2020 Консультация для педагогов "Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично-развитой личности"
консультация по коррекционной педагогике

Тюрина Оксана Владимировна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_psih.zdorove.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

ул. Дружбы, 33

   

Консультация для педагогов на тему: «Психологическое здоровье детей,

как фактор становления гармонично-развитой личности».

Составитель: педагог-психолог

Тюрина О.В

Кулунда, 2020

Психологическое здоровье ребенка - тема достаточно обширная и на сегодняшний день актуальная. Что такое психологическое здоровье? Внутренний мир ребенка (его неуверенность или уверенность в себе, понимание собственных способностей, интересов, отношение к людям, окружающему миру, общественным событиям, к жизни как к таковой и т.д.)

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня: высокий (креативный, творческий, созидательный– можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.); средний (проявляются отдельные признаки дезадаптации, повышенная тревожность – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.); низкий (конфликты со сверстниками, капризы и т.п. - отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.).

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Кто же такой "гармонично развивающийся человек"? Прежде всего, он удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся трудности преодолевает без приобретения психологических травм, он трансформирует их в опыт. Развитие человека не останавливается с окончанием школы и продолжается в течение всей жизни в рамках, принятых конкретной культурой и обществом. гармоничное развитие - это:

- наличие гармонии (согласованности) как между разными внутренними аспектами человека, например между интеллектуальным и эмоциональным развитием, так и между человеком и обществом;

  • - умение преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
  • - наличие предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
  • - сформированность основных возрастных новообразований; возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Дети должны знать, что они любимы.

Когда ребенок чувствует, что его любят и ценят, он гораздо более уверен в себе и гораздо более эмоционально устойчив, чем те дети, которые чувствуют себя нелюбимыми. Многие родители это знают, но не многие понимают, что дети не умеют читать мысли! Как же мы можем рассчитывать на то, что они «узнают», что их любят и ценят? Необходимо подтверждать это словами и повседневными поступками.

Проблема же состоит в том, что дети часто толкуют молчание и сдержанность родителей как равнодушие. А даже капля сомнения по этому поводу может привести к большим неприятностям и страданиям в будущем.

Выражайте свою веру в ребенка.

Почему так важна уверенность в себе? Многие люди думают, что уверенность присутствует в характере человека с рождения, но на самом деле это не так. Уверенность в себе возникает благодаря похвале и поощрению, которые мы получаем в ранние годы своей жизни! Если есть кто-то, кто выражает свою веру в нас — будь то родитель, учитель или другое авторитетное лицо, в нас зарождается уверенность в своих силах и способностях. Мы можем заметить, что у них что-то хорошо получается, и похвалить за это!

Учите детей быть благодарными!

Люди, которые не способны ценить то, что имеют, часто испытывают стресс. Те, кто благодарен за все хорошее, что у них есть, напротив, как правило, счастливы и довольны жизнью. Самый эффективный способ научить принципу благодарности — самим его практиковать.

Учите умению сосредотачиваться на других.

Это правило означает, что детям с самых ранних лет необходимо понять: мы существа общественные и должны стараться ладить с другими, чтобы наша жизнь была счастливой и спокойной. Воспитание этого принципа заключается в том, чтобы время от времени просить ребенка поставить себя на место другого.

Общайтесь с ребенком.

Правила, описанные выше, требуют умения быть честными в общении со своим ребенком. Если вы не умеете правильно общаться, то применить эти правила в ваших взаимоотношениях с детьми будет намного сложнее. Если вы общаетесь со своими детьми открыто и честно, им легко будет обратиться к вам почти по любому вопросу, который потребуется обсудить, — от самого незначительного до самого важного.

Будьте заинтересованы.

Не ждите от ребенка, что он с готовностью поделится с вами информацией. Большинству детей нужен небольшой толчок, по крайней мере до тех пор, пока они не научатся открытому общению. К разговору о жизни ребенка можно пригласить, если вы по-настоящему в этом заинтересованы. Спросите, как прошел его день, как он ладит со своими друзьями, чем бы хотел заняться в выходные и так далее.

Подумайте, прежде чем сказать.

