Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности
консультация

Что такое психологическое здоровье? Признаки психологически здорового ребенка. Признаки психологически нездорового ребенка. Факторы, необходимые для развития гармонично развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Психологическое здоровье55.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов в рамках педагогического совета

«Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности»

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно взрослые способны создать условия для его полноценного развития.

Основа такого развития – психологическое здоровье. О психологическом здоровье писали в своих трудах выдающиеся ученые. Так по теории Эрика Берна в зависимости от генного набора под влиянием воспитания в первые 5-7 лет жизни родители формируют у ребенка сценарий, по которому он живет всю жизнь.

В основе сценария лежат позиции. Вначале их две: “Я и Вы”. Когда социальные контакты расширяются, появляется и третья – “Они”.

Литвак Михаил Ефимович – российский психотерапевт, ученый добавил позицию “труд”.

При правильном воспитании у ребенка при всех четырех позициях сохраняется позитивное содержание, которое является единственным условием счастливой жизни. Психологически здоровым может быть только человек, который положительно оценивает себя (я+), умеет увидеть позитивное в своих близких (Вы+), охотно идет на новые контакты (Они+), находит интересную работу или интерес в работе (Труд+).

При (Я- ) человек осознает себя неудачником, неблагополучной личностью.

При (Вы- ) готов к конфликтам, ироничен, придирчив.

При (Они- ) человек старается избежать новых контактов, видит негативные моменты, в поступках и характере новых партнеров.

При (Труд- ) у личности основным ориентиром являются материальные результаты труда.

Проявление хотя бы одного минуса приводит к тому, что появляется тенденция к возникновению минусов в других позициях. Рано или поздно появляется невроз.

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, адаптирующей его к условиям современной жизни.

Как же выглядит психологически здоровый ребенок?

◦ Возрастные «кризисы» проходят естественно, безболезненно, решаются закономерные возрастные проблемы.

 ◦ Ребенок испытывает чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства. ◦ Ребенок реализует свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для него лиц.

◦ Обладает устойчивым чувством «я», адекватной самооценкой, уверен и активен, имеет соответствующий возрасту уровень притязаний и возможностей.

 ◦ Способен к сопереживанию.

◦ Не проявляет выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства – доброжелательности к людям.

 ◦ Контактен и общителен, стремится к взаимодействию со сверстниками на равных.

Но, как воспитать в ребенке психологическое здоровье? Воспитание ребенка – это система, которая состоит из отдельных составляющих: семья (мама, папа, брат, бабушки, дедушки); детский сад со сверстниками и воспитателями; социум.  Роль воспитателя в сохранении психологического здоровья детей заключается в следующем:

– Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;

– Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;

– Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;

– Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;

– В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;

– Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым; – Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

– Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;

– При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

– Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

И конечно огромную роль в становлении личности ребенка играет семья и ее методы воспитания. Так :

- если постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- если высмеивают, он становится замкнутым;
- если хвалят, он учится стать благородным;
- если поддерживают, он учится ценить себя;
- если растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
- если растёт в терпимости, он учится понимать других;
- если растёт в честности, он учится понимать других;
- если растёт в безопасности, он учится верить в людей;
- если живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
- если живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Детство – краткий миг в жизни человека, лучше сейчас насладиться общением, чем обижаться на ребенка потом.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение, детский сад №7 «Радуга», ул.Целинная - 77

Консультация для педагогов в рамках педагогического совета

«Психологическое здоровье ребенка, как фактор становления гармонично развитой личности»

C:\Users\1\Desktop\психолог\p170_90395698.jpg

Составитель:

Педагог-психолог Гросс Е.В.

с. Кулунда

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение физического воспитания для гармоничного развития личности и укрепления здоровья детей.

«Значение физического воспитания для гармоничного развития личности»  I.                   ВведениеА...

Выступление на педсовете на тему"Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности"

Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, ...

Презентация "Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития личности дошкольника"

Рекомендуется воспитателям, инструкторам по физической культуре ДОУ, родителям для формирования у детей интнреса к здоровому образу жизни....

Психологическая культура родителей как фактор становления гармоничной личности ребенка

Статья посвящена проблеме  повышения уровня психологической культуры родителей. Анализ литературы и опыт работы с родителями подрастающего поколения  позволяет утверждать, что психологическа...

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство, как один из факторов гармоничного развития личности»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...

Пение как один из факторов гармоничного развития личности

Пение как один из факторов гармоничного развития личности...