно работать, внося вклад в свое сообщество,  смогут в стрессовой ситуации справиться с любой проблемой с наименьшими затратами.