Все мы иногда, особенно в моменты психологического стресса, произносим слова, о которых потом сожалеем. Дети же восприимчивы к каждому нашему слову. Назвав сгоряча ребенка глупым, мы, скорее всего, забудем об этом через пару минут, а ребенок будет снова и снова прокручивать в уме этот всплеск эмоций, что, разумеется, может значительно понизить его самооценку.

Если вам необходимо покритиковать поведение ребенка, сделайте это, но в первую очередь отметьте то положительное, что вы заметили в каких-то других аспектах его поведения. Затем критикуйте плохое поведение как таковое, но не самого ребенка. И закончите разговор на доброй ноте, отметив, что он может извлечь из этой критики.

Уделяйте ребенку все свое внимание.

Когда вы разговариваете с ребенком, уделяйте ему все внимание. Смотрите ему в глаза и улыбайтесь! Так он почувствует единство с вами, а значит, общение будет более эффективным. Если вы не можете целиком уделить свое внимание — может быть, готовите обед или ремонтируете машину, — прервитесь на минуту, установите визуальный контакт с ребенком и объясните, почему не можете в данный момент с ним пообщаться. Затем спросите, можно ли будет обсудить вопрос за ужином или когда вы закончите свое занятие.

Слушайте.

При общении мы должны уметь не только говорить, но и слушать. Усвойте это как можно быстрее и сделайте так, чтобы перед тем, как вы выскажете свою точку зрения, ребенок мог высказать и свою. Благодаря этому ребенок почувствует, что его уважают, и будет уверен, что к его мнению, даже если оно противоречит вашему, прислушаются

Разговаривайте, а не проповедуйте.

Когда вы с кем-то разговариваете, вы делитесь своим мнением и высказываете аргументы в его защиту. Когда вы читаете кому-то проповедь, вы, как правило, просто говорите, что следует делать, не объясняя, почему именно так. Дети в принципе не возражают, когда вы что-нибудь им объясняете, но они ненавидят, когда вы ожидаете, что ваши слова будут приняты за аксиому просто потому, что вы так сказали. Поэтому старайтесь избегать нравоучений и выбирайте вместо этого беседу — так будет намного эффективнее.

Не ожидайте стопроцентного послушания.

Каждый ребенок индивидуален, и уже на основании этого факта мы не можем ожидать, что он будет соглашаться со всеми нашими словами. Если мы будем ожидать стопроцентного согласия, наше общение превратится в борьбу, поэтому имеет смысл смириться с тем, что разногласия — в порядке вещей. То, что ваш ребенок в чем-то не согласен с вами, хороший знак, так как он начинает думать самостоятельно и формирует собственное мнение, поэтому не стоит расстраиваться, когда такое случается.

Развивайте коммуникативные навыки.

Чтобы соответствовать меняющимся потребностям детей на протяжении основных этапов развития, необходимо развивать навыки коммуникации.

В возрасте до 5 лет дети придают больше значения тону голоса и жестам, нежели словам. Поэтому вы сможете общаться с ребенком более эффективно, если сделаете акцент на этих двух моментах. Например, вместо того чтобы сказать: «У тебя получился хороший рисунок, Даня» с обычным выражением лица и обычным голосом, попытайтесь выразить ту же мысль жестами и словами одновременно. Широко улыбайтесь и говорите так, как будто вам только что удалось пробежать марафонскую дистанцию.

Если:

• Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

• Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

• Ребёнка хвалят, он учится стать благородным;

• Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

• Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

• Ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;

Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. С самого начала надо строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Очень важно объединить усилия родителей и педагогов для решения таких сложных задач, как укрепление психического здоровья детей и обеспечение их гармоничного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...

Памятка для родителей «Семейное воспитание – как основной фактор становления нравственной основы личности»

«Семейное воспитание –как основной фактор становления нравственной основы личности»...

Памятка. Семейное воспитание, как основной фактор становления нравственной основы личности

Семья – это колыбель духовного рождения человека. Она является одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребенка в любви, ласке, уваже...

Семейное воспитание - как основной фактор становления нравственной основы личности.

Отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка, могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями. Родители должны осознавать всю в...

Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности

Что такое психологическое здоровье? Признаки психологически здорового ребенка. Признаки психологически нездорового ребенка. Факторы, необходимые для развития гармонично развитой личности....

Консультация для педагогов в рамках педагогического совета «Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающ...